ПАДИШАХ И АЛИ МУХАММЕД.
Рассказывают, что однажды падишах без слуг и без свиты вышел из городских ворот. И повстречался ему Али Мухаммед — человек, известный своим весёлым и дерзким нравом.
Повелитель остановил Али Мухаммеда и обратился к нему с таким вопросом:
— Скажи мне, жестокий ли падишах в вашей стране?
Али Мухаммед ответил:
— Жестокий — это не то слово. Зверь!
Тогда падишах спросил:
— А ты меня не узнаёшь?
— Откуда я могу тебя знать, чужестранец?
Падишах нахмурился:
— Так знай же, ничтожный: ты говоришь со своим падишахом. И ты оскорбил его.
— Ну вот видишь! — беззаботно откликнулся Али Мухаммед. — Значит, недаром все говорят, что я сумасшедший: никого не узнаю, даже моего повелителя, который хоть и жесток, но ведь не настолько, чтобы казнить безумного.
Падишах мрачно усмехнулся:
— Правдивы и разумны твои речи. Воистину они слишком правдивы, чересчур разумны — просто нельзя поверить, что ты сумасшедший. Ты прикидываешься! И казнить тебя за эту ложь будет вовсе не жестоко, а лишь справедливо!
Но Али Мухаммед и тут нашёлся:
— О повелитель, я не смею спорить с тобой, однако ты сам с собою споришь: сперва признал, что я сказал правду, а потом не поверил, что я сумасшедший. Но разве кто-нибудь, кроме сумасшедшего, станет говорить правду повелителю?..
ВОЛК-ЯБЕДНИК.
Было или не было, однажды тигр, падишах зверей, заболел. Насморк! Известно, от этой болезни не умирают. Но испортилось настроение повелителя — а это смертельно опасно для подданных. Поэтому все звери, как один, явились к тигру, чтобы засвидетельствовать ему свою преданность.
И только лиса не явилась. Тигр, который в этот день не желал ничего знать, кроме своего носа, вероятно, не заметил бы её отсутствия, если бы не волк.
— О повелитель, — зашептал волк в тигриное ухо, — все звери явились, чтобы сказать «будь здоров», едва ты чихнёшь, и только лисы почему-то не видно и не слышно…
Тигр разгневался и приказал представить лису пред его светлые жёлтые очи.
Лиса об этом, конечно, узнала и сама поскорей прибежала к тигру.
— Рыжая тварь! — зарычал повелитель. — Все звери как звери, пришли пожелать мне здоровья, а ты?!
— Не сердись, о государь, — отвечала лиса. — Я как только узнала о твоём недуге, сразу побежала искать лекарство.
— Ах, так… — смягчился тигр. — И нашла что-нибудь?
— Да! Самое верное средство от насморка спрятано в задней левой пятке нашего волка.
— Неужели? — удивился тигр. — Только смотри: если средство не подействует, страшись!..
Но лиса ничуть не страшилась. Ведь насморк — это такая болезнь: лечи её чем угодно, только скорее, а то сама пройдёт.
Через несколько дней идёт лиса по лесу, а навстречу ей волк. На трёх ногах! Тут лиса ему и сказала:
— Запомни, друг мой: ябедник подобен тому, кто плюёт в небо, а потом удивляется — что это за роса упала ему на голову.
ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ ЗВЕЗДОЧЁТА.
Жил в одной деревне звездочёт. Он был очень учёный и высчитал по звёздам, что богач Кутуб-хан — дурак, а судья Ахмед-ага — взяточник. Все это и без него знали. Однако люди не догадывались, что Кутуб-хан потому глуп, что в день его рождения звезда Сириус почему-то позабыла выйти на небо. А в тот день, когда Ахмед-агу назначали на должность судьи, коварная планета Сатурн всем назло очутилась под знаком Козерога. Оказывается, от этого, хочешь не хочешь, будешь брать взятки…
Ничего удивительного, что слава о нашем звездочёте вскоре достигла ушей самого падишаха. И падишах пригласил звездочёта ко двору.
Мудрец отправился в путь.
Он шёл весь день, а вечером увидел его какой-то крестьянин и подумал: «Вот путник, на бороде которого осела пыль дальних дорог. Сделаю доброе дело — приглашу его в дом».
Звездочёт поужинал и сказал хозяину:
— Знаешь ли ты все двенадцать имён звезды Альдебаран?
— Не знаю, — сознался хозяин.
— Тогда ты глупец и невежда! Считай, что половина жизни для тебя потеряна.
Это вместо благодарности-то!..
Хозяин, в свою очередь, задаёт гостю вопрос:
— А ты знаешь ли, что не всё то мягко, что кругло, и не всё то жёстко, что торчит углами?
— Нам, звездочётам, это знать не к чему.
— Тогда считай, что ночь для тебя потеряна!
И крестьянин вместо подушки, что торчит углами, подсунул астрологу круглый камень. Наш мудрец всю ночь проворочался без сна. Не отдохнув, вышел он утром из дома и поплёлся дальше.
В дороге какой-то добрый человек взял его было в повозку, но звездочёт и ему объявил, что он болван и половина его жизни потеряна, раз он чего-то такого не знает про рога месяца и хвост кометы. Попутчик в ответ выкинул его из повозки, сказав при этом:
— Если б ты знал, что такое вежливость и благодарность, то сегодня же был бы в столице. А так плетись пешком и считай, что день для тебя потерян.
Добрёл звездочёт до большой реки. Долго топтался на берегу, но вот какой-то добрый рыбак взял его в лодку и повёз на другой берег.
— Знаешь ли ты, что будет, если Солнце упадёт на Землю? — заговорил мудрец.
— Не знаю и, надеюсь, никогда не узнаю.
— Тогда половина твоей жизни потеряна! — сказал звездочёт и объяснил рыбаку, что он, мудрец, о нём, дураке, думает.
— А твоя вся жизнь потеряна! — обиделся рыбак и выкинул звездочёта из лодки.
…Очень это жалобное зрелище, когда человек пускает пузыри! Рыбаку бы не глядеть, отвернуться, но он не догадался, и сердце у него дрогнуло. Выволок он неблагодарного мудреца на берег и сказал ему:
— Когда ты в доме, уважай хозяина, в дороге — попутчика, в лодке — гребца. А когда будешь на небе, может, и твоя наука пригодится!
Думаете, звездочёт поумнел от этих уроков? Напрасно вы так думаете. Прочтите следующую историю и убедитесь сами.
Книги автора
230 стр.
12+
Оцените книгу
Эпосы, легенды и сказания Старшая Эдда
80 стр.
16+
Оцените книгу
Эпосы, легенды и сказания Дунайская русалочка: мифы и легенды старой Вены / Das Donauweibchen: Mythen und Sagen des alten Wiens. Уровень 1
430 стр.
16+
Оцените книгу
Эпосы, легенды и сказания Старшая Эдда
140 стр. 10 иллюстраций
16+
Оцените книгу
Эпосы, легенды и сказания Идегей. Татарский народный эпос
190 стр. 48 иллюстраций
16+
Оцените книгу
Эпосы, легенды и сказания Бардо Тхёдол. Тибетская книга мертвых
80 стр.
Оцените книгу
Эпосы, легенды и сказания Махабхарата. Наль и Дамаянти. Перевод В. А. Жуковского
320 стр. 110 иллюстраций
16+
Оцените книгу
Эпосы, легенды и сказания Давид Сасунский. Армянский эпос в пересказе Сергея Махотина
210 стр. 20 иллюстраций
16+
Оцените книгу
Эпосы, легенды и сказания Гильгамеш, сын Лугальбанды. Шумерский эпос в пересказе Анджея Иконникова-Галицкого
530 стр. 16 иллюстраций
16+
Оцените книгу
Эпосы, легенды и сказания Махабхарата. Рамаяна (сборник)
220 стр.
16+
Оцените книгу
Эпосы, легенды и сказания Рамаяна
ПАДИШАХ И КУЗНЕЦ.
Однажды падишах призвал к себе кузнеца и сказал ему:
— Приказываем тебе выковать нам кольчугу из чистого золота. То-то позавидуют нам все падишахи!
Когда кузнец ушёл, визирь сказал:
— Воистину, государь, такой кольчуги не было, нет и не нужно. Куда годится кольчуга из золота, если у врагов твоих кинжалы из стали? И обойдётся она недёшево.
— Н-да… — сказал падишах. — До чего плохо быть повелителем! Ошибиться ему так же легко, как простому смертному, а вот признать ошибку куда труднее.
— Единственное утешение, — отвечал визирь, — что расплачиваются за ошибки повелителя всегда подданные. Вот и ты, когда кузнец принесёт кольчугу, подвергни её испытанию…
Когда кузнец принёс кольчугу, падишах подверг её испытанию: разложил на полу, взмахнул саблей и рассек пополам. Рассек и закричал на мастера:
— Изменник! Наглец! И ты ещё думал получить плату за кольчугу, которая не может защитить от удара? Пошёл вон!
Кузнец, опечаленный, вернулся домой.
— Разорил нас падишах, — сказал он своей дочери. — Сколько золота ушло на кольчугу, а времени и того больше!..
Но она успокоила отца:
— Почини кольчугу, я сама отнесу её падишаху.
Когда кольчуга была готова, девушка надела её на себя и отправилась во дворец.
— Вот кольчуга, — сказала девушка. — Испытай на мне её прочность, падишах!
Падишаху, конечно, очень не хотелось платить, очень ему хотелось разрубить и кольчугу и дерзкую девушку, но не хватило у него наглости. Удивительно для падишаха, не правда ли?
И он сполна заплатил за работу.
ВОЛЬНАЯ ПТИЦА ВОРОБЕЙ И ДОМАШНЯЯ ПТИЦА КУРИЦА.
Было или не было, разговорились как-то воробей и курица. Воробей сидел на каменной ограде, а курица прохаживалась внизу.
— Послушай, тебе не надоело всё ходить да клевать? — спросил воробей. — Ведь ты летать разучилась.
— Неправда! — обиделась курица. Она изо всех сил замахала крыльями и взгромоздилась на ограду. — А вот ты скажи: не надоело тебе всё летать да прыгать? Живи в курятнике. Хозяйка будет подсыпать зерно в твою кормушку — клюй, не зная забот, пока не разъешься с курицу. Правда, из тебя могут сварить суп, но ведь это бывает не чаще, чем раз в жизни. Можно и потерпеть!..
Тут подул сильный ветер. Курица, как ни держалась за ограду, всё-таки слетела вниз. А воробей расправил крылышки, полетал вокруг да и снова сел на ограду.
— Теперь видишь, — сказал он, — ты большая и сильная, но надеешься в жизни только на кормушку. Вот и в полёте ты хотела опереться на каменную стену. А я опираюсь только на свои крылья и в жизни сам себе опора.
ПОМОЖЕШЬ ТЫ — И ТЕБЕ ПОМОГУТ.
Шли осёл и лошадь с базара. Так случилось, что осёл был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке.
Шли они, шли, прошли полдороги. Устал осёл, кряхтит, еле дышит.
— Будь другом, — попросил он лошадь, — помоги мне!
Возьми часть груза!
Но лошадь и ухом не повела. Немного погодя осёл взмолился:
— Мне уже невмоготу! Помоги!
Но лошадь только ушами прядёт.
Дорога пошла в гору. Осёл чувствует, что вот-вот упадёт, и в третий раз просит лошадь:
— Помоги!
— Ладно, — согласилась лошадь, — кое-что я возьму на себя: ты неси груз, а я, так уж и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться.
Осёл прошёл ещё десяток шагов и упал.
— Вставай, вставай, милый! — умолял хозяин, но осёл не мог подняться.
Делать нечего, разгрузил хозяин осла и всю поклажу взвалил на лошадь.
Теперь осёл бежал налегке, а лошадь кряхтела и отдувалась за двоих…
Не зря говорится: в одиночку и порознь — вдвое труднее, вдвоём и вместе — вчетверо легче.
ПРОСЧЕТ ЗВЕЗДОЧЁТА.
Прибыл звездочёт ко двору. Падишах осыпал его почестями и каждый день призывал его пред свои очи:
— А ну-ка, погадай!
Повелители всегда с беспокойством глядят в будущее: едят они жирно, спят мягко — одним словом, есть что терять.
Но вот однажды падишах пожелал узнать, сколько ему ещё осталось жить.
Звездочёт погадал по звёздам и сказал:
— Ты будешь жить ещё десять лет.
Падишаху этого показалось мало, и он захворал от огорчения.
Тогда визирь, выждав момент, обратился к звездочёту в присутствии падишаха:
— Скажи, о звездочёт, а сколько осталось жить тебе?
Мудрец тут же посмотрел на звёзды и объявил:
— Мне осталось жить ещё двадцать лет.
— Отрубить ему голову! — приказал визирь.
И звездочёта не стало.
— Если он обманул самого себя, следует ли ему верить? — сказал визирь. И падишах тут же выздоровел…
ПАДИШАХ И САДОВНИК.
А ещё рассказывают, проезжал однажды падишах мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое деревце.
— Эй, старик, — обратился падишах к садовнику, — твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождёшься плодов этого дерева, так к чему же твои заботы?.. Ну, знаю, знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Ведь только настоящее принадлежит нам.
— Тебе ли, властителю, понять садовника! — отвечал старик. — Ты не хочешь вспоминать прошлое — значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем — значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему!
СОКОЛ В КУРЯТНИКЕ.
Однажды у охотника пропал сокол. Долго он его искал, но, наверное, так и не нашёл бы, если б не обратилась к нему на базаре какая-то старуха:
— Добрый человек, купи у меня красивую птицу! Неделю назад залетела в моё окно, а теперь не ест, не пьёт — скучает.
Стал охотник расспрашивать и догадался, что это и есть его сокол.
— Где ж ты его держишь? — поинтересовался охотник.
— В курятнике.
— Так он, наверное, всех кур перебил?
— Нет, он смирный.
Пришли в курятник. Видит охотник — и вправду, его сокол. Только в каком виде!..
— Скажи, почтенная, зачем ты ему клюв отрезала?
— Да это я от жалости. Он не хотел зерно клевать, а я и подумала: это оттого, что клюв у него слишком кривой. Вот и подровняла.
— А зачем когти обрубила?
— Да он всё рвался, всё бился, на месте не сидел. Я и подумала: уж очень длинные да здоровые он когти отрастил — они ему ходить мешают. Вот и подстригла. А заодно и крылья подрезала.
Забрал охотник сокола, принёс домой и показал сыну.
— Если ты не курчонок, то сторонись кур, — сказал отец. — Потому что курице безопасней среди соколов, чем соколу в курятнике: тебе насыплют полную кормушку, но обрубят клюв, подстригут когти и подрежут крылья!
СЫН В ОТЦА.
Собрался Кутуб-хан пообедать.
Известно: кто любит деньги, тот любит только деньги. Поэтому приказал богатей своему слуге:
— Неси на стол обед, а потом запри ворота и говори всем, что меня нет дома. Не люблю гостей!
Услышал эти слова сын Кутуб-хана. А известно: у богатого отца часто сын душой нищ. Вот он и говорит:
— О отец! А не лучше ли будет, если слуга сперва скажет всем соседям, что нас нет дома, потом запрёт ворота и лишь после этого подаст обед.
Выслушал взрослый скупец юного скрягу, огорчился и в то же время обрадовался, засмеялся и одновременно заплакал:
— Когда на старости лет мой сын откажется меня кормить, утешительно мне будет сознавать, что сын мой пошёл в меня!
ПОЭТ И ДЕНЬГИ.
Подобно тому, как красавице нужно зеркало, чтобы увидеть своё лицо, миру нужен поэт, чтобы увидеть свою душу.
Душа Кутуб-хана не отличалась красотой, и он не очень-то хотел увидеть своё подлинное лицо. Поэтому, призвав к себе поэта, он сказал ему:
— Вот что, любезный! Напиши-ка хвалебную песню, в которой ты воздашь хвалу всем моим похвальным качествам. Даю слово щедро наградить тебя за это.
Поэт подумал, подумал и…
Говорят, поэзия — мать бедности. И это верно: кто гонится за звонким словом, тот упускает звонкую монету; кто прислушивается к красивым созвучиям, для того деньги не звучат. И наш поэт был беден. Как все поэты. Но он хотел есть. Как все люди.
Поэт подумал, подумал и согласился. Он сочинил хвалебную песнь в честь глупца и скупца. Песня получилась плохая. Никому, кроме заказчика, она не понравилась, ни один человек не спел её ни за столом, ни за работой. К тому же Кутуб-хан платить отказался. Когда поэт напомнил ему о данном им слове, тот ответил:
— Ха! Я же был доволен словами твоей песни, удовольствуйся и ты моим словом, ха-ха-ха!
Поэт подумал, подумал и…
Говорят, бедность — мать поэзии. И это верно: хорошая песня родится от полной души и от тощего живота; потому-то бедность и поёт!
Не думая о деньгах, поэт написал новую песню: высмеял жадность и глупость всех жирных и могущественных. Песня получилась хорошая. Всем, кроме Кутуб-хана, она понравилась, все пели её за столом, за работой и ещё почему-то под окнами Кутуб-хана. Наконец богач не выдержал, сам явился к поэту и сказал:
— Я не доволен словами твоей новой песни. Довольно с тебя пятидесяти золотых, чтобы ты больше такого не сочинял?..
Неизвестно, принял ли поэт деньги Кутуб-хана. Но во всяком случае, поэзия и бедность, бедность и поэзия и по сей день в тесной дружбе и близком родстве.
ВЕЛИКИЙ ШАКАЛ.
Было или не было, собрались однажды шакалы на совет.
Один из них, самый седой, самый облезлый и самый мудрый, сказал такую речь:
— Братья шакалы! До сих пор каждый из нас думал сам за себя и только о себе. А давайте-ка выберем вождя, который, думая о себе, будет думать за нас. А?
— Ура! — обрадовалась вся стая и тут же избрала самого достойного из своей среды Великим Шакалом.
Великий Шакал отличался благоразумием, скромностью… Но известное дело — шакал. Очень скоро он зазнался, занёсся и стал бессовестно притеснять своих собратьев. Шакалы были очень недовольны, но известное дело — шакалы: покорились, терпят. И тихо ждут, когда представится безопасная возможность восстановить справедливость.
Вот однажды выбежали они всей сворой из леса и видят: пасётся стадо овец.
— О Великий Шакал! — затявкали шакалы. — Ты могуч, ты страшен! Как горят твои глаза! Ты, наверное, хочешь задрать вон ту овцу? Так задери… Нет, мы не станем тебе мешать. Мы здесь постоим, в сторонке.
Великий Шакал врезался в стадо, бросился на жирную овцу и не без труда, но всё же справился с ней.
Побежали шакалы дальше. Видят, пасётся табун лошадей.
— О Великий из Великих, ты непобедим, ты ужасен! — опять завыли шакалы. — У тебя снова загорелись глаза. Ну конечно, ты хочешь задрать вон того большого глупого жеребца. Так задери! Твоё желание для нас — закон!
Великий Шакал врезался в табун, бросился на жеребца… Но ведь конь — не овца, и табун — не стадо. Большой жеребец стукнул Великого Шакала по зубам очень твёрдым копытом, а другие кони тоже стукнули и тоже копытами…
Еле доплёлся бедняга до своего логова. Зализывая раны и ссадины, он всё приговаривал:
— Что делать! Если каждый день тебе говорят, что ты великий, надо быть поистине великим, чтобы не поверить!
КАК ЧЕЛОВЕКА С ДЕРЕВА СНЯТЬ.
А ещё рассказывают, что однажды богач Кутуб-хан, проходя по двору, обронил монету в одну ану. Пролетавшая мимо ворона подхватила монетку и унесла в своё гнездо — вороны, как известно, очень любят всё, что блестит. Мы, люди, их понимаем, правда?
Кутуб-хан огорчился и полез на дерево. Трудно ему пришлось, но ведь он лез за деньгами! К удивлению всей деревни, он добрался до самой вершины и отобрал у воровки своё достояние. Но слезать оказалось труднее — ему б догадаться да уронить монету на землю… Кутуб-хан застрял между небом и землей и стал звать на помощь.
Старейшие и мудрейшие собрались под деревом на совет. Разные были мнения.
— Пусть закроет глаза и прыгает!
— Нет, надо дерево спилить!
— Лучше бы построить рядом с деревом башню. За полгода можно построить…
Но Кутуб-хан сам придумал, как снимать его с дерева.
— Эй вы, глупцы! — крикнул он. — Кидайте-ка мне сюда верёвку!
Исполнили.
Кутуб-хан обвязался верёвкой и отдал новое приказание:
— А теперь — тяните! Дружней!
Исполнили…
Кутуб-хан месяц пролежал в постели, еще три месяца хромал на обе ноги и ещё три года торговался с врачом, лечившим его переломы и вывихи. И всю жизнь удивлялся:
— Не понимаю, почему мне так не повезло? Каждый день таскаю этой же верёвкой вёдра из колодца, и ни одно не разбилось…