Как содержать экзотическое животное в домашних условиях? макак, мартышка, капуцин. часть 1

18 необычных видов обезьян

Обезьяны в мифологии и культуре разных народов

Остров Обезьян (Китай, Nanwan)

В некоторых этносах встречаются истории противоположные по смыслу тому, что человек – это эволюционировавшая обезьяна.

По приданиям, были африканские племена, изгнанные в леса за людоедство, которые дичая и деградируя там, вконец теряли человеческие качества и становились обезьяноподобными животными.

Зулусы рассказывали про племя чудовищно ленивых людей, которые, решив жить за счет чужого труда, перестали обрабатывать землю, покрылись шерстью, а их мотыги за неиспользованием превратились в хвосты.

Даже в древнегреческой мифологии упоминается некий «обезьяний остров», где жили керкопы — бывшие люди, превращенные Зевсом в обезьян – за их постоянную гнусную ложь.

В общем, идея подобных историй понятна: когда человек отказывается от собственной разумной природы, нарушает предписанные ему богами правила, — он дичает. А точнее, становится наиболее похожим на него животным – обезьяной.

Видимо поэтому во многих культурах, особенно в западной, эта зверюшка воспринимается порочной карикатурой на человека, наделенной низменным характером и дурацким поведением.

В христианстве обезьянам приписывалась дьявольская злокозненность. Дошло до того, средневековые художники, которые «смеют думать, что они могут тягаться с природой» изображались в виде мартышки, решившей уподобиться Богу.

Но есть и иные варианты человеческого отношения в этому животному, особенно на востоке…

В культуре Тибета считается, что именно от священной обезьяны произошел их народ, а именно шестеро предков-родоначальников. Здесь особенно почетно иметь этот тотем — собственным или племенным. И более того, та же священная обезьяна воплотилась в Авалокитешвару, после чего начался её цикл воплощений в Далай-ламах.

Если использовать так называемую ченнелинговую информацию, то еще Хозе Аргуэльес рассказывал о Вселенной разумных обезьян, возглавляемой благородным владыкой Тутмозисом и царицей Гипнезией:

В земной мифологии существует Хануман – индуистское обезьяноподобное божество, которого почитают как наставника в науках и который приходился сыном богу Ветра.

Культ Ханумана – один из самых распространенных по всей Юго-Восточной Азии, что приносит особое раздолье макакам. В Индии и Тайланде построено множество храмов, где почитают священных обезьян, что гарантирует местным резусам безопасность и бесперебойную кормежку:

В Тайланде и Гонконге обезьяний царь носит имена которые буквально означают «обезьяна равная небу» и «обезьяна-дух».

Китайским современным аналогом Ханумана является «каменная обезьяна» — путешественник и великий мудрец Сунь Укун. Это литературный персонаж У Чэнъэня из романа «Путешествие на Запад», которого изначально больше всего интересовало обретение бессмертия.

Но при всех своих знаниях и магических умениях, Сунь Укун все же почил «в битве» с алкоголем. На том свете вел себя непоследовательно, приобрел характер трикстера: хитрил, воровал, развлекался, скандалил — в общем, вел себя как типичная мартышка.

Более подробно о богах-трикстерах читайте в статье «Боги разума и знаний».

Египетское божество мудрости Тот одним из своих священных животных имел павиана. Позднее, переодеваясь в этот образ, Жрецы Египта осуществляли празднования в честь фараонов.

Стоит напомнить о стиле обезьяны из древней китайской культуры. Эта оздоровительная система движений была разработана известным врачом Хуа То — как часть «Игры пяти зверей», призванной укреплять здоровье.

В боевом искусстве кунг-фу стиль обезьяны соединяет в себе различные приемы нападения и обороны, отличающиеся скоростью реакции, гибкостью, активностью и находчивостью. Человек, желающий освоить этот боевой стиль, вживается в характер обезьяны, с присущими ей особенностями проявлений:

Ещё один экзотический момент, якобы присущий некоторым восточным и африканским культурам – питание обезьяньими мозгами (считается, что это блюдо помогает восстановить сексуальную мужскую силу).

Подобный эпизод вы могли видеть в фильме «Индиана Джонс и Храм Судьбы»

Однако на деле, обычай поедания мозга обезьяны:

  • или не подтверждается в массовой культуре питания, так как, возможно, является устаревшим и слишком экзотичным;
  • или максимально дорог и осуществляется нелегально;
  • или используется в качестве сугубо ритуальных блюд у очень небольшого количества народов.

Питание

Основу рациона составляют фрукты, ягоды и семена растений. Периодически он дополняется насекомыми и членистоногими (Arthropoda). Изредка поедаются птичьи яйца, вылупившиеся птенцы и мелкие грызуны.

Обитающие вблизи водоемов животные иногда лакомятся ракообразными. Это характерно для популяций, обитающих в Сенегале. Повседневное меню зависит от поры года.

В саваннах мартышки довольствуются поеданием низкокалорийных трав, но при первой же возможности переходят на питание фруктами. Их любимыми лакомствами являются бананы, манго, папайя и инжир.

В поисках пищи обезьяны ежедневно преодолевают расстояния от 1000 до 2000 м. В засуху они нередко проходят до 10-15 км в течение дня.

Можно ли заводить обезьян в качестве домашних питомцев?

В некоторых странах законно иметь обезьян в качестве домашних питомцев. Но обезьяны не подходят для содержания в качестве домашних животных. Они естественным образом живут в сложной среде с очень специфическими требованиями. Например, без специальной диеты и доступа к ультрафиолетовому излучению на открытом воздухе у игрунок возникают проблемы со здоровьем, такие как заболевания костей. Они также дороги, вонючи и склонны к скуке и стрессу. Обезьяны по своей природе агрессивные животные, которые могут напасть на своего хозяина и укусить его. ()

Большинство домашних обезьян содержатся в одиночестве, а не в их естественной социальной среде, например, в большой группе. Александр Пил, антрополог из Университетского колледжа Лондона, и Фиона Стюарт, преподаватель дикой природы и сохранения приматов в Ливерпульском университете имени Джона Мурса в Англии, выступили за запрет содержания обезьян в качестве домашних питомцев в Великобритании, отчасти из-за негативного воздействия содержания обезьян в одиночестве.

«Из ранних экспериментальных работ мы знаем, что изоляция этих животных от их группы вызывает серьезные социальные проблемы,» – писали Александр Пил и Фиона Стюарт в The Conversation в 2019 году. «В большинстве случаев нормальное социальное поведение не может быть восстановлено у домашних питомцев, которых позже выпускают на волю. Владельцы, особенно молодых домашних обезьян, калечат животных на всю жизнь, удаляя их из их естественной среды». ()

Описание

Длина тела взрослых особей 40-60 см, а хвоста 45-70 см. Вес колеблется от 3000 до 5000 г. Самцы крупнее и тяжелее самок.

Густой короткий мех окрашен в золотистый цвет с зеленоватым отливом. Кончик хвоста золотисто-желтый. На щеках и возле ушей растут длинные беловатые или желтоватые волосы.

Окрас горла и верхней части груди варьируется от грязно-белого до кремового цвета. Волосяной покров на голове оливково-коричневый. Морда слегка вытянута вперед.

В области ноздрей и глаз шерсть отсутствует. Кожа на ней темно-серая или серо-черная.

Конечности тонкие и приспособлены для передвижения по деревьям.

Продолжительность жизни в дикой природе не превышает 20 лет. В зоопарках зеленая мартышка доживает до 30 лет. 

Когда появились три обезьяны

Вопрос о точном времени появления трех обезьян, видимо, не разрешим, отчасти из-за народного характера веры, не имеющей централизации и каких бы то ни было архивов. Приверженцы культа Косин устанавливали каменные монументы (косин-то). Вот на них и сто́ит искать древнейшие материально зафиксированные образы трех обезьян. Проблема в том, что датировать такие памятники вряд ли возможно.

Некоторую определенность дают самые знаменитые из трех обезьян. Для японцев такая композиция известна под именем «три обезьяны из Никко».

Три обезьяны из Никко

Никко — один из древнейших и известнейших религиозных центров Японии. Он расположен в 140 км к северу от Токио. Отношение японцев к Никко можно оценить по поговорке «не говори кэкко (яп. замечательно), пока не увидел Никко». А са́мой известной достопримечательностью замечательного Никко служит синтоистское святилище Тосёгу, включенное в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО и в Национальные сокровища Японии. Тосёгу — комплекс сооружений, украшенных богатой выразительной деревянной резьбой. Второстепенное хозяйственное здание комплекса — конюшня — стала всемирно известной, благодаря вырезанным на ней трем обезьянам.

Конюшня святилища Тосёгу, Никко, Япония Резное панно с изображение трех обезьян

Помимо всеобщей известности обезьяны из Никко могут дать нам точную верхнюю границу появления символа. Постройку конюшни с ее украшениями уверенно относят к 1636 г., таким образом, к этому времени три обезьяны уже существовали, как единая композиция

Можно осторожно отодвинуть время появления трех обезьян на 1—2 столетия до изображения их в Никко, вряд ли обезьяны в культе Косин заимствованы с конюшни святилища, логичнее предположить обратное направление заимствования, причем символизм должен быть достаточно сформирован и широко известен

Интересные факты

  1. Ведут дневной образ жизни. Пищу находят на земле и на деревьях. Они передвигаются на четырех ногах и умеют плавать;
  2. Благодаря довольно длинным конечностям они могут развивать большую скорость во время бега;
  3. Спят на верхушках деревьев;
  4. У этого вида приматов хорошо развита мимика, без труда изображают легко различимые эмоции: грусть, радость, удивление, злость;
  5. Часто повреждают посевы, сады и плантации, из-за чего местные фермеры охотятся на них как на вредителей;
  6. Этот вид приматов переносит особенно опасную инфекцию, называемую вирусом Марбург, который вызывает геморрагическую лихорадку Марбург (Мариди) или «болезнь зеленых обезьян»;
  7. Ученые используют мартышек для моделирования течения и терапии таких заболеваний человека, как СПИД, поведенческие расстройства, нарушение обмена веществ и ожирение.
  8. Детеныши этого вида приматов не только способны сосать соски матери, чтобы прокормить себя, но это для них особая игра, которую самка позволяет им до года;
  9. Помогают в распространении растений: когда они едят разнообразные фрукты, они не перемалывают семена, которые проходят через их пищеварительный тракт и падают на землю с пометом далеко от того места, где растут материнские деревья.

Систематика

  • Триба Cercopithecini
    • Род Allenopithecus — Чёрно-зелёные мартышки
    • Род Cercopithecus — Мартышки
      • Cercopithecus albogularis Sykes, 1831 — Белогорлая мартышка
      • Cercopithecus ascanius Audebert, 1799 — Мартышка Шмидта
      • Cercopithecus campbelli Waterhouse, 1838 — Мартышка Кемпбелла
      • Cercopithecus cephus Linnaeus, 1758 — Голуболицая мартышка, или Муйдо
      • Cercopithecus denti Thomas, 1907 — Мартышка Дента
      • Cercopithecus diana Linnaeus, 1758 — Мартышка-диана
      • Cercopithecus doggetti Pocock, 1907 — Серебряная мартышка
      • Cercopithecus dryas Schwartz, 1932 — Мартышка дриас
      • Cercopithecus erythrogaster Gray, 1866 — Краснобрюхая мартышка
      • Cercopithecus erythrotis Waterhouse, 1838 — Рыжеухая мартышка
      • Cercopithecus hamlyni Waterhouse, 1838 — Совинолицая мартышка
      • Cercopithecus kandti Matschie, 1905 — Золотая мартышка
      • Cercopithecus lhoesti P. Sclater, 1899 — Бородатая мартышка
      • Cercopithecus lowei Thomas, 1923
      • Cercopithecus mitis Wolf, 1822 — Коронованная мартышка
      • Cercopithecus mona Schreber, 1774 — Мартышка мона
      • Cercopithecus neglectus Schlegel, 1876 — Мартышка Бразза
      • Cercopithecus nictitans Linnaeus, 1766 — Большая белоносая мартышка
      • Cercopithecus petaurista Schreber, 1774 — Малая белоносая мартышка
      • Cercopithecus pogonias Bennett, 1833 — Чубатая мартышка
      • Cercopithecus preussi Matschie, 1898 — Мартышка Прейса
      • Cercopithecus roloway Schreber, 1774
      • Cercopithecus sclateri Pocock, 1904 — Мартышка Склейтера
      • Cercopithecus solatus M. J. S. Harrison, 1988 — Рыжехвостая мартышка
      • Cercopithecus wolfi A. Meyer, 1891 — Мартышка Вольфа
      • Cercopithecus lomamiensis Hart et al., 2012
    • Род Chlorocebus — Зелёные мартышки
      • Chlorocebus aethiops Linnaeus, 1758 — Гривет
      • Chlorocebus cynosurus Scopoli, 1786 — Малбрук
      • Chlorocebus djamdjamensis Neumann, 1902 — Джам-джам
      • Chlorocebus pygerythrus F. Cuvier, 1821 — Верветка
      • Chlorocebus sabaeus Linnaeus, 1766 — Зелёная мартышка
      • Chlorocebus tantalus Ogilby, 1841 — Мартышка танталусская
    • Род Erythrocebus — Мартышки-гусары
      • Erythrocebus patas Schreber, 1775 — Мартышка-гусар
      • Erythrocebus poliophaeus Reichenbach, 1775
    • Род Miopithecus — Крошечные мартышки
      • Miopithecus ogouensis Kingdon, 1997 — Габонская крошечная мартышка
      • Miopithecus talapoin Schreber, 1774 — Ангольская крошечная мартышка
  • Триба Papionini
    • Род Macaca — Макаки
      • Macaca arctoides I. Geoffroy, 1831 — Медвежий макак
      • Macaca assamensis McClelland, 1840 — Горный резус
      • Macaca cyclopis Swinhoe, 1863 — Тайваньский резус
      • Macaca fascicularis Raffles, 1821 — Макак-крабоед
      • Macaca fuscata Blyth, 1875 — Японский макак
      • Macaca hecki Matschie, 1901
      • Macaca leonina Blyth, 1863 — Северный свинохвостый макак
      • Macaca leucogenys Li, Zhao, Fan, 2015
      • Macaca maura H.R. Schinz, 1825 — Целебесский макак
      • Macaca mulatta Zimmermann, 1780 — Макак-резус
      • Macaca munzala Sinha et al., 2005
      • Macaca nemestrina Linnaeus, 1766 — Южный свинохвостый макак, или Лапундер
      • Macaca nigra Desmarest, 1822 — Хохлатый павиан
      • Macaca nigriscens Temminck, 1849
      • Macaca ochreata Ogilby, 1841
      • Macaca pagensis Miller, 1903 — Пагайская макака
      • Macaca radiata É. Geoffroy, 1812 — Индийский макак, или Макак боннет
      • Macaca siberu Fuentes and Olson, 1995 — Сиберутская макака
      • Macaca silenus Linnaeus, 1758 — Вандеру, или Львинохвостый макак
      • Macaca sinica Linnaeus, 1771 — Цейлонский макак
      • Macaca sylvanus Linnaeus, 1758 — Варварийская обезьяна, или Магот
      • Macaca thibetana Milne-Edwards, 1870 — Макак Давида
      • Macaca tonkeana Meyer, 1899 — Тонкский макак
    • Род Papio — Павианы
      • Papio anubis Lesson, 1827 — Анубис
      • Papio cynocephalus Linnaeus, 1766 — Бабуин
      • Papio hamadryas Linnaeus, 1758 — Гамадрил
      • Papio papio Desmarest, 1820 — Гвинейский павиан
      • Papio ursinus Kerr, 1792 — Медвежий павиан
    • Род Mandrillus — Мандрилы
      • Mandrillus leucophaeus F. Cuvier, 1807 — Дрил
      • Mandrillus sphinx Linnaeus, 1758 — Мандрил
    • Род Theropithecus — Гелады
    • Род Cercocebus — Мангабеи, или Черномазые обезьяны
      • Cercocebus agilis Milne-Edwards, 1886 — Прыткий мангабей
      • Cercocebus atys Audebert, 1797 — Чёрный мангабей
      • Cercocebus chrysogaster Lydekker, 1900 — Золотобрюхий мангабей
      • Cercocebus galeritus Peters, 1879 — Танский мангабей
      • Cercocebus sanjei Mittermeier, 1986
      • Cercocebus torquatus Kerr, 1792 — Беловоротничковый мангабей
    • Род Lophocebus — Бородатые мангобеи
      • Lophocebus albigena Gray, 1850 — Гривистый мангабей
      • Lophocebus aterrimus Oudemans, 1890 — Чёрный мангобей
      • Lophocebus opdenboschi Scouteden, 1944
      • Lophocebus ugandae Matschie, 1912
      • Lophocebus johnstoni Lydekker, 1900
      • Lophocebus osmani Groves, 2007
    • Род Rungwecebus
  • Браун, Ильза
  • Герцог Палмела
  • Министерство развития Негева и Галилеи
  • ИП-5
  • Скотти, Пьетро
  • Ким, Пётр Геронович
  • BMW M3
  • Улица Антоновича (Львов)
  • Дёмина, Ирина Ивановна
  • Третья карта

Значение трех обезьян

Смысл композиции часто истолковывается не совсем верно: западному человеку проще увидеть в трех обезьянах эдакого коллективного страуса, засунувшего голову в песок перед лицом проблем.

Так что же символизируют обезьяны? Если вспомнить японское чтение-каламбур (не вижу — не слышу — не произношу) композиции, можно понять, что она служит визуальным выражением соответствующих отрицаний.

Основа, объединяющая разные религиозный и философские течения (в том числе и культ Косин) — цель развития личности — достижение просветления, противостояние всему неистинному (по-английски просто «evil» — то есть злу) внутри и снаружи. Например, у буддистов есть механизмы, которые можно иллюстрировать обезьянками, это выработка своеобразных «фильтров», не позволяющих неистинному достигать сознания, буддист должен «не слышать» «зла». Один из англоязычных вариантов названия композиции из трех обезьян «no evil monkeys» — «обезьяны без зла». Если человек будет соблюдать принципы, изображаемые обезьянами, он неуязвим. А по сути же три обезьяны — плакат-напоминание, вроде советского «Не болтай!», призыв к сохранению чистоты (равно этической и эстетической).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Like children
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: