Развитие египетских иероглифов
Поскольку египетское письмо исторически развивалось в течение долгих лет, были разработаны различные версии египетского иероглифического алфавита. В дополнение к традиционным иероглифам, были также два эквивалента: иератический и демотический.
Иероглифический
Это была самая старая версия алфавита, отличающаяся элегантным живописным видом. Эти знаки обычно находятся в памятных надписях и погребальных текстах.
Иератический
Воодушевленные священниками и хранителями храма, которые хотели упростить процесс написания, иероглифы стали постепенно стилизовать и рисовать в иератическом «священническом» алфавите. Считается, что иератик был изобретен и развит более или менее одновременно с иероглифическим алфавитом. Некоторые из иероглифов найдены в гробницах в период 3200-3000 гг. до н. э. и были в форме царских шерехов, или виньеток со стилизованным именем фараона. Некоторые шерехи, написанные на гончарных сосудах, имели иероглифы в скорописном формате, возможно, представляя предшествующую стадию до появления иератики. Иератизм всегда пишется справа налево, в основном на остраке (гончарные черепки) и папирусе, и использовался не только для религиозных целей, но и для публичных, коммерческих и частных документов.
Демотический
Еще более сокращенный алфавит, лишенный какого-либо живописного следа, известного как демотический «популярный», появился в VII веке до нашей эры. Египтяне называли это «записывать документы». За исключением религиозных и погребальных надписей, демотичность постепенно заменяла иератизм. В то время как иератика по-прежнему несет некоторые следы изобразительного иероглифического облика, у демотика нет ярких следов, и сложно связать демотические знаки с его эквивалентным иероглифом.
Древне-египетская письменность
О древнеегипетском языке (и, соответственно, также о древнеегипетской письменности) читайте на странице
Египетские языки.
История дешифровки письма древних египтян
Жан-Франсуа Шампольон, выступая 27 Сентября 1822 г. с докладом перед членами
Парижской Академии надписей и словесности, сообщил о том, что он научился расшифровывать древнеегипетские иероглифы.
Это достижение стало результатом его многолетнего изучения трехъязычной надписи на Розеттском камне.
На этой плите из черного базальта выполнен текст на древнеегипетском языке (иероглифами),
египетском разговорном (демотическим шрифтом) и греческом языке.
В 1824 году Шампольон опубликовал главный труд своей жизни «Очерк иероглифической системы древних египтян»,
ставший краеугольным камнем современной египтологии.
Однако, иракский историк Яхья Мир Алем в 2004 году заявил, что за тысячу лет до француза Шампольона
древнеегипетские иероглифы расшифровал средневековый арабский ученый Ибн Вахшийя ан-Набати.
К такому выводу он пришел после исследования написанной в начале IX века нашей эры арабской рукописи
«Страсть познания написанных знаков», в которой раскрываются значения некоторых древнеегипетских иероглифов.
Производство и использование
Мужчины раскалывают папирус, Могила Пуйемре; Метрополитен-музей
Различные способы вырезания стебля папируса и изготовления листа папируса
Папирусы рядом Сиракузы, Сицилия
Папирус сделан из стебля папируса, Cyperus папирус. Сначала удаляется внешняя корка, а внутренняя липкая волокнистая сердцевина нарезается продольно на тонкие полоски длиной около 40 см (16 дюймов). Затем полосы кладут бок о бок на твердую поверхность так, чтобы их края слегка перекрывали друг друга, а затем сверху под прямым углом укладывают еще один слой полосок. Полоски могли быть замочены в воде достаточно долго для разложение для начала, возможно, увеличение адгезии, но это не обязательно. Возможно, два слоя были склеены. Пока еще влажные, два слоя скалывают вместе, превращая слои в один лист. Затем лист сушат под давлением. После высыхания лист полируется каким-нибудь закругленным предметом, возможно, камнем, ракушкой или круглой твердой древесиной.
Листы, или коллема, можно было разрезать до необходимого размера или склеить, чтобы получился более длинный рулон. Место соединения коллем с помощью клея называется коллесисом. К последнему листу в рулоне прикрепляли деревянную палочку, чтобы с ним было легче обращаться. Чтобы сформировать требуемые длинные свитки полос, несколько таких листов были объединены и размещены так, чтобы все горизонтальные волокна, параллельные длине рулона, находились с одной стороны, а все вертикальные волокна — с другой. Обычно тексты сначала писались на лицевая сторона, линии, следующие за волокнами, параллельны длинным краям свитка. Во-вторых, папирус часто использовался повторно, писая поперек волокон на оборотная сторона.Плиний Старший описывает методы приготовления папируса в своем Naturalis Historia.
В сухом климат Как и в Египте, папирус стабильный, сформированный, поскольку он очень устойчив к гниению. целлюлоза; но хранение во влажных условиях может привести к формы атаковать и разрушать материал. Библиотечные свитки папируса хранились в деревянных ящиках и сундуках в виде статуй. Свитки папируса были организованы по теме или автору и идентифицированы глиняными этикетками, на которых указывалось их содержание, без необходимости разворачивать свиток. В европейских условиях папирус, кажется, просуществовал всего несколько десятилетий; 200-летний папирус считался необычным. Импортированный папирус когда-то был обычным явлением в Греция и Италия с тех пор пришла в негодность и не подлежит ремонту, но папирусы все еще находят в Египте; выдающиеся примеры включают Слоновьи папирусы и знаменитые находки на Oxyrhynchus и Наг-Хаммади. В Вилла папирусов в Геркуланум, содержащая библиотеку Луция Кальпурния Пизона Цезонина, Юлий Цезарь свекра, был сохранен извержением Гора Везувий, но раскопан лишь частично.
Спорадические попытки возродить производство папирусов предпринимались с середины 18 века. Шотландский исследователь Джеймс Брюс экспериментировали в конце 18 века с растениями папируса из Судан, ибо папирус вымер в Египте. Также в 18 веке Сицилийский Саверио Ландолина производил папирус в Сиракузы, где папирус продолжал расти в дикой природе. В 1920-х годах, когда египтолог Баттискомб Ганн жил в Маади в пригороде Каира он экспериментировал с изготовлением папируса, выращивая это растение в своем саду. Он проткнул нарезанные стебли папируса между двумя слоями полотна и создал успешные образцы папируса, один из которых был выставлен на выставке. Египетский музей в Каире. Современная технология производства папирусов, используемая в Египте для туристической торговли, была разработана в 1962 году египетским инженером Хасаном Рагабом с использованием растений, которые были повторно завезены в Египет в 1872 году из Франции. И на Сицилии, и в Египте есть центры ограниченного производства папирусов.
Папирус все еще используется общинами, живущими поблизости от болот, до такой степени, что сельские домовладельцы получают до 75% своего дохода от болотных товаров. В частности, в Восточной и Центральной Африке люди собирают папирус, который используется для производства предметов, которые продаются или используются на местном уровне. Примеры включают корзины, шляпы, ловушки для рыбы, поддоны или коврики для веялки, а также коврики для пола. Папирус также используется для изготовления крыш, потолков, веревок и заборов. Хотя альтернативы, такие как эвкалипт, становятся все более доступными, папирус по-прежнему используется в качестве топлива.
Этимология
В английский слово «папирус» происходит от латинский, из Греческий πάπυρος (папирос), заимствованное из неизвестного (возможно Догреческий ) источник. В греческом есть второе слово для этого, βύβλος (Byblos), сказал, что происходит от имени Финикийский город Библ. Греческий писатель Теофраст, который процветал в 4 веке до нашей эры, использует папирос при упоминании о растении, используемом в пищу и Byblos для того же растения при использовании для непищевых продуктов, таких как веревки, корзины или письменные поверхности. Более конкретный термин βίβλος Библии, который находит свое отражение в английском языке в таких словах, как «bibliography», «bibliophile» и «bible», относится к внутренней коре папируса. Папирус также этимон из «бумаги», похожего вещества.
в Египетский язык, папирус назывался вадж (w3ḏ), Тюфы (ṯwfy), или же джет (ḏt).
Математика
Древнеегипетская цивилизация использовала 10-тичную систему исчисления, которая несколько отличается от современной. Цифры были известны людям, населявшим берега Нила, ещё в додинастический период.
Единицы у них изображались палочками, а для обозначения десятков, сотен, тысяч, десятков и сотен тысяч, а также миллионов существовали свои обозначения — иероглифы.
Однако для обозначения двух, трёх и более десятков или сотен специального символа не существовало — они записывались как сумма десятков, сотен и тысяч. К примеру, число пять тысяч сорок древние египтяне обозначали как пять знаков тысячи и четыре знака десяти.
В повседневной жизни они выполняли много математических операций: вели учёт земли, рабочей силы, скота и зерна.
Египетский папирус
На каком материале писали жители Древнего Египта? Они брали стебли папируса, а затем разделяли их на тонкие продолговатые полоски.
После этого все полоски выкладывались в ряд на какой-то гладкой поверхности. Сверху раскладывали новый слой полосок из стебля, но уже поперек предыдущим.
Лист папируса
В конце производственного процесса египтяне клали на стебли плоские камни, чтобы волокна тростника выделяли растительный сок. Когда такие тростниковые листы высыхали, то становились очень похожи на бумагу.
Сверток папируса (свиток)
Если старый папирус был полностью заполнен иероглифами, к нему прикрепляли новый лист. Поэтому с каждым разом поверхность для письма становилась все длиннее.
В целях более удобного хранения длинный папирус сворачивали. Сверток папируса назывался свитком. В одном из музеев мира хранится древний свиток, длина которого составляет более 40 метров.
Как делают бумагу из папируса
Считается, что делать бумагу из папируса начали еще в 4000 до н. При изготовлении папируса брали только нижнюю часть папируса и разрезали его на несколько тонких полос. Из срезанных стеблей папируса выделяли сердцевину, разделяя ее на тонкие длинные полосы. Эти полосы укладывали тесными рядами на гладкую доску и смачивали водой. На первый ряд расстилали другой ряд, но уже поперек. Скоблили, разглаживали, клали под пресс и высушивали на солнце. К полученной полосе подклеивали другие полосы и иногда для того, чтобы чернила лучше держались, окунали их в клейстер и опять высушивали. В результате такого труда получался плотный, слегка желтоватый папирус, в течение многих веков заменявший бумагу и сохранивший в таинственных письменах мысли и чувства людей. Такая технология изготовления папируса используется по сей день. Листы папируса использовали как они есть или делали из них рулоны — когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее и длиннее. Для хранения ее оборачивали в трубочку — свиток. В одном музее хранится папирусный свиток, длина которого больше сорока метров.
Отдых на популярных курортах Египта
|
|||
|
|||
|
Отели всех курортов |
|
Тема урока: Папирус (лат. papyrus, от греч. papyros)
Большой Парижский Магический папирусLEKANOMANTEIA papyrosпа пер аа — «царский материал»
Известно, что египтяне были умелыми лекарями — до нас дошли мумии, на которых сохранились следы операций, пломб в зубах и прочих доказательств. Ясно, что они умели изготовливать и лекарства, мази, микстуры. Увы — время беспощадно. И великие магические рецепты до нас практически не дошли. Однако остались папирусы! И профессор фармаколог Уорс Истис изучил более 1350 папирусов, чтобы выловить крупинки медицинский познаний, заключенных в них. Древние фармацевты предпочитали писать не простым сухим языком ученых, а поэтическими образами, что затрудняет обработку оставленной ими информации. Известно также, что первые систематизированные сведения о лекарственных веществах содержатся в египетском папирусе Эберса (16 в. до н. э.).
Увы. Из-за загрязнения Нила и из-за изменения климата папирус практически вымер в Египте еще в конце эпохи Римского владычества. Секрет изготовления папируса был потерян, и только в 20 векe он был вновь открыт доктором Рагабом, который и основал сеть мастерских, разбросанных в наши дни по Египту, в которых производят сам папирус и картины, являющиеся как копиями древних росписей, так и современным искусством.
Пример современной папирусной живописи:
Каков же секрет изготовления этого поистине волшебного материала, донесшего до нас с глубины веков магические и исторические знания? Для изготовления папируса берется нижняя, более толстая часть стебля тростника. Снимается верхняя, жесткая часть, из которой вполне можно изготовить корзину, сандалии (кстати — жрецам полагалось носить сандалии ТОЛЬКО из папируса) или лари, для хранения тех же папирусов. Сочная, рыхлая сердцевина тростника разрезается на продольные полоски нужной величины (не более полуметра). Тонкие полоски укладываются на гладкую поверхность впритык. Сверху на нее кладется поперек второй слой таких же полосок. При мне мастерица переплетала эти слои, но некоторые источники показывают, что это делать необязательно. И вот эту сплошную «кладку» из двух слоев укладывают под пресс — например, плоский камень. И несколько дней ждут, пока из растения под тяжестью выделится клейкое вещество, которое и скрепляет между собой эти полоски намертво и без всякой химии! После этого все неровности по краям обрезают, поверхность покрывают тонким слоем клея из муки, чтобы чернила в будущем не расплывались, материал просушивают на солнце, разглаживают и получают тонкий желтоватый лист похожий на бумагу. Кстати, цвет папирусной бумаги — светло желтый или темный, почти коричневый — зависит не от времени существования самого папируса, а от времени, проведенного под прессом! 3-4 дня — и у вас светлый папирус. Больше — темный. Папирус берегли: часто старые записи аккуратно смывались, листок высушивался и затем опять использовался. Когда листок папируса исписывали до конца, к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее. Поскольку папирус при складывании мог сломаться — для хранения книгу сворачивали в свиток.
Вот так это выглядело в мастерской, где нам демонстрировали секрет приготовления папируса:
Вот такое любопытное растение, этот папирус:) А закончить лекцию мне хочется словами одного автора
«Человек угасает, тело его становится прахом, Все близкие его исчезают с земли, Но писания заставляют вспоминать его Устами тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, Лучше роскошного дворца, Лучше памятника в храме». (перевод Анны Ахматовой)
Изготовление папирусного листа
Кстати, профессия писца была самой почитаемой в древнем Египте, но об этом чуть позже. А пока вместе с сотрудниками Института папируса попытаемся превратить крепкий стебель в почти невесомый лист.
Довольно подробное описание, как это сделать, оставили ученик Аристотеля Теофраст и римский естествоиспытатель Плиний Старший.
Стебли растения разрезаются вдоль на узкие длинные ленты, которые затем укладываются в два слоя — одни горизонтально, другие вертикально, и скрепляются каким-то клеящим веществом, раскрывают они тайну «папирусной кухни». Просохшие листы разглаживаются, как утюгом, гладким камнем или раковиной.
Вот и все. Но, похоже, какой-то главный секрет древние исследователи все же утаили, потому что, когда уже наши современники, пользуясь их «инструкцией», попытались воссоздать этот писчий материал, они получили грубые, покоробившиеся, ни к чему не пригодные жесткие листы.
Энтузиасты, однако, не оставляли мысли постичь секреты древних. Удача выпала самому терпеливому, упорному и… щедрому: не всякий согласится рискнуть собственным благополучием ради призрачной цели. Но теперь его имя тоже вписано в историю египтологии. Это был Хасан Рагаб.
Инженер по образованию, Рагаб долгие годы служил в армии и как член организации «Свободные офицеры» под руководством Гамаля Абдель Насера активно участвовал в антимонархической и антиимпериалистической революции 1952 года. Потом его разносторонний талант, ум и воспитание потребовались на дипломатическом поприще, и молодая республика направила Рагаба своим послом в ряд стран.
И вдруг Хасан неожиданно для всех делает крутой вираж, бросает блестящую карьеру и посвящает себя возрождению папируса. Он покупает участок земли на острове Яакуба, на Ниле, в предместье Каира, и погружается в эксперименты. С юга Судана с великим трудом привозит саженцы папируса, но те не желают приживаться на египетской земле.
Однако саженцы его не очень волнуют: Хасан знает, что упрям, и добьется своего. Куда больше его занимает «технология» изготовления «писчего материала», а именно: каким образом скреплялись друг с другом желтоватые, с густой сетью мельчайших прожилок полоски папируса. Он перепробовал десятки самых разных клеящих веществ, но ни одно не дало нужного эффекта. Тростник был как заговоренный.
К поискам энтузиаста научные учреждения не проявляли ни малейшего интереса. Эксперименты он проводил на собственные деньги, а когда его скромное состояние истаяло, в ход пошли сбережения жены и брата. Надо отдать должное домашним: сами не зная почему, они верили в успех дела.
Кто знает, сколько опытов было проведено под крышей двухэтажного домика-поплавка, сколько ночей недоспали его хозяева! «Ас-сабр гамиль» — «Терпение прекрасно», — повторяет Хасан главную жизненную формулу своих соотечественников, испытывая очередную неудачу.
Наконец, ответ был найден, и оказался он на удивление прост — никакого клея
Полоски отмачиваются в нескольких сменах нильской воды, после каждой смены осторожно отбиваются молотком, потом отправляются под пресс. Оказалось, что, несмотря на долгое «купание», в полосках остается клейкий сахарный сок, который и скрепляет намертво части папируса
Теперь его можно жать, мять, рвать, бросать в воду — он останется целехоньким, податливым и гибким. И никакие чернила, туши, краски не расползутся на нем.
Медицина Древнего Египта
Врачебное дело в Древнем Египте делилось на многие специальности: одни были стоматологами, другие лечили болезни глаз, третьи — пищеварительной системы, четвертые — головы. Люди того времени считали, что каждый человек состоит из своего тела, тени, души, жизненной силы и имени. Древние египтяне чувствовали, что орган, в котором появляются их мысли — это сердце. Обучение медиков проводилось в «Домах Жизни».
С одной стороны медицинские трактаты того времени показывают, что древние египтяне обладали эмпирическими знаниями анатомии, травм, и что у них был разработан комплекс практических процедур. С другой — широко распространённой была практика использования заклинаний и заговоров в лечении болезней. Развивалась фармацевтика.
Чтобы раны затягивались быстрее, древнеегипетские врачи прикладывали к ним сырое мясо, умели делать перевязки льняной тканью, накладывать швы. Для обработки раны и для того, чтобы в неё не попала инфекция, использовался мёд. Опиум облегчал больным боль. Чеснок и лук присутствовали в повседневном рационе для укрепления организма и облегчения симптомов астмы.
Древнеегипетские врачи умели также ампутировать больные конечности и фиксировать переломы. Но некоторые ранения они относили к таким серьёзным, что свою задачу видели в том, чтобы облегчить боль пациенту, пока тот не скончается.
Несмотря на то, что знать и фараоны на стенах гробниц изображаются стройными, в реальности они имели лишний вес. Поскольку они могли позволить себе есть сладости, у них были ещё и проблемы с зубами. У простых людей такие проблемы также были, но преимущественно из-за того, что в пищу им попадал песок, из-за которого стирались зубы.
Папирус в истории
Египтяне использовали данное растение в различных целях, главным образом для изготовления писчего материала. Так как растение папирус практически исчезло в областях своего природного ареала, в настоящее время оно культивируется преимущественно в декоративных целях. В книге Теофраста «Исследование о растениях» говорится, что папирус встречался помимо Египта в Сирии; согласно «Естественной истории» Плиния Старшего, папирус являлся исконным растением на реках Тигр и Евфрат.
Помимо самого папируса, некоторые другие растения рода Сыть также использовались египтянами. Так, из соцветий изготавливали гирлянды в подношение богам. Сердцевины побегов растения употреблялись как в готовом, так и в сыром виде. Из одеревенелого корня изготовляли чаши и другие кухонные принадлежности, а также использовали в качестве топлива. Из стеблей сооружали тростниковые ладьи (барельефы эпохи четвёртой династии с изображением людей, режущих папирус для строительства лодки; подобные суда до сих пор можно встретить в Судане), паруса, мачты, ткань, верёвки, и сандали. Согласно Теофрасту, такелаж флота правителя Антигона был сделан из папируса. Это было обычным явлением в то время, что можно проиллюстрировать на примере морского троса, который держал дверные ставни в то время, когда Одиссей расправлялся с просителями в своём доме (Одиссея XXI. 390).
Тростниковая или камышовая корзина, в которой был оставлен библейский Моисей, вполне возможно, могла быть сделана из папируса.
Во многих европейских языках названия бумаги (нем. Papier, англ. paper) и собственно папируса происходят от древнегреческого слова πάπῡρος. Существует гипотеза о происхождении этого греческого слова от др.-егип. pa-p-ouro, «это — царя» (что предположительно указывает на царскую монополию на папирус), однако и Шантрен, и Фриск, признавая заимствованный характер греческого слова, эту гипотезу считают неубедительной.
Знаменитый путешественник Тур Хейердал построил две папирусные лодки, Ра и Ра II, с целью продемонстрировать, как древние люди из Африки и Средиземноморья могли достичь берегов Америки. Он совершил успешное плавание из Марокко в Барбадос.
Рисунки на камнях и скалах
Первые шаги человека в освоении письменной речи дошли до нас в виде рисунков на стенах пещер. Пещера – это жилище, где человек проводил много времени и свои впечатления об охоте, о каких-то семейных событиях или событиях, происходящих в общине, отражал в рисунках на стенах. Другого материала, кроме стен и камней, поверхности почвы в древние времена у людей просто не было.
На скалах выбивались, выскабливались изображения птиц, животных, человека, дерева, предметов из окружения – всего того, что человек видел вокруг себя. Позднее эти изображения (предметное письмо) трансформировались в символы, значки, каждый из которых что-то обозначал.
Технология производства папируса
Невозможно узнать, что такое папирус, если не знать как именно производили его в Древнем Египте. Для этого:
- Ищется тротниковое растение папирус, принадлежащее к роду осоковых, чаще всего его находили около берегов Нила в Древнем Египте;
- Стебли режутся, укладываются в виде полосок на специальный стол и расправляются, чтобы потом быть приложенными друг к другу;
- Поперек кладутся другие полоски, которые сами клеятся водой из главной египетской реки Нил; так как Нил был илистый, его вода обладала вязкостью и хорошо склеивала листы.
- Полученный материал отправляется под пресс, а образовавшиеся листы высушиваются под солнцем.
- После листы папируса склеиваются друг с другом. Чтобы узнать, как выглядит папирус, можно представить себе свиток из материала очень похожего на холст. Вот такой:
Многие современники древних египтян хотели бы узнать какова технология изготовления папируса. Но египтяне сохранили свой секрет, превратив папирус в то, что мы бы сегодня назвали одним из важнейших технологических секретов древнеегипетской эпохи. Многие папирусы с ценными знаниями хранятся в известной Александрийской библиотеке. С появлением первой бумаги в Древнем Китае, папирус стали использовать все реже. Посмотрите как выглядит папирус:
древнеегипетский папирус похож на кусок холста