Символы самодержавия, хранящиеся в алмазном фонде московского кремля

История формирования государственных символов россии

Обереги на детской одежде у славян

Наши предки, как правило, шили одежду детям из своей старой. Причины очень интересные:

  • Во-первых, она уже тысячу раз стирана, а потому стала мягкой и удобной в носке: не натрет нежную кожу малыша и не навредит ему
  • Во-вторых, родительская одежда пропитана доброй энергией и силой – она защитит и убережет чадо от сглаза, несчастий и порчи

Платья для девочек принято было шить из одежды мамы, а для мальчишеских рубах выбирали отцовские косоворотки. Таким образом, девочке должна была передаться сила материнства, а мальчику – сила главы семейства.

Когда дети становились немного старше и могли обрести хоть какую-то собственную силу, им шили первую в жизни новую одежду. Обычно обновку дарили на трехлетие малыша. Девочкам с двенадцати лет можно было надевать собственную поневу, но, правда, пока девичью. Для мальчика в этом возрасте отшивались штаны-портки.

Мы узнали, что до трех лет детишки одевались в перешитую одежду родителей, а перешивалась она вместе с имеющейся на ней оберегами. Ее было не то, чтобы неудобно или непрактично менять, это считалось неправильно. Ведь обереги не только защищают, но и связывает родственные души.

Отец-охотник, передавал вместе со своей рубахой обереги своему новорожденному малышу. Также мама передавала свое ремесло девочке. А правильнее сказать, не ремесло, а его родительская сила. Интересно, что каждый мастер защищал свое чадо отдельными способами: ткачиха – узором полотна, пряха – наузами, а охотник – трофейными клыками убитого зверя.

Собственная новая одежда ребенка. Обережная вышивка на ней – не та, что у взрослых. В первую очередь, она отличалась цветом: для детей – это исключительно красные нитки, а для взрослых – любые. Например, для себя женщины добавляли в вышивку черный цвет. А для мужей – синий или зеленый (эти цвета защищали от гибели и ран). У детей же такого не было. Потому что было принято опекать и защищать их силой рода.

Вопросы и ответы

Из каких пород деревьев рубили русскую избу?

Для сруба использовали ель, сосну и лиственницу. Они отлично укладывались, долго не прогнивали, сохраняли тепло. Рубили лес для строительства зимой, чтобы деревья не истекали соком.

Как назывался бревенчатый сруб без печки?

Если сруб не отапливался, его называли клетью. Изба становится избой только после того, как в ней обустраивается печка.

От одного только слова русская изба веет теплом. Ладная, надежная и самобытная, она была устроена нашими предками с великой мудростью и верностью традициям. Любопытно рассматривать ее снаружи и внутри. Так и хочется прогуляться по старинной большой избе, да не в один этаж. Вот приветливое крыльцо с резными перилами, горница, сени, светелка, красный угол и печка до самого потолка. Стоит изба, обратившись «лицом» к улице, глядит на прохожих окнами с широко распахнутыми узорчатыми ставнями. Только рассветет, закричит петух, выйдет из избы человек двадцать. Работать в деревне принято спозаранку. Вся семья до самого заката солнца трудится, а потом и отдохнуть в радушной избе пропахшей пирогами и хлебом из печи не грех.

Герб РФ что это такое и как он выглядит

Символ представляет собой красный щит, у которого закругленные углы снизу и заострение по центру. Оно похоже на стрелку, указывающую направление.

На фоне изображен золотой орел с двумя головами. Они увенчаны небольшими коронами. Данные короны соединены лентами и объединены большим по размеру символом власти.

В лапах птица держит скипетр и державу – древние знаки государственной силы.

На груди изображен еще один небольшой щит. Его содержание следующее:

  • на красном фоне нарисован белый всадник и конь,
  • у всадника развивается синий плащ,
  • в руках наездник держит серебряное копье,
  • острие направлено на черного дракона, которого топчет конь.

Герб иногда изображают и без красного щитка в качестве фона. Допустимы публикации в черно-белых тонах. Окончательный цветной образ был принят федеральным конституционным законом в 2000 году.

Скипетр и держава царя Бориса Годунова

Появление таких понятий и предметов, как скипетр и держава в качестве символов власти российского государства, связано с царствование Бориса Годунова. Они были заказаны в 1599-1600 годах мастерам при дворе Рудольфа II. Изготовление происходило в Эгере (современный город Хэб). Ювелиры при создании комплекта следовали традициям Ренессанса.И хотя существует легенда, гласящая, что скипетр и держава были посланы еще в XI ст. князю Владимиру Мономаху, в действительности они были подарены царю Борису Великим посольством императора Рудольфа II, который правил Священной Римской Империей. В 1604 году они нашли свое применение в составе его великого наряда.

Мономахов скипетр был изготовлен из золота с деталями из эмали. В качестве украшений были использованы двадцать бриллиантов, большой изумруд, а также иные драгоценные камни. Держава имеет эмалированную инкрустацию. На деталях изображены сцены времен царствования Давида. Украшена держава 37 большими жемчужинами, 58 бриллиантами, 89 рубинами, а также изумрудами и турмалинами.

Бармы

На фото: Бармы царя Алексея Михайловича.

Бармы — украшения в виде золотого ожерелья с круглыми подвесками или воротника, украшенного золотом, драгоценными камнями и эмалью с религиозными сюжетами.

Первое летописное упоминание о золотом оплечье, которое носят русские князья, датировано 1216 годом. Слово «священные бармы» появляется в русской хронике 14 века. А с 15 века эти драгоценные украшения становятся постоянным атрибутом коронации русских царей.

Бармы, которые надел на венчании царь Алексей, прозванный Тишайшим — это семь крупных медальонов, закреплённых на атласном воротнике. Медальоны сделаны из золота, в центре — крупные эмалевые миниатюры с евангельскими сюжетами, обрамленные ажурной золотой оправой. 248 алмазов и 500 других драгоценных камней украшают царские оплечья. 

На фото: Бармы 12 века, найденные в раскопках древней Рязани.

Старейшие золотые бармы, дошедшие до наших дней, найдены на раскопках в Рязани. Ожерелье 12 века поражает тонкостью ювелирной работы и красотой эмали. Царские регалии принадлежали, скорее всего, великому князю Рязани. Хан Батый сжег Рязань в 13 веке и бармы пропали, но спустя 600 лет были найдены археологами и возвращены в казну.

Царские бармы выставлены в Оружейной палате, в Кремле.

Золотые символы власти подчеркивали величие и благосостояние Российского государства, хранились под стражей в кремлёвской казне и использовались по особо торжественным случаям.

Власть Хозяйки Медной горы

В распоряжении Малахитницы находятся все богатства, скрытые в земных недрах. Она же сама решает, как поступить с ними. Ни одна разработка не станет успешной, пока на то свою воли не выявит Хозяйка Медной горы.

Более того, если Каменная девка будет недовольна, она может переместить сокровища. Например, “увести” ценные минералы в другую сторону от места разработки. В таких делах ей помогают ящерицы и кошка с огненными ушами, которая, как гласят уральские предания, ходит под землёй.

У Хозяйки Медной горы есть свой дворец с бескрайними владениями. Невероятную красоту в нём создают шедевры из камней. Малахитница знает обо всех тайнах искусства обработки камня. С радостью она делится ими с талантливыми мастерами, желающими обучиться такому ремеслу.

Вот только тот, кто решил отправиться к Хозяйке Медной горы, редко возвращается на поверхность земли. Погружаясь в работу в волшебном подземной царстве камней, они забывают о мире людей. Такова плата за великое искусство, что они постигают во владениях Малахитницы.

Образ Хозяйки Медной горы настолько таинственный, что до сих пор учёные не могут ответить однозначно: кто же она такая? Кто-то связывает её с Матерью-Землёй, другие считают, что она ближе к миру нечисти и мертвецов. А есть предположение о том, что Малахитница могла стать искажённым образом самой богини любви и красоты Венеры, чей культ был распространён у многих народов.

Литературовед Н.Липовецкий отмечал, что в образе Хозяйки Медной горы сочетается эрос и танатос, а именно – женская притягательность и “инстинкт смерти”. Именно эта особенность делает её образ сходным с некоторыми женскими божествами: Исидой, Иштар, Венерой. При этом Малахитница не перестаёт удивлять своей самобытностью.

Кукла “Хозяйка Медной горы”

Хозяйка Медной горы, пожалуй, самый неординарный женский персонаж в русских сказах. В отличие от абсолютно отрицательных или положительных героев, она не принадлежит ни к одной из сторон. В ней есть добро и зло, нежность и жестокость, очарование и суровая сила властителя. Я уверена, что именно такая смесь качеств делают её поразительной и притягательной, вызывающей интерес исследователей и в наши дни.

Императорская держава

Еще один символ российского самодержавия, который хранится в Алмазном фонде. Создание изделия было также приурочено к коронации Екатерины II. В процессе работы использовали золото, серебро, сапфиры и бриллианты. Держава выглядит как золотой шар, идеально отполированный ювелирами. Шар обрамляет пояс из серебра и бриллиантов, а венчает державу великолепный сапфир и бриллиантовый крест.

Державу по традиции создавал придворный ювелир Экарт. Он заказал самые лучшие камни из Европы и Индии, а дизайн разрабатывал больше двух месяцев. Этот символ самодержавия часто называют «Царское яблоко». Длина окружности шара составляет 47 сантиметров, а высота вместе с крестом около 25 сантиметров. Уникальность державе придает сапфир весом в 200 карат, привезенный из Цейлона. Держава в течение нескольких столетий использовалась в качестве символа самодержавия в процессе коронаций.

«Большой наряд» Михаила Федоровича (шапка, скипетр, держава).

1627–1628 гг.
Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до ХVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую – державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу – князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке – всадник, поражающий дракона), в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава, над головами орла – три короны практически на одной линии, средняя – с крестом. Форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом – символическое изображение воссоединения Левобережной Украины с Россией. Печать с аналогичным рисунком употреблялась в Малороссийском Приказе.

Печать царя Алексея Михайловича. 1667 г.
Круг к большой государственной печати царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Мастер Василий Кононов. 1683 г. Серебро

После Андрусовского перемирия, завершившего Русско-польскую войну 1654–1667 годов и признавшего присоединение к России земель Левобережной Украины, в Русском государстве была «учинена» новая большая государственная печать. Она знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное Собрание законов Российской империи, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении Государственного герба. Уже 4 июня 1667 года в статье наказа, данного переводчику Посольского приказа Василию Боушу, который отправлялся с царскими грамотами к курфюрсту Бранденбурга и к герцогу Курляндии, подчеркивается: «Буде ему в Курлянской земле Якубус Князь или ближние его лица, также и в Бранденбурской земле Курфистр или ближние его люди или их приставы учнут говорити, для чего ныне его царского величества в печати над орлом три коруны с прочими изображеньми? И Василью им говорити: орел двоеглавый есть герб державы великого государя нашего, его царского величества, над которым три коруны изображенны, знаменающие три великие: Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богохра-нимой и высочайшей его царского величества, милостивейшего нашего государя державе и повелению». Далее идет описание, которое несколько месяцев спустя объявлялось не только «в окрестные государства», но и российским подданным. 14 декабря 1667 года в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» читаем «Описание печати Российского государства: «Орел двоеглавный есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича (отца и деда – Н. С.); на персех (на груди – Н. С.) изображение наследника; в пазнок-тех (в когтях – Н. С.) скипетр и яблоко (держава – Н. С.), собою являют милостивейшаго Государя Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя».

Герб державный
Опытнейший кодификатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский – светило русской бюрократии, исходя из текста указа, впоследствии однозначно квалифицировал это изображение как «герб державный». Подобную печать с соответствующим новым именем употребляли цари Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и сам Петр Алексеевич – Петр I.

Атрибуты верховной власти: версия ордынской шапки Мономаха

Более обоснованной выглядит версия восточного (ордынского) происхождения шапки Мономаха. Специалисты датируют ее временем, не ранее XIII, а еще более вероятно – XIV столетия. Возможно это был дар ордынского царя Узбека Юрию Данииловичу, либо Ивану Калите. По-видимому, этот дар был высоко оценен в Москве, так как, в отличие от ханского ярлыка или пайцзы, корона, увенчанная крестом, была знаком верховной власти православного государя. Она воспринималась как символ не столько подчиненности в настоящем, сколько как символ освобождения и государственного суверенитета Москвы в будущем.

Регалии Михаила Федоровича

Корона «Гранд-сета» — «Астраханская корона».

В Смутное время 1610-1612 гг. Царская казна была разграблена польскими войсками. Они забрали почти все доспехи и оружие из Великой сокровищницы. Тем не менее, некоторые особо ценные вещи хранились в оккупированном Кремле под защитой бояр. Когда семь бояр согласились признать Владислава , короля Польши, королем России, он пощадил исторические монархические знаки отличия. Позже новый царь России Михаил Федорович пополнил сокровищницу новыми артефактами. В 1627–1628 годах для него был создан «Большой комплект» регалий.

  • Золотая резьбовая цепочка Эта цепочка была подарена царю Михаилу Федоровичу в 1631 году голландцами. Изготовлен в Западной Европе в 1620-х годах, позже в России видоизменен и вошел в «Большой набор». Состоит из 79 резных черных прямоугольных звеньев.
  • Золотая цепочка Золотая цепочка принадлежала царю Михаилу Федоровичу. Он был выполнен кремлевскими мастерами и впервые упоминается в бумагах Государственной казны в 1640 году. Он состоит из 89 витков, слегка извитых колец с орнаментальной надписью на каждом кольце. Надпись включает в себя молитву Пресвятой Троице , полный титул царя с перечнем городов, княжеств и земель Российского государства и царское повеление жить по заповедям Божиим.
  • Корона «Великого набора» принадлежала царю Михаилу Федоровичу. Изготовлен кремлевским мастером Е. Телепневым в 1627 году. В короне 177 драгоценных камней и жемчуг . С 18 — го века эта корона служил геральдической короной из Астраханского ханства .

«Грандиозный набор»: корона Михаила Федоровича с державой и скипетром Бориса Годунова .

Золотой трон царь Михаил Федорович был выстроен в начале 17 — го века из старого кресла восточного мастерства, принадлежавший Иван Грозного . По форме, высокой спинке и рукояткам он напоминает русские кресла, но в орнаменте сохранились восточные мотивы: Трон облицован чеканным золотом и украшен рубинами , жемчугом , бирюзой и другими неограненными камнями. Трон изготовлен в начале 17 века в мастерских Кремля. По убранству он похож на трон Бориса Годунова . Для его украшения было использовано 13 кг золота, драгоценных камней и жемчуга. Частично украшение трона не сохранилось. Часть золотых пластин в основании и фронтоне трона отсутствовали. Всего на троне сохранилось 1325 рубинов и турмалинов , 559 бирюзы , 16 жемчужин, 28 сапфиров и 36 других драгоценных камней.

Также «Большой набор» состоит из различного драгоценного вооружения и снаряжения, уцелевших в Оружейной палате Кремля. Наиболее важными из этих вещей являются:

  • Щит Этот щит из
  • Сабля Сабля «Большой сет» изготовлена ​​кремлевскими мастерами в 1620-х годах. Этот очень редкий артефакт украшен 552 бриллиантами и 165 другими драгоценными камнями, в основном розовыми турмалинами .
  • «Государственный шлем» Этот шлем — «шапка эричо» — изготовлен в Турции в 1600-х годах, переделан в 1621 году в Оружейной палате Кремля мастерами Н. Давыдовым и И. Марковым, а затем в 1642 году. Стальной шлем с золотой резьбой, имеет Турецкая надпись — цитаты из Корана . Он украшен 116 бриллиантами , 10 изумрудами , 225 турмалинами и 164 жемчужинами. По последней легенде, эти регалии принадлежали святому Александру Невскому . С 18 — го века он служил также в качестве геральдической шлем из Российской империи .

«Государственный шлем» на картине XIX века.

Палаш царя Михаила Федоровича на картине, XIX век.

После смерти царя Михаила Федоровича в Оружейной палате Кремля были переданы его личные драгоценности и снаряжение, не относящиеся к «Большому набору». Наиболее важными из них являются:

  • Палаш Палаш был выполнен мастером чешского Nil Просвит в Оружейной палате Кремля в 1617 году имеет надпись: «С Тесак sdeelan poweleniem Gossudara Tzaira я welikoвo Knesa Michaila Feodorowitcha vsea Rrusyi v paetoie leeto gossudarstwa ieвo, maesetza … По prikasu kraitscheвo у oruschnitscheвo Michaila Михай -lowitscha Saltikowa; deelal master Ниал Просвит ».
  • Сабля Сабля князя Федора Мстиславского после его смерти в 1620 году была взята в царскую казну. Он изготовлен в Турции в 16 веке и имеет арабские надписи.
  • ericho cap » Ericho cap князя Федора Мстиславского. Османская империя, 1600-е гг.
  • ericho cap » Ericho cap князя А.М. Львова. Изготовлен в Османской империи, вероятно, в 1610-1620 годах.

Императорские регалии

В России императорские регалии: корона, скипетр, держава, государственный меч, государственное знамя, большая государственная печать и государственный щит.

Короны Российской империи

Основная статья: Короны Российской империи

Главной императорской короной страны являлась Большая императорская корона, сделанная для коронации императрицы Екатерины Великой. Также в империи создавались и другие короны (см. список), некоторые из которых уцелели.

Скипетр

Бриллиант «Орлов» в скипетре

Императорский скипетр — одна из главных регалий монархов Российской империи. Скипетр был изготовлен в 1762 году для императрицы Екатерины Великой мастером Леопольдом Пфистерером, в 1774-м — дополнен бриллиантом «Орлов». После Октябрьской революции был передан в Гохран, с 1967 года вошёл в постоянную экспозицию коронных регалий Алмазного фонда в Оружейной палате.

Прочие см.: Скипетры России.

Держава

Держава императорская

Держава императорская — одна из главных регалий монархов Российской империи, символ императорской власти.

При подготовке к коронации Екатерины II в 1762 году обнаружилось, что старая держава Елизаветы Петровны исчезла — драгоценные камни сняты, а золото «пущено в дело». Тогда по приказу будущей императрицы придворный ювелир Георг Фридрих Экарт за две недели изготовил новую державу. Она имела вид небольшого, безукоризненно отполированного золотого шара с бриллиантовым пояском и была увенчана полуобручем с крестом.

Свой современный вид императорская держава приобрела только при императоре Павле I, в начале XIX века. Под крестом был помещён цейлонский сапфир весом 200 карат, а в центре бриллиантовых поясов — крупный бриллиант массой 46,92 карата.

Прочие см.: Державы России.

Государственный меч

Государственный меч и щит. Конец XVII в.; XVIII в.

Государственный меч Российской империи — один из овеществлённых символов императорской власти в России, отражающий право и обязанность правителя защищать своих подданных. Реально существующая на протяжении столетий единица холодного оружия. Значимый элемент, наравне с другими, формирующий понятие Исторические регалии Российского государства (Короны Российской империи, Императорский скипетр, Держава и так далее). Важный атрибут коронации всех российских императоров и императриц начиная с Елизаветы Петровны. В настоящее время — экспонат Государственной оружейной палаты.

Державный щит

Державный щит Российской империи был выбран среди других подобных экспонатов Оружейной палаты чисто как государственная регалия лишь в XVIII веке, во времена Елизаветы Петровны. Его торжественно выносили при коронациях всех последующих монархов в Успенском соборе Кремля. Некоторые авторы указывают, что щит выносился только при погребении, однако, согласно описанию коронаций русских царей щит выносили по крайней мере при коронации Александра III.

Цепь и звезда ордена Андрея Первозванного

Большая императорская цепь и звезда ордена св. Андрея Первозванного были изготовлены придворными ювелирами в 1797 году к коронации Императора Павла I. Своим актом о престолонаследии Павел I узаконил передачу императорских регалий по наследству. С этого времени бриллиантовая цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного стала возлагаться на всех последующих российских монархов, включая Николая II. Наряду с Большой Императорской короной, скипетром и державой орденская цепь и звезда вошли в число символов государственной власти в Российской Империи.

Цепь состоит из 20-ти, последовательно чередующихся звеньев трёх типов. Восемь звеньев разного размера в виде двуглавого орла, древнего символа России. Шесть звеньев напоминают о Святом Андрее, в честь которого Пётр I учредил высший орден Российской Империи. Остальные шесть изображают рыцарские трофеи и вензель из переплетённых латинских букв P.P.I. (лат. Peter Primor Imperator – Император Пётр Первый) , увенчанных императорской короной. Цепь держит знак ордена – орденский крест Андрея Первозванного . Материалы: золото, серебро, бриллианты, эмаль.

Восьмилучевая звезда состоит из серебра и рубинов. В её центре помещён медальон с изображением чёрного двуглавого орла, на груди которого красуется крест Святого Андрея (по форме напоминает «х»). Вокруг медальона золотыми буквами написан девиз ордена «За веру и верность».

Прочие регалии

Для императора Павла I были изготовлены мальтийские регалии, в т.ч. корона; также были сделаны регалии Грузинского царства; хранились в Кремле и регалии Царства Польского.

Что такое единоверие

Это старообрядцы, сохраняющие дониконовскую богослужебную традицию, но при этом находящиеся под омофором Патриарха Московского и всея Руси. Течение начало формироваться с конца XVIII в., когда сами староверы, многие из священноначалия осознали пагубность раскола. Однако, при Николае I единоверие стало средством «обращения старообрядцев в православие», что привело к его отторжению значительной частью верующих.

Сейчас же существует понятие «старообрядные приходы РПЦ». Единоверцев немного, многие из них – «старообрядцы в первом поколении», просто любящие древнерусскую традицию богослужения.

Регалии Бориса Годунова

Скипетр и держава — творения западноевропейских украшений позднего Возрождения . Кстати, эмали в технике рельефа еще не были известны русским ювелирам того времени. Есть основания считать, что скипетр и держава принадлежат к набору даров, принесенных царю Борису Годунову в 1604 году Великим посольством Рудольфа II , императора Великой Римской империи . Скипетр и держава, чудом уцелевшие в Смутное время , должны были быть использованы в 1613 году при коронации Михаила Федоровича , первого царя из династии Романовых . Ведь в дальнейшем на протяжении всего царствования Михаила Федоровича они были уникальными в своем роде регалиями и входили в так называемый комплекс особо ценных регалий «Большой комплект» (драгоценные царские облачения). Позже «Большой комплект», в который, кроме государственных регалий, входил комплект доспехов, сопровождавший царя в шествиях, например, в военных ротах и на охоте.

  • Скипетр Золотой скипетр изящен и пропорционален, с богатым и изящным орнаментом. Головы херувимов, цветы и гроздья фруктов, подвешенные на ленточках, — все это уникальная композиция с ритмичным размером. У этого древнего скипетра 1 изумруд , 20 бриллиантов и несколько других драгоценных камней.
  • Сфера Огромный золотой шар увенчан крестом. Пояса в верхнем полушарии разделяют его на четыре части, каждая со сценой из Ветхого Завета из жизни царя Давида : «Хросмация царя Давида пророком Самуилом », «Давид овладевает Голиафом », «Возвращение домой с победой», «Преследование со стороны Саул ». Сверкающие драгоценные камни, зеленые изумруды, красные рубины и синие сапфиры окружают эмалевый орнамент. Сфера украшена 58 бриллиантами, 89 рубинами и турмалинами, 23 сапфирами, 51 изумрудом и 37 жемчугом. За исключением 4 эмалей, весь шар, включая крест, тщательно инкрустирован различными драгоценными камнями.

Скипетр и держава

Скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов – серебра, золота или слоновой кости;  наряду с короной одна из древнейших инсигний самодержавной власти.  В русской истории скипетр явился преемником царского посоха – повседневного, а не парадного символа власти царей  и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги.  В состав царских регалий скипетр «из кости однорога трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями» (сэр Джером Горсей, Записки о Московии XVI, века) вошел  в 1584 году при венчании на царство Федора Иоановича.  Эта подаваемая в алтаре храма патриархом Всея Руси в руки Помазанника Божия инсигния  власти тогда же вошла в царский титул: «Бога в Троице славимого милостию скипетродержателя Российского царствия».

В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя.  Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича. Держава — символ монархической власти (например, в России — золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского «държа» — власть.Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом.Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Если скипетр служил символом мужского начала, то держава – женского.Россия заимствовала данную эмблему из Польши. Впервые была использована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.Держава представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой.  Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти  ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием.  Заимствованной могла казаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока».Иконописным праобразом державы являются  зерцала  архангелов Михаила и Гавриила – как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока).  Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю.  Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство.

  • < Назад
  • Вперёд >

Герб РФ на документах

Приемлемыми остаются изображения, где отсутствует рамка в виде щита, а также монохромные и тонированные (с использованием одного оттенка) вариации. Если на бланке нужно разместить герб России на одной линии с городскими эмблемами, официальный государственный символ располагается:

  • в центре, если символов — нечётное количество;
  • с левой стороны, первым при наличии двух изображений;
  • левее центрального положения, если количество эмблем — нечётное (вторым в ряду из четырёх знаков).

Государственный герб России имеет схожие черты с рисунком, ставшим основой для герба Москвы. Однако возможная путаница в деталях — недопустима, так как является прямым нарушением соответствующего закона, где тщательно прописано описание каждой составляющей части.

Герб Москвы

Отличительные нюансы герба РФ:

  • Всадник в развевающемся плаще синего цвета с разящим копьём в руке является абстрактным, собирательным символом, который недопустимо идентифицировать с конкретной личностью, в частности, С Георгием Победоносцем. Последний причислен к лику святых, а значит, его изображение должно содержать символ святости (нимб). У воина на гербе страны этого нет.
  • Конь опирается на три ноги, а одну переднюю — держит в поднятом положении, неприемлемо изображение скачущего коня, у которого только две задние ноги касаются земли (как на геральдическом опознавательном знаке Москвы), нарушением является и «разворот» коня и всадника в другую сторону.
  • Поверженный дракон перевёрнут на спину, на столичной эмблеме (герб можно отнести к соответствующему подвиду) он изображается стоящим на 4-х лапах и головой, повёрнутой к наезднику.

В законе «О Государственном гербе Российской Федерации», вошедшем в Конституцию, содержится детальное описание элементов рисунка. Пояснения исключают неверную визуальную трактовку, намеренное или случайное смысловое искажение.

Кибела

Весь миф приводить не буду, там много всего понамешано и как-то неуважительно не посвящать ей отдельную статью. Но вкратце: там есть все те же самые мотивы про «курганную бабу» и святочный обряд, что и в любом греческом мифе («древние греки» знали свои северные корни, а писатели, явившие «Элладу» миру, — нет, видимо). А Кибела предстаёт пред нами в чисто шаманском облике. При этом является «Матерью богов» и носит КОРОНУ. Ага, то бишь третья царская регалия, обязательная на изображениях скипетра и яблока. Также она сидит на ТРОНЕ — четвертая обязательная регалия. В общем, вся царская атрибутика у нее соблюдена, да еще и главным любовником был Аттис… Почему-то культурологи никак не хотят сравнить его имя (Ἄττις) со старым названием Греции — Аттикой (Ἀττική). Ну, да ладно.

Кибела

Карл IV

Нам обязательно поясняют, что «культ Кибелы носил оргиастический характер». Это именно шаманизм и не более. Да, не так пикантно, как «оргиастический характер», но более понятно.

Безумство — это отличительная черта Кибелы. Авторы никак не могли выразить экстатический характер Обряда, поэтому применяли термины «ярость, помешательство, опьянение», как и в случае с Дионисом, и только с написанием Нового Завета появился еще один интересный для этого термин — «Страсти» (хоть никто вам этого и не признает никогда). Видно и наложение «арийской» Традиции на местные варварские племенные воззрения (а что вы хотели? Колонизируемые земли, однако). Но мы посмотрим на главное:

Про львов молчу, возможно, там то же, что и у Геракла с его львиной шкурой, а вот в руках у Кибелы: ТИМПАН И СКИПЕТР! Ну, не прелесть ли?

Понимаете, это просто ересь какая-то… Скипетр и Тимпан. Ну, свяжите ж, наконец, уже эти понятия!

Тимпан — это маленький барабан, по которому бьют рукой. Например, как на этой фреске с Дионисом:

Триумф Вакха

Всё остальное пропускаю — там надо доизучить перед тем, как с вами делиться, а вот то, что её культ связан с Кабирами, Корибантами, Куретами и прочими танцующими в боевом хороводе юношами, нам пригодится. Ведь это греческий вариант ряженой толпы (как и ]]> Кентавры ]]> ), В КОТОРОЙ И РОЖДАЛСЯ БУДУЩИЙ КНЯЗЬ. Кстати, в мифе есть прямая отсылка к этому, когда говорится, что Кибела — это Рея, а Рея родила В ГОРЕ (на кургане) Зевса (Перуна, Индру, Тора — олицетворения жениха-князя… не менее «безумного», чем те же кабиры, кентавры, вакханки).

Так вот, в тимпан бьют рукой, потому что он маленький, а вот в бубен бьют КОЛОТУШКОЙ!

И если всякие «фракийцы» и «фригийцы» (фрязи, фризы и франки) якобы не знали настоящий бубен, то их предки, рисовавшие Кибелу, явно знали. Ибо колотушка — наиважнейший шаманский инструмент. Некоторые шаманы камлали БЕЗ БУБНА, НО С КОЛОТУШКОЙ!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Like children
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: