Как появились названия нот?

Кто и когда придумал нотную грамоту, зачем ее изобрели – история создания

Точки и линеечки: как появилась нотная запись

Мы привыкли видеть 5 линий, на которых записываются ноты, и именно Гвидо предложил систему записи, которая используется до сих пор. Правда, сначала было только 4 линейки, и ноты были квадратыми. Но сам принцип расположения нот на линейках и между ними остался таким же и по сей день.

Заметьте, нот гораздо больше, чем линеек, существуют разные голоса: низкие мужские и высокие женские. Как это описать?

И здесь пригодились еще одно изобретение итальянского монаха. Он придумал Музыкальные ключи, которые ставятся в начале нотного стана и показывают, какой ноте соответствует линейка в данном произведении. Гвидо использовал в качестве ключа буквы латинского алфавита. Спустя столетия появилась 5-ая линейка, а Музыкальные ключи приобрели современную форму.

Социальная сеть WatZatSong

Специфика этого сервиса в том, что здесь найти музыкальный трек помогает не робот, а другие реальные пользователи сети интернет. Недостаток сервиса в том, что он доступен только на двух языках: французский и английский. Заядлых меломанов это не должно останавливать! Ниже мы наглядно продемонстрируем как найти музыку по звуку онлайн с помощью WatZatSong.

Очередность действий, для поиска музыки на сайте WatZatSong

  1. Зайдите на сайт и зарегистрируйтесь, нажав кнопку Sign up. Регистрация довольно простая, вам только нужно ввести своей адрес электронной почты, придумать логин и пароль.
  2. После того как вы зарегистрируетесь, нужно войти в систему. Для этого нажмите «Sign in», введите адрес электронной почты и пароль. Если все сделали правильно, увидите справа приветствие и свой никнейм. Далее нам понадобится кнопка «Post a sample», нажмите ее, затем подтвердите доступ к микрофону.
  3. В появившемся окне вы видите варианты поиска музыки. По умолчанию стоит «Запись». Чтобы начать запись аудио с микрофона нужно нажать красную круглую кнопку. После завершения записи снова нажмите ее.
  4. В итоге кнопка окрасится в зеленый цвет, это означает, что запись прошла успешна, остается только нажать кнопку «Confirm». Но вы также можете добавить комментарий, если, конечно, владеете английским или французским (в зависимости, на какой версии сайта работаете) и выбрать жанр и язык, на котором исполняется песня.
  5. Остается только ждать, пока пользователи прокомментируют вашу запись. Убедиться, что она добавилась на сайт можно зайдя в свой профиль «My profile». На этом сервисе можно легко узнать песню, которая еще не стала популярной в нашей стране, но за рубежом уже пользуется популярностью.

Мы не стали дожидаться, пока пользователи прокомментируют нашу запись только потому что не слишком заинтересованы в этом. Судя по отзывам, активность в этой социальной сети довольно высокая и подсказать название аудиотрека вам помогут очень быстро (максимум за несколько часов).

Если у вас есть аудиофайл, название которого вы не знаете, в окне выбора формата для поиска (мы рассматривали «Запись») нужно выбрать «Upload», загрузить файл с компьютера на сайт и произвести те же действия: указать жанр, язык исполнителя, написать комментарий (если этой информацией вы обладаете), после чего останется только немного подождать.

Способ 1: Melod.us

Онлайн-сервис Melod.us предлагает пользователям полноценный нотный редактор, работающий в режиме онлайн. Поддерживается несколько методов набора нот, вы самостоятельно выбираете ключи и альтерации, изменяете темп и всячески взаимодействуете с партитурой. Этого вполне достаточно даже для запросов продвинутого пользователя. В следующей инструкции предлагаем более детально разобраться с тем, что собой представляет данный сайт.

  1. На главной странице сайта вы сразу видите выборку от разработчиков, в которой говорится о функциях, предоставляемых редактором. Прочитайте их, чтобы примерно понимать, что получите в дальнейшем.

  2. Прокрутите вкладку вниз и нажмите кнопку «Запустить редактор», чтобы выполнить соответствующее действие.

  3. В нем сразу предлагается поменять основные данные о проекте: ввести название партитуры, указать комментарии и автора, однако ничего не помешает пропустить этот этап или вернуться к нему перед сохранением.

  4. Ниже по умолчанию отображается виртуальная MIDI-клавиатура. Нажатия по клавишам автоматически добавляют ноты в ряд в соответствии с тем, какие ноты вы жмете, в каком порядке, а также учитываются и одновременные нажатия, что будет полезно обладателям физических устройств. В любой момент данное окно можно скрыть, щелкнув по крестику в правом углу.

  5. Ноты добавляются в режиме реального времени — следите за этим непосредственно на партитуре. Однако стандартные параметры не всегда устраивают пользователя, поэтому перейдем к доступным настройкам.

  6. Разверните меню «Ключи», чтобы ознакомиться с доступными ключами. Всего Melod.us предоставляет четыре разных варианта. Добавьте любой из них в требуемом месте. Отметим, что добавление осуществляется выделением ключа, а затем нужно нажать любую из клавиш на клавиатуре.

  7. Количество нот тоже соответствует всем нормам. Найти требуемую не составит труда, а переключение между ними может осуществляться в любой момент. К сожалению, быстрая замена ноты недоступна, поэтому придется сначала стереть то, что уже добавлено на партитуру, затем сменить ноту и снова записать ее.

  8. В другом блоке — «Альтерация» — отображаются еще знаки, которые точно станут полезными при записи произведения.

  9. По умолчанию темп установлен на 120 в минуту, но вы можете поменять его, перемещая соответствующий ползунок внизу.

  10. Возможно и воспроизведение наигранного, однако следует учесть, что в Melod.us поддерживается только стандартный клавишный инструмент — пианино.

  11. Используйте кнопку с корзиной для отмены последних действий. Если нужно стереть большую часть содержимого партитуры, понадобится кликнуть по значку несколько раз.

  12. В меню «Файл» вы найдете кнопки для создания новой партитуры, открытия уже существующей или сохранения данной.

  13. Скачивание файла в Melod.us недоступно. Разрешается только зарегистрироваться на сайте и сохранить проект в личном кабинете, чтобы вернуться к его редактированию в любой другой момент.

Названия и обозначения

Названия нот. История названий

В настоящее время приняты следующие названия нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково.

За эталон частоты ноты берётся нота ля первой октавы, частота которой должна быть равной 440 Гц (т. н. A440 — современный эталон высоты, стандарт ISO 16). В равномерно темперированном строе отношение частот двух соседних нот (например, до и до-диез) равно ; таким образом, можно видеть, что отношение частот нот, отстоящих друг от друга на октаву, равно двум.

Приведённая выше система наименований обязана своим появлением гимну св. Иоанну «Ut queant laxis». За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве (6-ступенная гамма):

UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, SOLve polluti LAbii reatum.

Названия шести нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем для удобства проговаривания при пении нота ут была заменена на до (Джованни Дони, около 1640 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года). В США и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не путать её с нотой C («си») в латинской нотации, где она обозначает ноту до (см. ниже), а также для того, чтобы каждая нота имела свою согласную в слоге (таким образом, альтерированные ноты обозначаются другими согласными с той же гласной, что и основная нота).

Обозначение нот буквами

Другая распространённая система обозначения нот — буквенная: ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. Это — так называемая немецкая система обозначения, где нота си обозначается буквой H. Почти во всех европейских странах, кроме тех, для которых основным языком является английский язык, используется немецкая система. Буквой B в ней обозначают си-бемоль (это связано с использованием фригийского ля-минора в песнопениях).

Существует также и английская система обозначения (см. рисунок выше), в которой ноту си обозначают буквой B (то есть, начиная с ноты ля, последовательность нот точно соответствует начальным буквам латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G). Эта система наиболее распространена в США, Великобритании, частично используется в Голландии, Швеции. Поэтому в англоязычной литературе используются правила английской системы обозначения. В русских сборниках гитарных аккордов также нередко встречается английская система.

Далее, для добавления к ноте бемоля к её названию приписывают -es (например, Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза). Исключения в названиях: Aes = As, Ees = Es, а также Нes = B в немецкой системе (здесь справа выписаны используемые обозначения, а слева — те, которые могли бы показаться логичными). В английской системе нота си-бемоль не подлежит исключению и обозначается согласно указанному правилу: Bes.

Мнемонический приём для запоминания нот, расположенных на первой — пятой линейках нотоносца: ми, соль, си, ре, фа (с интервалом в терцию). Для удобства запоминания используется фраза: «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию». Для нот между линейками — фа (в буквенной системе — F), ля (A), до (C), ми (E) — используется мнемоническое правило, когда буквенные обозначения нот образуют английское слово face (лицо).

Немецкая система Английская система
Нота (Бекар) Диез Бемоль (Бекар) Диез Бемоль
до c cis ces C C-sharp C-flat
ре d dis des D D-sharp D-flat
ми e eis es E E-sharp E-flat
фа f fis fes F F-sharp F-flat
соль g gis ges G G-sharp G-flat
ля a ais as A A-sharp A-flat
си h his b B B-sharp B-flat

Упрощённая система

Существуют также упрощённая система записи нот, созданная для различных музыкальных инструментов: клавишная табулатура и гитарная табулатура. Табулатуру можно использовать не владея нотной грамотой.

Паузы

Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:

Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о знаках альтерации, написании нот, обозначении пауз и других связанных с этой темой понятиях. Думаем, что для одного задания этого более чем достаточно. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.

Откуда взялись названия нот

Существующая система наименований появилась благодаря гимну святому Иоанну «Ut queant laxis», который Гвидо использовал для распевки на музыкальных занятиях. Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше.

Первые шесть нот позже были названы как первые слоги каждой строки гимна, седьмую по аналогии добавили позже из следующей строки того же гимна.

Ut queant laxisResonare fibrisMira gestorumFamuli tuorumSolve pollutiLabii reatumSancte Ioannes

Первый неудобный слог Ut в XVII веке заменили на более мелодичное ДО. Есть мнение, что название ноты произошло от латинского Dominus, что значит – Господь.

Эволюция нотной записи

В поисках симметрии

Давайте попытаемся найти симметрию в нотной записи. С первого взгляда ее там нет и быть не может, ведь ноты на стане расположены последовательно и возрастают монотонно:

Вообще, мне по душе итальянские названия нот, но в этой статье для компактности я буду использовать и буквенные обозначения.

Чтобы найти правильный ответ, часто приходится выходить за пределы обычного восприятия. Помните задачу, где надо зачеркнуть все девять точек четырьмя прямыми не отрывая пера?

Мы поступим также. Смотрите:

Эти ноты отстоят друг от друга на октаву, поэтому всегда будут равны между собой, какой бы ключ мы ни выбрали.

Мы смотрим на симметрию, которая все это время была у нас перед глазами! Зная это правило, очень скоро мы сможем ориентироваться в трех позициях на стане в каждом из ключей. А если к ним добавить непосредственных соседей, то число позиций увеличивается до девяти (об этом ниже). В добавок к этому есть еще ключевая линейка, нота которой обычно запоминается первой.

Выходит, что ключевая нота это опорная точка, но не начало координат. И только для альтового ключа эти понятия совпадают.

Определение слова «Кода» по БСЭ:

Кода — Кода (итальянский coda, буквально — хвост)1) в поэтике — добавочный стих сверх схемы в твёрдых строфических формах (устойчивые комбинации строф), например в сонете — сверх 14 строк, в триолете — сверх 8. В расширенном значении — заключительная часть сложной строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп или др. признаками (например, строки 5-7 в строфе «Коринфской невесты» И. В. Гёте):Знай, что смерти роковая силаНе могла сковать мою любовь,Я нашла того, кого любила,И его я высосала кровь!И, покончив с ним,Я пойду к другим, —Я должна идти за жизнью вновь!2) В музыке — завершающий раздел музыкальной формы, дополняющий ее основную часть. Для К. типична устойчивость. в ней могут применяться тонический органный пункт, повторение построений завершающего характера, мелодико-гармоничные обороты, обобщающие, суммирующие тематический материал произведения. В медленных пьесах темп в К. обычно замедляется, внося успокоение, в быстрых — часто ещё более ускоряется. В крупных пьесах с контрастирующими темами в К. нередко вводится в виде напоминания тема среднего раздела пьесы.

Кода — Рохан (настоящее имя — Сигэюки) (23.7.1867, Токио, — 30.7.1947, там же), японский писатель. Вырос в религиозной семье. Выступил с повестями «Капли росы» (1888), «Статуя Будды» (1889). в центре его произведений — образ одинокого мастера-художника, влюблённого в своё искусство и равнодушного к славе:«Пятиярусная пагода» (1891) и др. Позднее в творчестве К. появились реалистические тенденции («Изящный маленький божок», 1893-95. «Волны, бьющие в небо», 1903), но романтическое восприятие действительности, мистицизм и идеализм остались главными чертами его творчества.Лит.: История современной японской литературы, перевод с японского, М., 1961. Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964.

Изобретение линейной нотации

И выход был найден. Правда, не сразу. Сначала придумали такую вещь. Над некоторыми невмами ставили буквы, то есть их высоту, таким образом, как бы уточняли. Но от этого записи становились громоздкими, тексты песнопений, невмы и буквенные обозначения нот перемешивались между собой, мельтешили перед глазами. Многие признавали такую систему записи неудобной.

Великое открытие совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии. Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре. А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.

Со временем невмы превратились в квадратные ноты. Читать такие ноты было гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным. А самим нотам были присвоены новые названия. И снова эта заслуга принадлежит Гвидо Аретинскому.

Знаки, увеличивающие длительность нот и пауз

В более ранних выпусках мы рассматривали основные длительности нот и пауз. Но в музыке такое многообразие ритмов, что порой этих основных средств передачи не достаточно. Сегодня мы разберем несколько способов, которые помогают записать звуки и паузы нестандартной величины.

Для начала повторим все главные длительности: существуют ноты и паузы целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые и другие, более мелкие. На расположенной ниже картинке можно увидеть, как они выглядят.

Далее, для нашего с вами удобства давайте также договоримся на условные обозначения длительностей в секундах. Вы уже знаете, что реальная длительность ноты или паузы – это всегда относительная величина, непостоянная. Она зависит от того, в каком темпе бьется пульс в музыкальном произведении. Но чисто в учебных целях предлагаем вам все-таки условиться, что четвертная нота – это 1 секунда, половинная – 2 секунды, целая – 4 секунды, а то, что меньше четверти – восьмые и шестнадцатые будут, соответственно, представляться нам как половина (0,5) и 1/4 часть секунды (0,25).

Откуда взялись названия нот

Существующая система наименований появилась благодаря гимну святому Иоанну «Ut queant laxis», который Гвидо использовал для распевки на музыкальных занятиях. Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше.

Первые шесть нот позже были названы как первые слоги каждой строки гимна, седьмую по аналогии добавили позже из следующей строки того же гимна.

Ut queant laxisResonare fibrisMira gestorumFamuli tuorumSolve pollutiLabii reatumSancte Ioannes

Первый неудобный слог Ut в XVII веке заменили на более мелодичное ДО. Есть мнение, что название ноты произошло от латинского Dominus, что значит – Господь.

Расположение нот на нотном стане

Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):

Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.

Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.

Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:

Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:

А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1

Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:

У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».

Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей . Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:

Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:

Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.

Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.

Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.

Скрипичный и басовый ключи

С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!

А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.

Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.

Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:

Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множе­ство дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.

Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.

Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.

Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.

Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.

Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.

Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:

Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».

Метки

Fender Jaguar
Fender Stratocaster
Fender Telecaster
Gibson Flying V
Gibson Les Paul
Gibson SG
Guitar Rig
Бас гитара
Джо Сатриани
Закк Уайлд
Как создать рок группу
Советы начинающим группам
Стив Вай
Уроки игры на гитаре
аккорд am
аккорд c
аккорд d
аккорд dm
аккорд e
аккорд f
аккорд f на гитаре
аккорд gm
аккорды для гитары
аккорды ноты
аккорды фото
активные звукосниматели
арпеджио
бемоль
вибрато
гитарные аккорды
гитарные примочки
гриф бас гитары
гриф гитары
двуручный тэппинг
джаз фанк
диез
директ бокс
длительность нот
как научиться играть на гитаре
легато
медиатор для гитары
приемы игры на электрогитаре
сустейн
экранирование гитары
электрогитара

Таблица «Тональности и их знаки при ключе»

А теперь, как и обещалось вначале, предлагаем вам таблицу тональностей с их ключевыми знаками. В таблице параллельные тональности с одинаковым количеством диезов или бемолей записаны вместе; во втором столбце приводится буквенное обозначение тональностей; в третьем – указывается число знаков, а в четвёртом – расшифровывается, какие конкретно знаки в той или иной гамме.

ТОНАЛЬНОСТИ

БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЧИСЛО ЗНАКОВ

КАКИЕ ЗНАКИ

ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ

До мажор // ля минор C-dur // a-moll нет знаков

ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Соль мажор // ми минор G-dur // e-moll 1 диез Фа
Ре мажор // си минор D-dur // h-moll 2 диеза Фа, до
Ля мажор // фа-диез минор A-dur // fis-moll 3 диеза Фа, до, соль
Ми мажор // до-диез минор E-dur // cis-moll 4 диеза Фа, до, соль, ре
Си мажор // соль-диез минор H-dur // gis-moll 5 диезов Фа, до, соль, ре, ля
Фа-диез мажор // ре-диез минор Fis-dur // dis-moll 6 диезов Фа, до, соль, ре, ля, ми
До-диез мажор // ля-диез минор Cis-dur // ais-moll 7 диезов Фа, до, соль, ре, ля, ми, си

БЕМОЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Фа мажор // ре минор F-dur // d-moll 1 бемоль Си
Си-бемоль мажор // соль минор B-dur // g-moll 2 бемоля Си, ми
Ми-бемоль мажор // до минор Es-dur // c-moll 3 бемоля Си, ми, ля
Ля-бемоль мажор // фа минор As-dur // f-moll 4 бемоля Си, ми, ля, ре
Ре-бемоль мажор // си-бемоль минор Des-dur // b-moll 5 бемолей Си, ми, ля, ре, соль
Соль-бемоль мажор // ми-бемоль минор Ges-dur // es-moll 6 бемолей Си, ми, ля, ре, соль, до
До-бемоль мажор // ля-бемоль минор Ces-dur // as-moll 7 бемолей Си, ми, ля, ре, соль, до, фа

Эту таблицу также можно скачать для распечатывания, если вам необходима шпаргалка по сольфеджио – СКАЧАТЬ. После небольшой практики работы с разными тональностями большинство тональностей и знаки в них запоминаются сами собой.

Предлагаем вам посмотреть видео по теме урока. В видео предлагается ещё один похожий способ запоминания ключевых знаков в различных тональностях.

Что же было на Руси?

Было древнерусское музыкальное письмо, состоящее из крюков и знамён, в котором можно выделить три периода: ранний (XI-XIV в.в.), средний (XV-начало XVII в. в.) и поздний (с середины XVII в.). К сожалению нотация первых двух периодов не расшифрована. Она пришла из Византии, использовалась преимущественно в церковном пении и представляла собой знаки (киноварные пометы), показывающие повышение или понижение тона, замедление, ускорение или паузу. Самой совершенной из сохранившихся является азбука знаменного пения, созданная в 1604 году, под названием «Ключ знаменной» авторства Христофора – инока Кирилло-Белозёрского монастыря. В данной азбуке расшифрованы более сотен знамён и попевок.

Переход от крюкового письма к 5-линейной нотации с квадратными нотами и цефаутным ключом произошел в России лишь в XVII веке. При помощи цефаутного ключа записывались все звуки церковного звукоряда. Внешне ключ напоминал квадратную ноту со штилем и располагался на третьей линии нотного стана, соответствуя ноте «до» первой октавы.

Что такое фермата?

ФЕРМАТА – это особый знак, который ставится над или под нотой (можно и над паузой). Он представляет собой выгнутую в полукруг дугу (концы как у подковы смотрят вниз), внутри этого полукруга – жирная точка.

Значение ферматы может быть различным. Возможны два варианта:

  1. В классической музыке фермата увеличивает длительность ноты или паузы ровно наполовину, то есть ее действие будет равносильно действию точки.
  2. В романтической и современной музыке фермата означает свободную, не регламентированную по времени задержку на длительности. Каждый исполнитель, встретив фермату, должен сам решить, насколько нужно продлить ноту или паузу, сколько их выдерживать. Конечно, многое в данном случае зависит от характера музыки и от того, как ее чувствует музыкант.

Возможно, вас после прочитанного мучает вопрос: зачем нужна фермата, если есть точка и в чем между ними разница? Дело в том, что точки всегда расходуют основное время в такте (то есть занимают время, которое мы просчитываем на РАЗ-И, ДВА-И и т.д.), а вот ферматы – нет. Ферматы всегда выдерживаются за счет дополнительного, «бонусного времени». Поэтому, например, в четырехдольном такте (счет ударов пульса до четырех) фермата на целой ноте будет просчитываться до шести: 1и, 2и, 3и, 4и, 5и,6и.

Подобные системы

Существуют соглашения о нотации высоты тона и октавы, которые кажутся похожими на научную нотацию высоты тона, но основаны на альтернативном соглашении об октаве, которое отличается от научного обозначения высоты тона, обычно на одну октаву. Например, средний C («C4«в ISPN) появляется в некоторых MIDI программное обеспечение как «C5«(MIDI примечание 60). Это соглашение, вероятно, связано с аналогичным соглашением в трекерах на основе сэмплов, где C5 это основная высота звука, на которой воспроизводится семпл (8287,12 Гц в MOD ), вынуждая музыканта рассматривать сэмплы на любой другой высоте как транспонирование инструментов при использовании их в песнях. Поочередно оба Ямаха и программное обеспечение MaxMSP определить середину C как C3. яблоко с Гаражная группа также определяет средний C (261,6256 Гц) как C3.

Последовательно используя научную нотацию, сообщение MIDI NoteOn назначает ноту MIDI 0 на C−1 (пять октав ниже C4 или средний C; самая низкая нота двух крупнейших органов мира; примерно на одну октаву ниже порога человеческого слуха: его обертоны, однако, слышны), ноты MIDI от 21 до A (нижняя клавиша 88-клавишного фортепиано), MIDI-нота 60 до C4 (Средняя C), MIDI-нота 69 — A4 (A440), MIDI-нота 108 до C8 (верхняя клавиша 88-клавишного фортепиано) и MIDI-ноту 127 до G9 (помимо фортепиано; на одну октаву выше самой высокой ноты на некоторых клавишных глокеншпилях; некоторые ноты выше высоких органных труб).

Это создает линейное пространство высоты тона, в котором октава охватывает 12 полутоны, где каждый полутон — это расстояние между соседними клавишами фортепианной клавиатуры. Расстояние в этом пространстве соответствует музыкальной высоте звука в равномерно темперированной гамме, где 2 полутона составляют целый шаг, а 1 полутон — полутон. Полутон с равным темпом также можно разделить на 100 центов. Каждый цент1⁄100 полутон или1⁄1200 октава. Эта мера высоты звука позволяет выразить микротоны не встречается на стандартных фортепианных клавиатурах.

Срединный темперамент

Обозначения иногда используются в контексте имел в виду один темперамент, и не всегда предполагает равный темперамент ни стандартный концерт A4 из 440Гц; это особенно верно в отношении более ранней музыки.

Стандарт, предложенный Американским акустическим обществом. явно указывает логарифмическую шкалу частоты, которая исключает средний темперамент, а используемая базовая частота дает A4 частота ровно 440 Гц. Однако, имея дело с более ранней музыкой, в которой не использовался одинаковый темперамент, понятно, что легче просто ссылаться на ноты по их ближайшему современному эквиваленту, чем указывать разницу, используя каждый раз центы.

Основные музыкальные термины

← 21

Osanna (лат.) — слава, хвала

Oscuro (ит.) — тёмный, мрачный, мрачно

Osservanza (ит.) — соблюдение правил. Сon osservanza — точно соблюдая указанные оттенки исполнения

Ossia (ит.) — или, то есть, допустимый вариант (обычно облегчение основного текста)

Ottava (ит.) – октава

Ottava alta — октавой выше

Patetico — взволнованно, воодушевлённо, патетически.

Perdendosi— замирая, исчезая.

Passionato — страстно.

Pesante — грузно, тяжело, увесисто.

Piacevole — привлекательно, приятно.

Piangevole — жалобно.

Più — больше.

Pizzicato — пиццикато, приём игры на струнных инструментах, когда звук извлекается щипками струн. Противоположная пометка — arco.

Pochettino (poch) — довольно мало.

Poco — мало, немного.

Poco a poco — мало-помалу (чуть-чуть), понемногу, постепенно.

Poi — тогда, затем.

Portamento — отрывистее, чем legato, но не так коротко, как staccato (при игре на фортепиано); Аналог glissando в вокальной музыке.

Precipitando — спеша, стремительно.

Prima volta — как и в первый раз.

Primo — первый.

Piano (p) — слабо, тихо.

Pianissimo (pp) — очень тихо.

Presto (итал.) — быстро.

Prestissimo (итал.) — в высшей степени быстро.

Piu mosso (итал.) — более подвижно.

Rapido — быстро.

Religioso — набожно, религиозно.

Repente — внезапно.

Risoluto — мужественно, определённо, решительно, твёрдо.

Rubato — свободно, допускается вольная трактовка темпа для выразительности.

Recitando — декламируя, рассказывая.

Recitativo — речитатив.

Resto — остаток, остальная часть (оркестр, ансамбль)

Ridendo — весело, радостно.

Ritenuto (итал.) — замедляя, задерживая (обычно быстрее, чем при ritardando; может относиться только к одному звуку).

Ritardando (итал.) — замедляя, расширяя.

Rallentando (итал.) — замедляя, задерживая.

Scherzando — весело, игриво, шутя, с юмором.

Scherzo — шутка.

Secco — жёстко, коротко, отрывисто, резко, сухо.

Semplice — естественно, искренне, просто.

Sempre — всегда, всё время; и далее.

Senza — без.

Senza sordino — без сурдины.

Serioso — серьёзно.

Sforzando (sfz) — внезапный акцент на ноте или звуке.

Silenzio — молчание, тишина.

Simile — так же.

Smorzando (smorz.) — замирая, приглушая, замедляя темп и ослабляя звучность, угасающе.

Soave — гладко, нежно, приятно, сладко, тихо.

Solo — «один»; см. соло.

Sonore — громкий, гулкий, звонкий, звучный.

Sotto voce — вполголоса.

Spiritoso — одухотворённо.

Staccato — кратко, отрывисто.

Stanza — куплет.

Strepitoso — громко, шумно.

Stringendo — напористее, ускоряясь, тесня.

Sul ponticello — у подставки (приём игры на струнных инструментах).

Sul tasto — у грифа.

Sostenuto (итал.) — сдержанно.

Stretto (итал.) — ускоряя/сжимая, сокращая.

Subito — внезапная смена динамического оттенка.

Tempo — темп.

Teneramente — ласково, мягко, нежно.

Tenuto — выдержанно; ровно по силе и точно по длительности; обозначается чёрточкой под или над нотой.

Tranquillo — безмятежно, спокойно.

Tremendo — пугающе.

Tremolo — тремоло, приём, когда один и тот же звук быстро многократно повторяется.

Tre corde — буквально «три струны»; указание отпустить левую педаль фортепиано.

Troppo — слишком.

Tutti — тутти, все вместе.

Tempo primo (итал.) — первоначальный темп.

Tempo rubato (итал.) — свободный темп.

Una corda (буквально «одна струна») — указание нажать левую педаль фортепиано.

Un poco — чуть-чуть.

Unisono — в унисон.

Vibrato — вибрато, частое небольшое изменение высоты звука.

Vigoroso — бодро, крепко, мощно, сильно, смело, энергично.

Vittorioso — победоносно.

Vivace (буквально «полный жизни») — оживленный характер пьессы и её темпа.

Vivacissimo — очень живо.

Volante — летающий.

V.S. (volti subito) — «быстро перевернуть страницу». Встречается в партитурах.

Vivo (итал.) — живо.

Zart (нем.) — нежный, слабый, тонкий, хрупкий.

← 21

Смотрите другие статьи этого раздела:

  • Основные балетные термины
  • Основные вокальные термины
  • Основные музыкальные понятия
  • Основные музыкальные термины
  • Таблица тональностей

Комментарии:

10.06.2013 в 21:13 Евгения высказался:

ребенок в сенябре пойдет в муз. школу, начнем потихоньку учить термины))

16.03.2014 в 21:59 Александр высказался:

Очень не хватает терминов

19.03.2015 в 23:47 Анастасия высказался:

Завтра как раз сдаю зачет по терминам.Информация очень пригодилась.Спасибо!)

25.06.2015 в 01:59 Маркс высказался:

Здорово!

07.07.2015 в 16:50 Валентина высказался:

Много полезной информации, нашла что искала. Спасибо!

03.02.2018 в 19:18 Ксения высказался:

Отлично! Но было бы лучше если бы вы написали какие термины за какой класс надо учить детям!

29.03.2018 в 19:52 Сергей высказался:

не нашел термина — понятия «ритм».

22.10.2018 в 16:26 Алексей высказался:

Не все термины для школы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Like children
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: