УЧЕБНЫЕ ПАРУСНИКИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
АНГЛИЯ.2
Английское
учебное
судно
«Малькольм
Миллер».
АРГЕНТИНА.
Английское учебное судно — бриг
«Роялист».
Схема парусности и план палубы
«Роялиста».
ГДР.2
Устройство учебного судна — бригантины «Вильгельм Пик» (ГДР), построенной на «Варнов-верфи» в Варнемюнде.
1 — бушприт; 2 — стаксель; 3 — кливер; 4 — бом-кливер; 5 — фока-рей; 6 — марса-рей;
7 — брам-рей; 8 — бом-брам-рей; 9 — фор-стеньга; 10— грот-стеньга; 11 — антенна;
12 — мунсель («лунный» или «небесный» парус); 13 — бом-брамсель; 14 — брамсель;
15 — летучий стаксель; 16 — грот-стень-стаксель; 17 — марсель; 18 — гаф-топсель;
19 — гафель; 20 — грот (гафельный); 21— грота-стаксель; 22— фок; 23—грота-стаксель-
гик; 24 — грота-гик; 25 — якорный шпиль на баке; 26 — тамбур схода; 27 — спаса
тельный плот; 28 — рубка; 29 — угольный бункер; 30 — камбуз; 31 — хлебопекарня;
32 — шлюпка; 33 — рулевая рубка, нактоуз и штурвал; 34 — радиорубка; 35 — кают-
компания; 35 — столовая; 37 — каюта для гостей; 38 — каюты помощников капитана;
39 машинное отделение; 40, 44 — душевые, гальюн; 41 — водяные цистерны;
42 твиндечные помещения (кубрик); 43 — цистерна; 45 — каюта боцмана.
ГРЕЦИЯ.
Учебное судно «Америго Веспуччи» (Италия).
Фото из календаря Бэкена «Tall Ships.»
ДАНИЯ.22
Учебное судно «Глория» (Колумбия). Это
— самое новое из судов мирового учебного парусного флота
(1968 г.)
ИНДОНЕЗИЯ.ИРЛАНДИЯ.ИСПАНИЯ.2ИТАЛИЯ.22КОЛУМБИЯ.2НОРВЕГИЯ.2ПНР.2
Схема парусности учебного судна—корабля «Дар Поможе» (ПНР).
22
Учебное судно «Игл» (США).
ПОРТУГАЛИЯ.2РУМЫНИЯ.2США.2
Носовое украшение «Игла». На
заднем плане «Горх Фок».
ФРГ.2
Штурвалы барка «Игл».
Учебное судно «Ниппон мару» (Япония).
Уч ебное судн о « Горх Фок» (ФРГ). Общее расположение:
Л —план верхней палубы ; Б — план нижней палубы.
I —санитарные помещения; 2 — камбуз; 3 — агре-гатн ая; 4 — холодильник; 5 — офицерская кают-компания; 6 — 1- и 2-местные каюты; 7 — каюта и салон командира; 8 — каюты адъютанта, администратора (рядом—бюро), врача; Р —лазарет;
10 — каюта для гостей;
11 — 21-местный кубрик команды; 12 — 21-местный кубрик унтер-офицеров; 13 — каюта фельдфебелей; 14, 15 — кубрик на 106 курсантов (койки подвесные); 16 — кают-компания; 17— 2-местные каюты. Из журнала «Schiff und
-Hafen» N 4, 1959.
2ФРАНЦИЯ.2ЧИЛИ.2ШВЕЦИЯ.2ЯПОНИЯ.2(1) Неожиданным доказательством может служить сообщение о том, что во
франции было решено построить трехмачтовый… исправительный дом, рассчитанный на 9-месячные рейсы с 90 молодыми правонарушителями.(2) Когда без разъяснений приводятся три значения длины, имеются в виду:
длина по KBЛ, наибольшая длина корпуса и габаритная длина (с бушпритом),
судна.ВпередОглавлениеНазад
Парусные суда с косым парусным вооружением
Ко второй категории парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются косые паруса. Преобладающим типом парусников этой группы являются двухмачтовые и трехмачтовые шхуны, позволяющие за счет небольшой осадки заходить на мелководье. Они подразделяются на:
- гафельные
- бермудские
- стаксельные
- марсельные
Двухмачтовые шхуны
Двухмачтовые шхуны (Two masted schooner)
- Двухмачтовые шхуны с гафельным вооружением имеют две мачты с косыми парусами
- У двухмачтовых шхун с бермудским вооружением основными являются косые паруса без гафелей, передняя шкаторина которых крепится вдоль мачты, а нижняя — к гику
- У двухмачтовых шхун со стаксельным вооружением основными парусами на мачтах являются стаксели, а дополнительными трисели и бизань
- Двухмачтовые шхуны с марсельным вооружением это парусные суда, имеющее косые (гафельные) паруса и два прямых паруса называемые «марсели» на фок-мачте
Трехмачтовые шхуны
Трехмачтовые шхуны (Three masted schooner)
- Трехмачтовая гафельная шхуна (gaffsail schooner)
- Трехмачтовая бермудская шхуна (bermudian schooner)
- Трехмачтовая стаксельная шхуна (headsail schooner)
- Трехмачтовая марсельная шхуна (topsail schooner) получила собственное наименование «джекас» (jackass) и вооружена косыми парусами на всех мачтах и в дополнении имеет три прямых паруса на фок-мачте
Многомачтовые шхуны
Кроме перечисленных парусников существовали большие многомачтовые шхуны (multi-masted schooner) обладающие четырьмя, пятью, шестью и даже семью мачтами, на которых развивались исключительно косые (гафельные) паруса.
1 — семимачтовая шхуна 2 — шестимачтовая шхуна 3 — пятимачтовая шхуна 4 — четырехмачтовая шхуна
Помимо шхун к категории судов с косым парусным вооружением относятся небольшие одномачтовые суда — куттер, шлюп, кэт. А также двухмачтовые — кэч, иол.
Небольшие парусники с комбинированным парусным вооружением
- Кэт (catboat) — парусное судно характеризующееся наличием гафельного паруса на одной мачте, расположенной вблизи носовой части
- Шлюп (sloop) — одномачтовое парусное судно с косыми парусами
- Куттер (cutter) — одномачтовое парусное судно, имеющее на мачте два типа косых парусов: гафельный грот и два стакселя. Куттер с горизонтальным выдвижным бушпритом называют тендером
- Кэч (ketch) — двухмачтовое парусное судно с косыми парусами и расположением головки баллера руля позади бизань-мачты. При этом площадь паруса бизань-мачты составляет около 20 процентов общей парусности. Такая особенность дает преимущества по управляемости при сильном ветре
- Гафельный кэч (gaff ketch) — двухмачтовый парусник с гафельными парусами и расположением головки баллера руля позади бизань-мачты
- Иол (yawl) — двухмачтовое парусное судно с косыми парусами и расположением головки баллера руля перед бизань-мачтой
«Меркурий»
18-пушечный военный бриг русского флота «Меркурий» был построен на Севастопольской верфи специально для охраны Кавказского побережья, несения дозорной службы и разведки.
В мае 1829 года во время Русско-турецкой войны бриг под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями, чем увековечил своё имя и за что был награждён кормовым Георгиевским флагом.
Получивший сильные повреждения, «Меркурий» не принимал участия в дальнейших военных походах 1830—1831 годов, а с 1832-го по 1836-й находился в Севастопольском адмиралтействе на капитальном ремонте. Позднее судно участвовало в высадках десантов на Кавказском побережье, в курсировании у восточных берегов Чёрного моря.
За бой с турками «Меркурий» был награждён кормовым Георгиевским флагом
Во время обороны Севастополя в 1855 году корпус «Меркурия» использовался в качестве понтона при наведении моста через Южную бухту, а в 1856 году его отбуксировали в Николаев, где некоторое время использовали в качестве плавучего склада. 9 (21) ноября 1857 года «Меркурий» по причине крайней ветхости был исключён из списков флота и разобран.
«Ваза»
Шведский боевой корабль, спущенный на воду летом 1628 года. Своё название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии.
Будучи одним из самых крупных и дорогостоящих боевых кораблей шведского флота, «Ваза» должен был стать его флагманом, однако из-за конструктивных ошибок корабль опрокинулся и затонул в своём первом выходе из Стокгольмской гавани 10 августа 1628 года. В 1961 году корабль был поднят, законсервирован, отреставрирован и в настоящее время экспонируется в специально построенном для него музее. «Ваза» — единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала 17-го века.
Оружие
Системы военно-морского оружия развивались вслед за развитием наземного оружия. К ним относятся:
- авианосцы,
- нарезные орудия,
- таран корпуса противника в использование основных механических снарядов,
- стреляющие снаряды,
- ракеты и дистанционно управляемые устройства,
- минные заградители и тральщик,
- гладкоствольные пушечные ядра,
- вооруженные торпедами подводные лодки,
- корабли, вооруженные управляемыми огневыми стредствами.
До тех пор, пока развитие паровой тяги не сочеталось с скорострельными орудиями с казенной частью, морские бои часто заканчивались схваткой между командами противников. С начала 20-го века произошло существенное развитие технологий, которые позволяют проецировать силы из военно-морской оперативной группы на сухопутный объект с использованием морской пехоты.
Парусники Российского флота
Линкоры являлись самыми мощными и большими парусными кораблями Императорского флота в России. Оборудовались прямым парусным оснащением и тремя мачтами, последние представители этих судов также имели гребные винты и паровые машины. В качестве вооружения несли 60−140 пушек, находившихся на верхней палубе и двух деках. С учетом числа орудий корабли классифицировались по рангам.
Деление на четыре ранга (54-, 66-, 80- и 100-пушечных) произошло в 1721—1723 гг. До этого деление производилось по английским стандартам 1705 г.
За весь период существования парусного ВМФ России линкоры были самыми мощными представителями этого типа кораблей, а также составляли самую многочисленную группу парусников. Находились на службе в составе Черноморского, Балтийского и Азовского флотов.
Как исключение к линкорам в составе флота относили барбарские корабли и сделанные кумпанствами корабли-баркалоны, малые корабли, первые судна-галеасы, сторожевые корветы, а также «новоизобретенные» парусники, которые строились для возрождения Азовского флота. Фактически ни габаритами, ни военным и парусным оснащением эти корабли не соответствовали линкорам, но эксплуатировались именно в этих целях.
Список парусных кораблей, вошедших в историю России:
- На паруснике «Витязь» Миклухо-Маклай — первый европейский человек — доплыл до Новой Гвинеи.
- Фрегат «Паллада», который был признан образцом совершенства, широко популярен за счет плававшего на нем поэта Гончарова.
- На судне «Восток» русские мореплаватели открыли Антарктиду.
Век металлических суден на атомных двигателях не смог подвинуть с морских просторов величественные парусные корабли, которые не только позволяют кадетам на практике познать морское дело. Своим внешним видом они пробуждают в детях и юношах интерес к путешествию, дают возможность прикоснуться к истории географических открытий и боевой славе России.
Катание по морским волнам
Катание по морским волнам на самых разных приспособлениях становится одним из самых популярных видов туризма, спорта и развлечений. Поклонники скоростного перемещения по воде начитывают в своих рядах десятки миллионов человек во всем мире.
В 2005 г. на юге России, на окончании Ейской косы, омываемой водами Таганрогского залива и Ейского лимана (побережье Азовского моря), был создан первый в нашей стране клубный отель водных видов спорта и активного отдыха на воде. Он называется «Акватория лета». Выбор места был неслучаен. Именно здесь собирались в течение более 10 лет поклонники водного экстрима. Объясняется это тем, что роза ветров здесь идеально подходит для занятий морским спортом. Прежде всего это виндсерфинг
(катание на доске под парусом),кайтсерфинг (катание на доске под парашютом) ивейкбординг (катание на доске, буксируемой катером).
В комплекс клуба входят три двухэтажных жилых корпуса на 86 номеров (включая номера «люкс»), трехэтажное здание ресторана с панорамными окнами, бассейн и вводно-спортивный комплекс (причал, прокат оборудования, пляж). Номера отеля оборудованы индивидуальными кондиционерами, душем, телевизорами, мобильной телефонной связью. Спортивный центр оснащен самым современным оборудованием общей стоимостью около 300 тыс. долларов, а обучение водному экстриму проводит большая команда квалифицированных инструкторов. У отеля есть подробный интернет-сайт и московское представительство, активно сотрудничающее с несколькими десятками турагенств. На базе территории клуба созданы многочисленные спортплощадки для занятий прыжками на батуте, айкидо и многими другими видами спорта. В дальнейшем планируется создание сети российских спортивных клубных отелей под маркой «Акватория лета».
Названия парусов
Рис. 8 — Основные паруса корабля полного парусного вооружения
Названия парусов соответствую мачтам на которых они расположены, и реям на которых они расположены (пример: на грот-марса-рее – парус грот-марсель). Если на задней нижней реи прямой парус, он называется бизань, а гафельный позади контр-бизань. Если прямого паруса нет, то имя бизань носит гафельный парус.
В середине девятнадцатого века стали строить быстроходные суда для дальних рейсов — клипера. Паруса у них были громадные, марселя достигали пятисот квадратных метров. Управляться с ними было очень трудно. Американский капитан Форбс предложил делить паруса на две части. Теперь на парусниках можно видеть нижний марса-рей и верхний марса-рей (оба на стеньге), нижний брам-рей и верхний брам-рей (оба на брам-стеньге). И паруса разделились на нижний и верхний марсели, нижний и верхний брамсели.
Рис. 9 — Парусное вооружение кораблей и фрегатов Российского Флота XVIII-XIX вв.
а — 1700-1726 гг., б — 1726-1777 гг., в -1777-1860 гг., г — 1806-1865 гг.
(Показаны наиболее употреблявшиеся паруса — без лиселей и дополнительных стакселей.
Пунктиром обозначены паруса, появившиеся в конце периода)
- бизань
- крюйсель
- грот
- грот-марсель
- грот-брамсель
- фок
- фор-марсель
- фор-брамсель
- блинда
- бом-блинд
- кливер
- фор-стень-стаксель
- крюйс-брамсель
- крюйс-бом-брамсель
- грот-бом-брамсель
- фор-бом-брамсель
- драйвер
- фока-стаксель
- фор-трисель
- грот-трисель
В середине девятнадцатого века стали строить быстроходные суда для дальних рейсов — клипера. Паруса у них были громадные, марселя достигали пятисот квадратных метров. Управляться с ними было очень трудно. Американский капитан Форбс предложил делить паруса на две части. Теперь на парусниках можно видеть нижний марса-рей и верхний марса-рей (оба на стеньге), нижний брам-рей и верхний брам-рей (оба на брам-стеньге). И паруса разделились на нижний и верхний марсели, нижний и верхний брамсели.
Рис.10 — Парусное вооружение клипера
1 — бом-кливер; 2 — кливер; 3 — второй или средний кливер; 4 — фор-стеньги-стаксель; 5 — фор-бом-брамсель;
6 — фор-брамсель верхний; 7 — фор-брамсель нижний; 8 — фор-марсель верхний; 9 — фор-марсель нижний; 10 — фок;
11 — грот-бом-брам-стаксель; 12 — грот-брам-стаксель; 13 — грот-стеньги-стаксель; 14 — грот-трюмсель;
15 — грот-бом-брамсель; 16 — грот-брамсель верхний; 17 — грот-брамсель нижний; 18 — грот-марсель верхний;
19 — грот-марсель нижний; 20 — грот; 21 — крюйс-марсель нижний; 22 — крюйс-стень-стаксель; 23 — крюйс-бом-брамсель;
24 — крюйс-брамсель; 25 — крюйс-марсель верхний; 26 — крюйс-марсель нижний; 27 — бегин (бизань); 28 — контрабизань.
«Восток»
«Восток» — 28-пушечный парусный военный шлюп Первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819−1821 годов под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена. Судно было спущено на воду в Санкт-Петербурге в 1818 году. А уже 3 июля 1819 года шлюпы «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта и 16 января следующего года достигли берегов Антарктиды.
После ремонта в Порт-Джексоне корабли исследовали тропическую часть Тихого океана, а затем 31 октября 1820 года вновь взяли курс на Антарктиду. 10 января 1821 года шлюпы достигли самой южной точки Земли. 24 июля 1821 года, закончив труднейшее плавание, корабли прибыли в Кронштадт.
За 751 суток они прошли около 92,3 тыс. км. Важнейшим итогом экспедиции стало открытие громадного шестого материка — Антарктиды. Помимо этого, на карту были нанесены 29 островов и выполнены сложные океанографические работы. В память об этом знаменательном плавании в России была выбита медаль.
В честь шлюпа «Восток» названа антарктическая научная станция
В 1828 году шлюп «Восток» был исключён из списков флота и разобран. В честь знаменитого парусника названы остров и берег в Антарктиде, а также антарктическая научно-исследовательская станция «Восток».
Виды гражданских судов
Все абсолютно суда разделяются на два больших типа — гражданские и военные. Есть однако и средства, которые можно использовать в двух этих целях.
Посмотрим, какими бывают суда по назначению гражданского типа:
- Транспортные: Пассажирские — перевозящие более чем 12 лиц, не являющихся членами экипажа.
- Грузовые — то, что нельзя отнести к пассажирскому. Это сухогрузы (балкеры, ролкеры, контейнеровозы, автомобилевозы, рефрижераторные суда и т.д.) и танкеры (отличает перевозка грузов в специальных цистернах — танках).
- Грузопассажирские — грузовое, имеющее места для пассажиров, или пассажирское, имеющие специальные трюмы для грузов.
Промысловое — рыболовное судно. Сейнеры, траулеры, дрифтеры, китобойные, краболовные суда.
Технический флот. Подразделяется еще на несколько видов:
- промышленно-хозяйственные: добывающие, лесопромышленные, энергоснабжающие, очищающие дно, кабельные, мотозавозни, трубоукладчики и т.д.;
суда, технически обслуживающие корабли, порт, водные пути: крановые, плавучие доки, грунтоотвозные, дноуглубительные.
Служебно-вспомогательные. Могут как функционировать самостоятельно, так и оказывать помощь другим средствам:
- спасательные;
буксировочные;
ледоколы;
бункеровочные;
учебные;
патрульные;
научно-исследовательские;
медицинско-санитарные.
Спортивные.
Прогулочные.
Маломерные.
По виду двигателя
По тому, какие типы двигателей бывают на судах, последние тоже можно разделить на группы:
- передвигающиеся за счет внутренней энергии (двигатель, усилия людей);
- передвигающиеся за счет внешней энергии (ветер);
- комбинированные (парусно-гребные, парусно-моторные и проч.)
Внешнюю энергию — ветра или течения воды (для этого сооружаются особые подводные паруса) — используют следующие суда:
- Парусные. Путешествовать за счет энергии ветра человек стал еще 6 тысяч лет назад!
- С парусом-крылом (жестким парусом). Похож на крыло самолета или планера. Это буеры, парусные катамараны.
- С роторным движителем (ротором Флеттнера). На палубе судна вертикально устанавливается большой цилиндр-ротор, который обеспечивает движение устройства за счет энергии ветра благодаря эффекту Магнуса.
- С турбопарусом. Был изобретен известным французским океанологом Жак-Ивом Кусто. Успешно применялся на его судне «Алсион».
- С кайтом («воздушный змей», «небесный парус», «летающий парус»). Конструкция, чем-то напоминающая параплан, предназначенная для буксировки человека, находящегося, например, на серфе.
Рассмотрим, какими бывают суда, использующие внутреннюю энергию:
- Воздушные (экранопланы, глиссеры и проч.).
- Гидравлические (вода). Дополнительно подразделяются на два типа: лопастные — с деталями, принимающими реакцию отбрасываемых объемов воды (весло, гребной винт, гребное колесо);
- нелопастные — реакции объемов воды воспринимаются неподвижными деталями.
Газоводометные (вода + воздух). Полезная тяга обеспечивается разгоном водных масс энергией сжатого воздуха.
Виды парусных кораблей
Парусники очень разнообразны. Их выделяют по количеству мачт, особенностям парусов, назначению. Определить тип корабля поможет таблица.
Название судна | Назначение корабля | Количество мачт | Паруса на мачтах | Дополнительные характеристики судна |
Аак | Грузовой, транспортный | 1 | 2-3 прямых паруса | Речное голландское судно; известно с 16 века; имеет плоское дно. |
Барк | Транспортный | 3, 4, 5 | Прямые; на бизань-мачте — косые | Первоначально небольшой, затем крупный морской корабль (водоизмещение 5-10 тонн); строили до первой четверти 20 века. Выглядит очень эффектно. |
Баркентина | Грузовой | 3, 4, 5, реже 6 | Прямые только на передней фок-мачте; остальные – косые; нет гафеля на фок-мачте. | Появление – 50-е годы 19 века. |
Бомбарда или бомбардирский корабль | Военный (обстрел крепостей, других укреплений на побережье) | 2, 3 | Прямые и косые на всех мачтах. | 17 век – 19 век; комплектация – от 6-12 крупнокалиберных пушек; мортиры. Мелкосидящее, чтобы подходить как можно ближе к берегу. |
Бриг | Конвойный | 2 | Прямые на передней фон-мачте, прямые и косые – на второй (грот-мачте). | Имел 10-20 пушек; мог ходить на веслах. |
Бригантина | Использовался для пиратских набегов; 18 век – посыльные, разведывательные военные суда. | 2-3 | Первоначально — латинские косые паруса; с 19 века – прямые на фок-мачте, косые – на грот-мачте. | Легкое судно – малый бриг; могло ходить на веслах (паруса снимались). |
Буер | Грузовой для прибрежного плавания; в России – как императорское прогулочное судно. | 01.02.18 | Косые | Появились в 18-19 веке. Российские рыбаки с севера использовали буера, установленные на коньки (двигались по льду). Позже стали применять как парус на колесах для движения по плотному песку. |
Галеон | Боевой, торговый корабль, характерный для 16-18 века. | 2-4 | Прямые; на бизань-мачте – косые. | Крупное морское судно с четырех-семипалубной надстройкой на корме. До 80 пушек на двух палубах. Для своего времени обладало наиболее совершенной конструкцией. |
Джонка | Военное, потом грузовое судно. | 2-4 | Сделаны из циновок в виде четырехугольников, реи – из бамбука. | Распространены на юго-востоке Азии. Использовались на реках и для прибрежно-морского плавания. Масса груза – до 600 тонн. |
Иол (или йол) | Военный, рыболовный | 2 | Косые | Появились в Швеции в самом конце 18 века, затем в России. Были снабжены пушкой и фальконетами. Рулевая ось находится перед задней мачтой. |
Каравелла | Рыболовный, торговый корабль 13-17 веков. | 3-4 | Прямые (первые две мачты), косые. | Входили в Испанский и Португальский флот, на них плавал Колумб. Особенности: высокая грузоподъемность, мореходность, надстроенные корма и нос; могли идти против ветра. |
Каракка | Военный, торговый (16-17 век). | 3 | Прямые (фок-, грот-мачты), косые (бизань-мачта). | Крупное судно с тремя палубами, водоизмещением 1-2 тыс. тонн. Оснащалось пушками (30-40), могло взять на борт более тысячи человек. Каракка входила в экспедицию Магеллана. Изобретена в Генуе. |
Карбас | Промысловое, грузовое, транспортное. | 1-2 | По 2 прямых паруса на мачте. | Место использования — русский север (поморы Белого моря и другие). |
Кеч (кэч) | Рыболовные, спортивные. | 2 – (только грот- и бизань-мачта) | Косые | Отличается тем, что кормовая мачта расположена перед рулевой осью. |
Клипер | Военный (дозор, разведка). | 3-4 | Прямые | Быстроходное судно 19 века. Высокую скорость развивал за счет узкого корпуса, высоких мачт и наличия на корпусе острых обводов. Водоизмещение – до 1.5 тонн. |
Люггер | Военное (разведывательное, посыльное). | 2-3 | Прямые | Создан во Франции в конце 18 – середине 19 в. Ценились за быстроходность. Оснащение – до 16 пушек. |
Тендер | Военно-вспомогательное | 1 мачта | Косые | Использовался в 19-м – начале 20 в. Был выдвигаемый бушприт, до 12 пушек. |
Флейт | Военные (транспортировка) | 3 | Прямые, на бизань мачте — косые. | Максимальная популярность – 16-18 вв. Высокие мачты, укороченные реи, до 20 пушек. |
Фрегат | Боевой | 3 | Прямые, на бизань мачте — косые. | Были популярны в 17-18 вв. Размер средний. Классические суда созданы во Франции. Востребован был линейный фрегат. |
Шлюп | Военный, экспедиционный | 3 | Прямые | Использовали в 18-19 веке. Установлена открытая батарея с 25 пушками. |
Шхуна | Торгово-грузовые | 2-3 | Косые | Родина — Англия и Голландия (17 век), но более широко использовали США. |
Яхта | Спортивное, туристское, может быть личным | От 1 до нескольких мачт | Прямые, косые | Быстрое, легкое судно. |
Таблица с видами парусников показала, как менялся облик кораблей, отношение к длине и количеству мачт, парусному сооружению.
фотографии и иллюстрации «летающих» парусников:
парусник «Pamir»
парусник «Pamir»
гибель барка «Pamir»
парусник «Parma»
парусник «Passat»
парусник «Peking»
барк «Preussen»
барк «Potosi»
Большинство парусных судов летающей серии «P» были четырехмачтовыми парусниками с парусным вооружением барка. Стальной клепаный гладкопалубный корпус трехостовного типа с элегантным форштевнем и красивой крейсерской кормой. Две стальные непрерывные палубы, комфортные кубрики для экипажа от 26 до 35 человек. Кроме того парусники обладали вместительными грузовыми трюмами в которые можно было поместить около 46000 мешков с зерном.
Часть парусников была построена в Глазго, но основная часть была спущена на воду на верфи «Blohm & Voss» в Гамбурге.
Два пятимачтовых парусника «Potosi» и «Preussen» оказались самыми удачными парусными кораблями летающей серии «P», но больше таких судов не строили, так как для них было сложно найти груз на один рейс общим весом 8000 тонн.
Парусники серии «P» неоднократно устанавливали рекорды скорости на южноамериканском маршруте, обгоняя любых конкурентов, которые пытались оспаривать их первенство. Владелец компании внес в столь прозаичное дело, как морские перевозки, дух романтики и азарт соревнования между экипажами парусников. И получилось так, что лавры рекордсменов, достававшиеся экипажам парусных судов, как бы отодвигали на второй процветание компании, которое обеспечивалось за счет тяжелейших условий работы моряков. Приобретенный опыт моряков ходивших на парусниках «летающей серии», служил прекрасной рекомендацией для них при найме в любую судоходную компанию и обеспечивал успех в морской карьере.
Во время первой мировой войны большинство парусников «летающей серии» были интернированы в различных портах. После окончания боевых действий компания выкупила часть парусников, считая, что у морских перевозок на парусных кораблях прекрасное будущее. Однако, глобальный экономический кризис привел к продаже почти всех парусников на слом или переоборудования их на учебные суда. Но несколько парусников все же пережили вторую мировую войну. Барк «Padua» достался по репарации СССР и сейчас бороздит просторы океанов под названием «Крузенштерн». Учебный барк «Pamir» в 1957 году во время урагана погиб унеся жизни всего экипажа и курсантов.
До наших дней три барка из семейства летающих «P» сохранены и используются как плавучие музеи. В финском городе Mariehamn стоит «Pommern», в Нью-Йорке — красуется великолепный барк «Peking», в немецком городке Травемюнде — «Passat».
Классификация
По парусному вооружению
- Фрегат — это судно, несущее три мачты, на всех — прямые паруса, а на бизани дополнительно косой парус.
- Барк — три мачты, первые две — прямые паруса, третья — косые.
- Бриг — две мачты, обе с прямыми парусами, но на бизани дополнительно косой парус.
- Шхуна (сюда же относятся баркетины, бригантины и т.д.) — это судно, у которой не менее, чем две мачты несут косые паруса.
- Полуторамачтовые суда (кечи, иолы и т.д.) — суда, у которых грот- и бизань мачта практически соединены друг с другом.
- Одномачтовые суда (тендеры и т.д.) — как следует из названия — суда с одной мачтой.
По типу парусов
По типу парусного вооружения выделяют следующие типы судов:
- Суда с прямым парусным вооружением — имеют прямые паруса на всех мачтах;
- Суда со смешанным парусным вооружением — имеют как прямые, так и косые паруса на мачтах;
- Суда с косым парусным вооружением — имеют косые паруса на всех мачтах.
Разделение — условно, так как возможны сочетания прямых и косых парусов у всех типов.
По форме корпуса или носа
Эта классификация использовалась в переходный период 16-17 веков, и ко времени века парусов являлась анохранизмом, однако использовалась, в том числе и англичанами.
- Флейт — это парусный корабль с тремя мачтами и двумя ярусами парусов, у которого борта завалены вовнутрь (сделано это было намеренно, так как в голландских портах пошлину платили исходя из ширины палубы судна).
- Куттер (катер) — малое одно- или двухмачтовое судно с прямым носом (от слова cut — резать)
- Клипер — корабль с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (анг. clip) обводами корпуса.
Поэтому все эти гукоры, паташи, тьялки, шебеки и т.д. — это либо местные названия, либо корабли по форме корпуса или носа.
По назначению или использованию
Линейный корабль — это трехмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением, несущее не менее 40-50 орудий. Обычно его орудия располагались на двух или трех деках (палубах), расположенных друг над другом. На нижнем деке размещали самые тяжелые, крупнокалиберные орудия, на верхнем — легкие пушки.
Фрегат — трехмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением с одной батарейной палубой. Обычно фрегат это корабль, предназначенный для дальней разведки или крейсерских действий, вооруженный довольно большим количеством мелких пушек (иногда до 48) с экипажем не менее 200 человек.
Шлюп — в британском Королевском Флоте XVIII — середины XIX вв. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной службы. Британские шлюпы эпохи паруса отличались друг от друга размерами, числом мачт, парусным вооружением, артиллерией и численностью команд. Аналоги трехмачтовых шлюпов с корабельным вооружением на верхней палубе во французском флоте назывались «корветами». Подобные корабли, захваченные британцами в ходе англо-французских войн, именовались в английском флоте так же, как и во французском — корветами.
Авизо — малый корабль, предназначенный для разведывательной или почтовой службы.
Пакетбот — корабль предназначенный для почтовой службы, разница его с авизо в том, что пакетботы совершали регулярные рейсы, скажем из Данцига в Петербург и обратно.
Брандер — корабль, нагруженный легкогорючими либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских кораблей.