Технология джутовой скани
Чтобы приступить к работе, нужно нанести на бумагу узор или взять готовый трафарет. Лист с трафаретом вложить в прозрачный файловый пакет. Узор из джута выкладывают по поверхности клеенки, фиксируют его при помощи клея.
При выполнении джутовой скани трафарет накрывают пленкой, поверх которой наносят клей с джутом
Описать последовательно шаги выполнения филиграни можно так:
- На элемент готового узора, закрытого пленкой, наносят клей и распределяют его с помощью зубочистки или спицы. Клея не должно быть слишком много, иначе элемент будет сложно зафиксировать, и он будет долго сохнуть. Другая техника предполагает наносить клей непосредственно на шнур.
- С помощью пинцета выкладывают джутовый шнур на рисунок. Не нужно заранее отрезать нить, лучше выполнить элемент и отрезать в конце маленькими ножницами нить наискосок. Косой срез будет незаметен и гармонично сольется с элементом.
- Готовый узор (изделие) обрабатывают водным раствором клея ПВА, дают просохнуть, отделяют от пленки, наносят лак или, по желанию, окрашивают акриловой краской.
Схемы вязания изделий крючком с ажурными узорами
Детский плед с ажурным узором крючком
Шикарный белоснежный плед из 100% хлопка! Невероятно нарядный и подойдёт для любого торжественного случая — выписка из роддома, крещение или любой другой праздник. Бесподобно смотрится в кроватке или в коляске! Связан плед из 4-х мотивов, сшитых
Палантин крючком с ажурным узором
Палантин «Черная жемчужина». Размер палантина 50 на 160см. Крючок № 2.1 . Палантин связан из Семеновской пряжи Ирина (66% мерсеризованный хлопок, 34% вискоза). У каждой девушки или женщины должен иметься такой атрибут как палантин. Он представляет
Женский розовый жакет с узором
Пряжа Cocco 50гр/240м цвет 3866, Размер жакета: 52-54. Расход пряжи 500 гр. Крючки Кловер №№ 1,25; 1,5; 1,75. Последовательность и схема показаны на фото. Схемы вязания жакета:
Ажурный палантин с каймой
а палантин потребовалось два мотка пряжи Alize Ланаголд 800 (800м/100гр) Состав: 49% шерсть, 51% акрил. Крючок Clover 1,75 Палантин вяжется в одном направлении, кайма с двух сторон вяжется сразу с основным узором (схема прилагается). Количество раппортов
Ажурная юбка крючком
Юбочка связанна крючком из кировского Ириса. На мой 52-54 размер всего ушло 500гр. ниток. Юбка связана по довольно-то любимой схеме в мире вязальщиц. Только, если вязать строго по схеме, то с каждым ярусом рисунка идёт
Женский ажурный джемпер
Ажурный джемпер связан из пряжи Альпака от Ареола (385 метров в 50 граммах, состав: 25% альпака, 26% шерсть, 49% полиакрил). На 44-46 размер потребовалось 3 мотка пряжи. Крючок 2.5. Джемпер несложен в исполнении. Отдельно вяжутся по
Белая юбка с ажурным узором
Здравствуйте девочки!!! Связалась у меня длинная юбка по мотивам известной юбки «Пагода». Он-лайн был здесь. Для данной модели я использовала пряжу MILOS 709 перламутрово-серый, 65% модал, 35% акрил, 700м/100г крючок № 3, вязала в 2 нити.
Подготовка материала
Известно несколько вариантов заготовки березовой коры. Самый щадящий из них заключается в заготовке материала со стволов упавших берёз. Кора пригодна для изделий, даже если древесина под ней уже начала гнить.
Плюсов у этого способа много:
- не страдают здоровые берёзы,
- кора легко снимается,
- сырьё можно добыть не зависимо от времени года.
Простейший способ снятия коры с дерева заключается в том, что на стволе надо сделать продольный разрез, потом вокруг ствола по спирали. Снимают со ствола кору лентой.
Чтобы получить пластину, после продольного делают глубокий обводной надрез. Слой коры аккуратно отделяют от ствола, начав с одного угла.
Для бесшовных изделий используют самый трудоемкий метод. Часть ствола нужного размера полностью отпиливают, после чего внутреннюю древесину убирают при помощи молотка и стамески.
Заготовленная кора нуждается в дополнительной обработке. С неё надо снять различные наросты, лишайник и мох, очистить от земли и пыли. После очистки березовую кору замачивают в горячей воде или кипятят 30 минут. Если для воплощения задуманного потребуются ровные пластины, то материал сразу помещают под пресс.
Следующие этапы подготовки сырья зависят от вида конечного изделия:
- тонкие слои для плетения и изготовления посуды получают путем расслаивания пластины при помощи ножа,
- для поучения мелкой крошки кору перерабатывают в мясорубке. Крошка применяется для украшения изделий и оформления панно.
Из инструментов необходимо иметь:
- ножницы,
- хорошо заточенный нож,
- пинцет,
- шило,
- доска в качестве основы для работы с острыми инструментами.
Джутовая филигрань для новичков: правила, техника, подготовка к работе
Техника плетения из джута для начинающих невероятно проста и ничем не отличается от профессиональной. Главное правило — располагать всевозможные узоры, собранные из нитки, на ровной поверхности. После того как рисунок составлен, нить фиксируется, а изделие отправляется на просушку.
К сведению! В прошлом столетии украшения из джута представляли собой проволочный каркас. Сегодня основными инструментами являются нити всевозможной длины и толщины.
В средние века и раннее веревочные изделия высоко ценились. В картины вплетали золото, серебро и частички меди. Сегодня:
- изделия из джутовой веревки должны иметь прочный каркас. Для этого нужно подобрать нить максимальной толщины. Тонкие ниточки подходят для декора, но основная работа должна быть выполнена с помощью плотного шпагата;
- в качестве вспомогательных инструментов нужно использовать прозрачный клей высокой степени прочности, пинцет, ножницы и нож для бумаги;
- в процессе отделки может понадобится игла, крючок для вязания и акриловый лак;
- для желающих более подробно узнать, что можно сделать из джута своими руками, профессионалы рекомендуют приобрести дополнительный декор: стразы, пайетки, бусины;
- джутовая нить может изменять цвет, достаточно предварительно обработать её акриловой краской.
Цветная джутовая нить
Двухцветная
Интересным и фантазийным вариантом для украшения детских вещей, некоторых изделий для взрослых, кухонных принадлежностей и декоративных элементов, является использование двухцветной каймы.
Удачное сочетание 2-х контрастных цветов или находящихся в одной гамме, но отличающихся друг от друга на несколько оттенков в кайме, может стать центром внимания.
На данной схеме представлен двухцветный узор, выполненный чередованием 2-х рядов разного цвета, располагающихся горизонтально по отношению к краю изделия. Данная кайма начинается от основания полотна и вяжется снизу вверх. Крайний ее ряд оформлен петлями «пике».
Следующий представленный образец двухцветной каймы выполнен ленточным кружевом. Попеременное сочетание разноцветных фрагментов узора, соединенных в единое целое, выглядит очень эффектно и послужит отличной отделкой и платья, и скатерти, и шторы.
Для удобства соединения такой обвязки с основным изделием, после вывязывания самой ленты, согласно приведенной схеме, следует осуществить несколько дополнительных рядов. Структуру пряжи и ее цвет следует выбирать в соответствии с нитями, из которых изготовлено изделие.
Крючок, в зависимости от необходимой плотности вязания, использовать на 1 номер меньше (если нужен узор повышенной плотности) или на 1 номер больше (если требуется более ажурное полотно).
При средней плотности вязания применяется крючок соответствующего номера.
Инструменты и материалы
Веревочная филигрань не требует особых затрат. Все что необходимо, можно найти в каждом доме или подкупить в хозяйственных и в канцелярских магазинах. Для работы понадобятся:
- джутовый шпагат, толщиной, соответствующей будущей поделке;
- прозрачный влагостойкий клей типа «Дракон»;
- бумажный лист и прозрачный файл;
- пинцет, с помощью которого работают со шпагатным материалом;
- спица для устранения излишек клея;
- игла или шило для выкладывания завитков;
- лак, чтобы придать жесткость готовому изделию;
- заранее подготовленные трафареты;
- зубочистки для распределения клея;
- канцелярский нож, чтобы срезать остатки подсохшего клея;
- дощечка под пресс во время сушки.
Если планируется менять цвет джута, заранее следует подготовить акриловую краску подходящего оттенка.
Выбирая джут, нужно обратить внимание на его размеры. Для создания вазы или шкатулки достаточно нити 1,2 мм толщиной. Чем крупнее изделие, тем объемнее понадобится шпагат
До начала работы следует позаботиться о схемах. Трафарет можно выполнить самостоятельно или приобрести готовый. Перенося рисунок на бумагу, необходимо делать скидку на толщину джута, иначе в процессе выкладывания обнаружится смещение линий, а это значит, что эскиз слишком мал
Чем крупнее изделие, тем объемнее понадобится шпагат. До начала работы следует позаботиться о схемах. Трафарет можно выполнить самостоятельно или приобрести готовый. Перенося рисунок на бумагу, необходимо делать скидку на толщину джута, иначе в процессе выкладывания обнаружится смещение линий, а это значит, что эскиз слишком мал.
Рекомендации по созданию трафаретов
Удобнее всего наносить узоры на бумагу формата А4 и вкладывать ее в файл такого же размера. Материал файлового пакета удобен для творчества тем, что он не сдвигается, не мнется и хорошо фиксирует узоры.
Чтобы сделать трафарет, потребуется немного воображения и:
- чистая бумага;
- карандаш и фломастер.
- стирательная резинка.
Трафареты для джутовой филиграни можно распечатать из интернета
Рекомендации по созданию трафарета:
- Если на первом этапе нет идей, можно изучить книжки с узорами или примеры в интернете. Далее, зная основные элементы, составить собственный рисунок не составит труда.
- Начинающим мастерам рекомендуется составлять узоры карандашом и при необходимости, корректировать его, стирая ненужные детали. Готовый узор обвести фломастером.
- Если планируется изготовление объемной конструкции толщиной в одну нить, узор нужно сделать более плотный для прочности будущего изделия. Если используют джутовые ленты – ажур можно сделать более воздушным, так как ленты придают достаточную жесткость.
- Прорисовывать линии следует четко жирной линией, чтобы трафарет хорошо был виден через клеенку.
- При составлении трафарета мастера используют принцип симметричности, это более привлекательно для человеческого глаза. Но можно создавать изображения, следуя своей идее. Главный принцип – гармоничность.
Поворотными рядами
Данный тип вязания каймы позволяет выполнять ее в виде ажурных лент. Это осуществляется прямыми и обратными рядами. В зависимости от узора повторяющихся фрагментов тесьмы, ее края могут быть хорошо сглаженными и плавными, и наоборот, заостренными и обрывистыми.
Поэтому при выборе обвязки и ее назначении, следует тщательно проработать применяемый узор и способ соединения каймы с основным изделием. Обязательным условием перед осуществлением оформления краев такой каймой – выполнение ее образца на небольшом участке в количестве одного раппорта.
Таким образом, предварительно сравнив его длину с размером изделия и вычислив необходимое целое число раппортов, можно заранее откорректировать небольшие погрешности и избежать ошибок в работе. Пряжа для изготовления каймы ленточным кружевом может применяться любая, от тонкой до толстой, но опять же, чтобы она сочеталась с основным полотном.
Также не следует забывать, что чем больше толщина используемых ниток, тем номер крючка больше. Применяя привычный размер крючка для пряжи различной структуры, меняется и плотность вязания. Это обязательно следует учитывать при выполнении работы.
Соединение каймы-ленты с основным изделием можно осуществлять либо в процессе выполнения каждого последующего ряда, либо используя промежуточную тесьму.
Чтобы создать красивую и качественную вещь с помощью каймы для обвязки изделий, связанной крючком, недостаточно просто взять первую понравившуюся схему узора и начать работу. Используя советы опытных мастеров и рекомендации, предложенные в статье, можно избежать возможных ошибок и с первого раза получить хороший результат.
Баночки, вазы
- Приготовьте заранее банки или любые прочие ненужные тары, небольших размеров. Это может быть бутылка из-под геля или шампуня, ведро из-под майонеза либо другие пластмассовые и стеклянные емкости.
- С помощью клей-пистолета наклейте бечевку. Делать это стоит по кругу выбранной тары, начиная со дна.
На низ и на саму крышку можно приклеить часть мешковины. Для этого ее нужно заранее отмерить и вырезать. Какой вариант выбрать — решать только вам.
Стенки банки очень плотно обмотайте джутом, чтобы не было промежутков между нитями.
Вам будет интересно: Поделки из цемента – красивое и необычное оформление сада
Домотайте до самого верха банки, обрежьте нить и тщательно ее приклейте.
Украсьте банку по желанию: кружевами, декоративными цветами, бусинками, стразами или лентами.
У вас должна получится вот такая декоративная ваза . Она подойдет под любой интерьер. Предлагаем рассмотреть еще несколько идей для творчества.
История возникновения
Чтобы быть объективными, историю джутовой филиграни следует рассматривать с двух подходов: что такое филигрань и откуда взялся джутовый шпагат. Благодаря соединению необычного материала и удивительной техники, возникают эффектные и самобытные работы. Изначально филигранью назывался ажурный узор, напаянный на металлический предмет с помощью тонкой золотой или серебряной проволоки.
Первыми декорировать вещи подобной техникой начали древние египтяне еще до нашей эры, их идею подхватили греки, финикийцы, индусы, а гораздо позже под названием «скань» необычное плетение стало применяться на Руси. Оно полностью расцвело и укрепилось к XVII веку. Для плетения использовались нити, в основном драгоценных металлов, так как они были наиболее пластичными. Гораздо позже люди поняли, что эти же узоры можно создавать более легким и дешевым способом, применяя вместо проволоки податливую веревку (джутовый шпагат).
Его добывают из джута – кустарника, произрастающего в странах с теплым и влажным климатом. Менее чем за полгода у кустарника вырастают четырехметровые стебли с волокнистой корой, из которой и добывают материал для будущих нитей.
В период Крымских войн Россия прекращала поставку льна в Европу, и жители европейских стран закупали джут в Индии, применяя его для изготовления тканей. Это были грубые полотна, но все же лучше, чем ничего. Сегодня джутовый шпагат используют как упаковочный материал, им подвязывают растения. А еще мастерицы освоили красивейшее мастерство – джутовую филигрань.
Что это такое?
Искусство джутовой филиграни не может похвастаться древним происхождением, а вот техника ювелирной филиграни, у которой были заимствованы способы плетения, уходит корнями в далекое прошлое. В отличие от работы с драгоценным металлом, жгутовое творчество не несет больших затрат. Кроме веревки, используется клей и трафарет, на который накладываются замысловатые завитки.
С помощью джута создаются многие украшения, бытовые предметы, декорирующие интерьер. Это могут быть шкатулки, абажуры для настольных ламп, вазы, корзины, коврики и еще масса интересных вещей. У джутовых поделок много достоинств:
- они безопасны, создаются из природного, экологически чистого материала;
- долговечны, всегда сохраняют изначально принятую форму;
- пластичны, хорошо поддаются обработке;
- гигроскопичны, впитывают воду и остаются сухими;
- отлично сочетаются с хлопковыми нитями, кружевами, морскими раковинами, поделочными камнями;
- вещи, сплетенные в технике джутовой филиграни, создают вокруг себя теплую и уютную атмосферу.
Но у джута есть и недостатки:
- в процессе работы нити натирают руки;
- волокно имеет свойство осыпаться, мелкие частицы пребывают в воздухе и могут навредить людям, склонным к аллергическим реакциям.
Рассказ Кузовок читать
Уже много лет на полочке в моей комнате стоит небольшая корзинка-кузовок, сделанная из твердой бересты. Кузовок этот подарил мне мой приятель — лопарь Артамон, служивший некогда сторожем в Лапландском заповеднике, где в давние годы я провел лето и две ранних весны. Кузовок сделан так плотно, что в нем можно носить воду. Он годится, чтобы собирать в него грибы и ягоды.
В Лапландском заповеднике на озере Чуна я жил в маленьком домике, который описал в одном из моих рассказов. Иногда ко мне заходил Артамон. Некогда у Артамона на Чуне было свое хозяйство. Он держал ездовых оленей. Помню, у Артамона на озеро Чуна случилось большое несчастье: утонула его родная дочь. Артамон мужественно перенес свое горе. Теперь Артамон жил в переносном чуме. Высоко на дереве у него была устроена бревенчатая кладовая, в которой зимою он хранил съестные запасы от хищных рысей.
Когда я весной собирался вернуться в Ленинград, Артамон отправился меня провожать. Нужно было пройти на лыжах большое расстояние по озеру Чуна и по озеру Имандра, берега которого в то времена были покрыты густым лесом. Помню, как мы шли не торопясь по слежавшемуся снегу по льду озера Чуня, перешли перекаты, к вечеру вышли на Имандру, огромное озеро, тогда еще нетронутое человеком.
В Лапландский заповедник никаких дорог не было. Солнце уже почти не заходило. Начинался полярный день. Солнечные лучи нагревали темные стволы деревьев. Темные древесные ветки, упавшие на снег, покрывавший лед озера, нагреваясь в солнечных лучах, глубоко проваливались в снег и лед, образуя во льду отверстия, доходившие до поверхности воды.
Артамон, свернул на берег, нашел место среди зеленых елок, где мы расположились на ночлег. Он стал рубить для костра сухие деревья, разрубал их на длинные поленья и раскалывал каждое полено на две половины. Известно, что расколотые дрова лучше горят в костре. Сделав постели из еловых веток, мы переночевали у костра в лесу на берегу озера. А ранним утром, напившись из котелка горячего чаю, стали собираться в дальнейший наш путь.
Выйдя на лед озера, я увидел, что Артамон таскает на берег оставшиеся тяжелые расколотые поленья и прислоняет их к густой крайней елке светлым расколом наружу. Эти дрова были видны издалека. Я спросил Артамона, зачем он это делает. Он очень просто мне ответил:
— А как же? Вот кто-нибудь после нас пойдет и увидит, что приготовлены дрова для костра, и переночует в лесу.
Так он делал доброе дело для неведомых ему людей, которых знать и видеть не мог.
В тайге, как, быть может, вам известно, охотники некогда строили маленькие домики для ночлега, с каменными очагами. Они там ночевали, проводили время, а когда уходили — непременно оставляли кое-что из своих запасов: пачку табаку, спички, запасы топлива и что-нибудь другое, нужное. Это они делали тоже для своих незнакомых друзей, которые могли бы воспользоваться ночлегом, найти пищу и все необходимое. Такие благоустроенные избушки для блуждающих охотников видел я и у норвежцев на далеком холодном Шпицбергене — Сватьбарде. В избушках были сложены запасы топлива — каменного угля, продовольствие и даже книги.
Мне очень нравился этот человечный обычай, и я пожал руку Артамону, который не поленился вытаскивать расколотые поленья на самый край озера, видный издалека. По дороге Артамон рассказывал мне о диких оленях, о своей жизни, о медведях, обитавших в лесах Чуны, и мне надолго запомнились его простые рассказы.
К вечеру мы пришли на железнодорожную станцию, и я расстался с Артамоном. Я и теперь его помню — помню его лицо, одежду, легкую его походку, добрые, немного раскосые глаза, сильные его руки. Подаренный мне Артамоном кузовок, который хранится у меня на полке, напоминает мне давние времена моих путешествий и доброго лопаря Артамона.
Соколов-Микитов Иван
Филейная
Одной из старинных техник, представленной далее, является филейная. Кайма, выполненная крючком из регулярной сетки с ввязанным цветочным или геометрическим узором различной конфигурации, служат отличным украшением постельных и кухонных принадлежностей: простыней, накидок, покрывал, скатертей, салфеток.
В основном, обвязка в такой технике – однотонная, так как применение нескольких цветов будет слишком заметным при переходе из одного в другой. Хотя опытные мастерицы, применяя такой трудоемкий процесс, могут создавать поистине эксклюзивные цветные шедевры.
При заполнении необходимых по узору ячеек филейной сетки, рекомендовано провязывать 2 столбика с 1 накидом вместо одного. Более плотное вязание самого орнамента позволит ему четко выделяться на основном фоне. Необходимо при выполнении этого процесса следить за тем, чтобы вершина у провязываемых 2-х столбиков была одна.
Если этого не соблюдать, в узоре будут образовываться лишние петли, которые приведут к искажению рисунка и всего полотна в целом. Самым сложным в филейной технике является вязание нескольких начальных рядов, когда закладывается композиция узора. В дальнейшем, уже частично сформированный орнамент сам будет подсказывать направление работы.
При круговом выполнении обвязки в филейной технике следует внимательно производить соединение начальной и конечной петель ряда без образования лишних пустот.
Если кайму необходимо вязать прямыми и обратными рядами, то обращать внимание на узор в обратном направлении
Разнообразие узоров
В интернете можно найти множество базовых узоров, но настоящие мастера предпочитают выполнять собственные рисунки для изделий.
Классическими можно считать следующие элементы.
Кольцо. С помощью нити формируется круг правильной формы.
Знание перечисленных узоров может дать хороший старт начинающему. В дальнейшем многие сами придумывают элементы джутовой филиграни и с их помощью собирают собственный самобытный рисунок. Отработать приемы скручивания разных элементов нужно заранее, еще до того, как приступать к работе
Чтобы набраться опыта, можно обратить внимание на технику квиллинга. Профессионалы нередко заимствуют кельтские, хохломские, городецкие узоры