Известные дирижеры России
Музыка, особенно оперная, состоит из множества компонентов. Здесь и оркестр, включающий в себя разнообразные инструменты: духовые, струнные, смычковые, ударные. Солисты, исполнители вокальных партий, хор и другие участники спектакля. Разрозненные фрагменты оперного представления в одно целое объединяют режиссер спектакля и дирижер оркестра. Причем последний активно участвует в действии от начала и до конца. В России есть дирижеры, которые своей музыкой направляют оперу по тому единственно верному пути, который приводит зрителя к настоящему искусству.
Известные дирижеры России (список):
- Александров Александр Васильевич.
- Башмет Юрий Абрамович.
- Безродная Светлана Борисовна.
- Богословский Никита Владимирович.
- Броневицкий Александр Александрович.
- Василенко Сергей Никифорович.
- Гаранян Георгий Абрамович.
- Гергиев Валерий Абисалович.
- Горенштейн Марк Борисович.
- Дягилев Сергей Александрович.
- Евтушенко Алексей Михайлович.
- Ермакова Людмила Владимировна.
- Кабалевский Дмитрий Борисович.
- Кажлаев Мурад Магомедович.
- Коган Павел Леонидович.
- Лундстрем Олег Леонидович
- Мравинский Евгений Александрович.
- Светланов Евгений Федорович.
- Спиваков Владимир Теодорович.
Каждый известный российский дирижер может успешно руководить любым зарубежным симфоническим оркестром, для этого достаточно нескольких репетиций. Профессионализм музыкантов помогает преодолеть и языковой барьер, и разницу стилей.
История профессии
Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.
Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.
В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.
Лучшие вузы для обучения
Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:
- Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
- Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
- Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
- Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.
В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.
Перспективы профессии
Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>
Примечания
- ↑ 12345678 Рацер, 1975, с. 252.
- Beaussant P. Lully ou Le Musicien du Soleil. — Paris: Gallimard/Théâtre des Champs-Élysées, 1992. — P. 789.
- Рацер, 1975, с. 252—253.
- ↑ 123456 Рацер, 1975, с. 253.
- ↑ 123Паршин А. А. Аутентизм: вопросы и ответы // Музыкальное искусство барокко. Сборник 37. — М.: МГК, 2003. — С. 221—233. Архивировано 14 октября 2013 года.
- Штейнпресс Б. С. Антонио Сальери в легенде и действительности // Очерки и этюды. — М.: Советский композитор, 1979. — С. 137.
- Кириллина Л. В. Бетховени и Сальери // Старинная музыка : журнал. — 2000. — № 2 (8). — С. 15—16.
- Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. — М.: Музыка, 1987. — С. 67.
- Бэлза И. Ф. Мысливечек // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17.
- Адорно, 1999, с. 99.
- ↑ 12 Гинзбург, 1975, с. 614—615.
- Вейнгартнер. Дирижёр, 1975, с. 184.
- Гинзбург, 1975, с. 187.
- ↑ 12345 Рацер, 1975, с. 254.
- Корабельникова Л. З. Рубинштейн Н. Г. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
- Гинзбург, 1975, с. 164.
- Корабельникова Л. З. Сафонов В. И. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
- Адорно, 1999, с. 95.
- ↑ 12 Рацер, 1975, с. 255.
- ↑ 12Ямпольский И. М. Персимфанс // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
- Гинзбург, 1975, с. 186.
- Гинзбург, 1975, с. 381—390.
- Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 167—176.
- Вагнер Р. Отчёт об исполнении Девятой симфонии Бетховена в Дрездене в 1846 году. — Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 135—137.
- Гинзбург, 1975, с. 390—391.
- Гинзбург, 1975, с. 391—392.
- Гинзбург, 1975, с. 186—187.
- Гинзбург, 1975, с. 389.
- ↑ 12 Аутентичное исполнительство // Большая российская энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 2005. — Т. 2. — С. 496—497.
- Бруно Вальтер, 1975, с. 324.
- ↑ 12345 Рацер, 1975, с. 255.
- Бруно Вальтер, 1975, с. 318.
- Гинзбург, 1975, с. 7.
- Давтян А. О. Исторические анекдоты. — ОЛМА Медиа Групп, 2012. — С. 165. — 304 с.
- ↑ 123 Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 177.
- Вейнгартнер. О дирижировании, 1975, с. 176.
- ↑ 12 Гинзбург, 1975, с. 6.
- Poulet Christian. Jane Evrard(неопр.) . Сайт ристиана Пуле. Дата обращения 17 сентября 2020.
- Дударова В. Б. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2.
Обучение на дирижера
Будущие дирижеры получают профильное образование в вузах, делая выбор в пользу следующих направлений подготовки:
- «Дирижирование» (код: 53.03.05);
- «Дирижирование военным духовым оркестром» (код: 53.05.07).
При поступлении необходимо хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку – это обязательные предметы. В разных вузах требуются дополнительные результаты ЕГЭ по истории, обществу или иностранному языку.
Каждый абитуриент в обязательном порядке проходит собеседование, творческое испытание или экзамен, реализуемые на базе вуза. К будущим дирижерам выдвигают серьезные требования, поэтому профессию чаще всего выбирают люди, имеющие начальное (музыкальная школа) или среднее (колледж) музыкальное образование. Например, во время творческого испытания нужно успешно сдать устный экзамен по теории музыки или исполнить сольную программу на фортепиано.
Вузы
-
Академия имени Маймонида РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Дирижирование
4 года
280 000 ₽/год
нет
бюджетных мест -
Рязанский заочный институт (Филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
Дирижирование
5 лет
46 000 ₽/год
3
бюджетных мест -
Факультет церковного пения ПСТГУ
Дирижирование
4 года
70 000 ₽/год
нет
бюджетных мест -
Российская академия музыки имени Гнесиных
Дирижирование академическим хором
4 года
286 000 ₽/год
20
бюджетных мест
Увеличение и изменение функций оркестра в опере от Пери до Глюка
Предыдущее исследование было посвящено увеличению пространства «чистого» оркестра в опере от Пери до Глюка. Но роль оркестра в опере росла не только за счет роста количества тактов, исполняемых «чистым» оркестром, но и, прежде всего, за счет увеличения и изменения функций оркестра. Сначала мы проследим этот процесс во взаимоотношениях оркестровой строчки и текста либретто, а также во взаимодействии вокальной и оркестровой строчек от Пери до Глюка.
Все анализируемые партитуры, написаны на один сюжет мифа об «Орфее». Это позволяет сравнить партитуры в одни и те же узловые, наиболее важные в драматургическом отношении моменты действия, что дает возможность проследить увеличение и изменение функций оркестра, и рост его роли в музыкальной драме-опере.
1 .Появление и рассказ Вестницы.
2.Решение Орфея.
З.Орфей в Аиде. Просьбы Орфея, или укрощение фурий. (Сцена с Парками — Росси). 4.Вторая потеря Эвридики.
Проанализируем эпизод появления Вестницы (у Пери и Каччини — Dafha Nunzia, у Монтеверди — Messaggiera).
Появлению Вестницы предшествует текст Орфея: «Е per te, Tirsi mio, liete e ridenti sempre le notti, є і di rimeni il sole». («Пусть будут у тебя, мой Тирси, всегда радостны ночи и солнечны дни»)1.
У Каччини соль-минор, в котором заканчивается строфа Орфея, повторяется при появлении Вестницы.
78 У Пери Орфей поет в ля-мажоре. С появлением
Вестницы тональность меняется. Звучит соль-минор. Смена мажора на минор соответствует резкой смене ситуации на сцене. Здесь следует привести слова самого Пери, который в предисловии к своей опере «Дафна» писал: «Голос должен находится в сфере одного и того же аккорда до тех пор, пока какое-либо изменение состояния действующего лица не заставит композитора соответственно изменить гармонию»1. Вспомним, что минорный лад «Как безусловный выразительный прием для создания настроения скорби»2 установился только во второй половине XVII века. Так же и с употреблением соль-минора в моменты скорби или жалоб: «Почти одновременно разрабатывается и тональный колорит образа lamento. Чаще всего это g-moll»3. Видимо, во времена Пери прием моментальной замены мажора минором был достаточно свеж и поэтому драматургически весьма действенен.
У Монтеверди после до-мажорного аккорда, заканчивающего предыдущий эпизод, резкая смена тональности—ля-мажор. Однако если у Пери и Каччини Вестница вступает вместе с оркестром, то у Монтеверди именно оркестр резко изменяет драматическую ситуацию, вступая в новой тональности. Уже затем звучит голос Вестницы.
На этом примере ясно видна различная роль оркестра в этих трех партитурах. В партитуре Каччини смену драматической ситуации демонстрирует вокальная строчка. Нисходящее поступенное движение, создающее ощущение покоя, прерывается падающей квартой, с которой вступает Вестница: «Lassa! che di spavento, e di pietate e gelami il cor nel seno». («Несчастная! От ужаса и жалости заледенело в груди моей сердце»1). Начало этой фразы (первые два такта) построены на широких интервалах и резко отличается от предыдущего и последующих речитативов, построенных в основном на движении секундами
Гармония не играет столь важной драматургической роли у Каччини. Возможно, автор хотел создать эффект «оцепенения», ибо вместо частой смены гармоний в предыдущем эпизоде, Вестница вступает на выдержанных аккордах
В отличие от партитуры Пери здесь та же гармония при смене сценической ситуации. Тот же соль-минор и в радости и в горе. Оркестр лишь поддерживает гармонией голос. У Пери вокальная партия, начинаясь с ниспадающего интервала, как и у Каччини, в следующем двух тактах исполняется на одной и той же ноте, а далее двигается по секундам, ничем не отличаясь от речитативов в предыдущей и последующей музыке. Оркестр же играет более активную роль в драматургии этого эпизода. Вступая вместе с Вестницей в новой тональности, уже в следующем такте перед словами: «от ужаса» он меняет гармонию, и далее перед словами: «и жалости» изменяет ее еще раз, подчеркивая разность эмоциональных состояний, выраженных в тексте либретто. И каждый раз голос вступает после оркестра в новое, подготовленное оркестром эмоциональное состояние. В партитурах Каччини и Пери ясно видны приоритеты авторов. Для Каччини главное — вокальная строчка. Она написана весьма выразительно. В нервном ритме, взбегая вверх или падая вниз, она прерывается немногочисленными короткими паузами. Создается впечатление, что Вестница задыхается. Часто следующая фраза берется скачком на большой интервал, имитируя крик. Оркестр только поддерживает голос.
Сколько получают
По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.
Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2022 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.
В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.
Дирижерская палочка
В разные времена для управления музыкантами пользовались различными вспомогательными средствами:
- запевом;
- жестикуляцией;
- тактированием с помощью баттуты;
- смычком.
Зачем дирижеру палочка, отчетливо уяснили в начале ХIX века практически одновременно сразу несколько известных руководителей оркестров. С ее помощью жестам придается большая:
- заметность;
- выразительность;
- экспрессивность.
Традиционно изготавливали палочку длиной около 40 см из легкой древесины, сохраняя натуральный цвет или окрашивая в белое. Теперь могут использовать стекловолоконные или углепластиковые палочки.
Современность
Инструменты дирижёра — партитура и палочка
Поскольку не все завоевания «аутентистов» являются бесспорными, большинство современных дирижёров при обращении к музыке XVIII века (сочинения более отдалённых времён неаутентисты исполняют редко) ищут свою золотую середину между романтизмом и «аутентизмом», нередко при этом подражая и способам дирижирования того времени — управляют оркестром, сидя за фортепиано или со скрипкой в руке.
Исполнение симфонической музыки требует от современного дирижёра, помимо музыкальной одарённости, специально тренированного слуха (для дирижёра, как считал Бруно Вальтер, важнее абсолютного слуха восприимчивость к оттенкам динамики, к звуковым пропорциям между отдельными голосами) и чувства формы, основательной музыкально-теоретической подготовки и широких знаний в области музыкальной литературы. Более того, писал Бруно Вальтер, «только крупная исполнительская личность может понять и раскрыть великое в творчестве другого». Для оперного дирижёра необходимы ещё и драматургическое чутьё и хорошая осведомлённость в области вокальной технологии. Как художественный руководитель музыкального коллектива дирижёр должен быть психологом, педагогом, обладать организаторскими способностями и лидерскими качествами.
В настоящее время многие дирижёры отказываются от использования палочки — вообще или в медленных частях сочинений; без палочки ещё в первой половине XX века дирижировали Василий Сафонов (с начала 20-х годов) и Леопольд Стоковский. Лео Гинзбург отмечал, что в научной литературе с годами всё меньше внимания уделяется мануальной технике: она очень индивидуальна и на практике нередко опровергает любые теории. Здесь можно обозначить лишь общие контуры: самая сильная (первая) доля такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая (последняя) — движением правой руки вверх, остальные (если они имеются) распределяются между ними, образуя так называемую метрическую сетку. Кроме такого определения темпа и ритма, дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников. В своё время Рихард Вагнер вызывал негодование публики тем, что симфоническими сочинениями дирижировал наизусть; в XX веке выступления в концертах без партитуры на пульте и даже без пульта стали нормой: «Хороший дирижёр, — говорил Ганс фон Бюлов, — держит партитуру в голове, а плохой — голову в партитуре». Если дирижёр не может оторваться от партитуры, писал Ф. Вейнгартнер, он не более чем отбиватель такта и не имеет права претендовать на звание артиста. Для Вагнера и Бюлова и для их многочисленных последователей важен был зрительный контакт с оркестром; с другой стороны, и Вейнгартнер в своё время напоминал, что публика «должна слушать музыку, а не удивляться хорошей памяти дирижёра», и часто можно наблюдать, как дирижёр перелистывает партитуру, почти не заглядывая в неё — не отрывая взгляда от оркестра; многие, во всяком случае, считали и считают демонстративное дирижирование наизусть дурным тоном.
Сфера применения дирижёрского искусства уже в XX веке существенно расширилась: к концертной эстраде и музыкальному театру добавились кинематограф, радио, телевидение и студия звукозаписи. При этом в кино, как и в драматическом театре, дирижирование носит прикладной характер, а на радио, телевидении и в студии утрачивается непосредственный контакт со слушателями: «Создаётся, — пишет Лео Гинзбург, — своеобразная продукция промышленного порядка».
Профессия дирижёра и в настоящее время остаётся преимущественно мужской, однако в XX веке стали появляться и дирижёры-женщины: на рубеже столетий открытыми концертами в Гётеборге дирижировала Эльфрида Андрее; успешным дирижёром была Надя Буланже; Жанна Эврар возглавила собственный Парижский женский оркестр в 1930 году. В СССР первой женщиной-дирижёром стала Вероника Дударова, впервые вставшая за пульт в 1944 году. Действующим дирижером женщиной в России сегодня является Сабрие Бекирова ученица Мусина Ильи Александровича
Обязанности дирижера оркестра
Источник фото: User:Lonecello/commons.wikimedia.org
В перечень обязанностей этого музыкального деятеля необходимо включить следующее:
-
составление графика репетиций и выступлений;
-
работа над составом оркестра;
-
проведение мероприятий по адаптации участников оркестра;
-
работа с музыкантами, которым необходимо повысить навыки владения музыкальным инструментом;
-
совместное выступление, руководство оркестром.
У любого дирижера должен быть определенный набор навыков:
-
особенности музыкальных инструментов;
-
чтение нот и другие музыкальные знания;
-
музыкальная история;
-
психология;
-
педагогика.
Описание профессии
Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.
У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.
Можно выделить два основных вида дирижирования:
- оркестровое (управление инструменталистами);
- хоровое (работа с вокальными исполнителями).
Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.
Современность
Инструменты дирижёра — партитура и палочка
Поскольку не все завоевания «аутентистов» являются бесспорными, большинство современных дирижёров при обращении к музыке XVIII века (сочинения более отдалённых времён неаутентисты исполняют редко) ищут свою золотую середину между романтизмом и «аутентизмом», нередко при этом подражая и способам дирижирования того времени — управляют оркестром, сидя за фортепиано или со скрипкой в руке.
Исполнение симфонической музыки требует от современного дирижёра, помимо музыкальной одарённости, специально тренированного слуха (для дирижёра, как считал Бруно Вальтер, важнее абсолютного слуха восприимчивость к оттенкам динамики, к звуковым пропорциям между отдельными голосами) и чувства формы, основательной музыкально-теоретической подготовки и широких знаний в области музыкальной литературы. Более того, писал Бруно Вальтер, «только крупная исполнительская личность может понять и раскрыть великое в творчестве другого». Для оперного дирижёра необходимы ещё и драматургическое чутьё и хорошая осведомлённость в области вокальной технологии. Как художественный руководитель музыкального коллектива дирижёр должен быть психологом, педагогом, обладать организаторскими способностями и лидерскими качествами.
В настоящее время многие дирижёры отказываются от использования палочки — вообще или в медленных частях сочинений; без палочки ещё в первой половине XX века дирижировали Василий Сафонов (с начала 20-х годов) и Леопольд Стоковский. Лео Гинзбург отмечал, что в научной литературе с годами всё меньше внимания уделяется мануальной технике: она очень индивидуальна и на практике нередко опровергает любые теории. Здесь можно обозначить лишь общие контуры: самая сильная (первая) доля такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая (последняя) — движением правой руки вверх, остальные (если они имеются) распределяются между ними, образуя так называемую метрическую сетку. Кроме такого определения темпа и ритма, дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников. В своё время Рихард Вагнер вызывал негодование публики тем, что симфоническими сочинениями дирижировал наизусть; в XX веке выступления в концертах без партитуры на пульте и даже без пульта стали нормой: «Хороший дирижёр, — говорил Ганс фон Бюлов, — держит партитуру в голове, а плохой — голову в партитуре». Если дирижёр не может оторваться от партитуры, писал Ф. Вайнгартнер, он не более чем отбиватель такта и не имеет права претендовать на звание артиста. Для Вагнера и Бюлова и для их многочисленных последователей важен был зрительный контакт с оркестром; с другой стороны, и Вайнгартнер в своё время напоминал, что публика «должна слушать музыку, а не удивляться хорошей памяти дирижёра», и часто можно наблюдать, как дирижёр перелистывает партитуру, почти не заглядывая в неё — не отрывая взгляда от оркестра; многие, во всяком случае, считали и считают демонстративное дирижирование наизусть дурным тоном.
Сфера применения дирижёрского искусства уже в XX веке существенно расширилась: к концертной эстраде и музыкальному театру добавились кинематограф, радио, телевидение и студия звукозаписи. При этом в кино, как и в драматическом театре, дирижирование носит прикладной характер, а на радио, телевидении и в студии утрачивается непосредственный контакт со слушателями: «Создаётся, — пишет Лео Гинзбург, — своеобразная продукция промышленного порядка».
Профессия дирижёра и в настоящее время остаётся преимущественно мужской, однако в XX веке стали появляться и дирижёры-женщины: на рубеже столетий открытыми концертами в Гётеборге дирижировала Эльфрида Андрее; успешным дирижёром была Надя Буланже; Жанна Эврар возглавила собственный Парижский женский оркестр в 1930 году. В СССР первой женщиной-дирижёром стала Вероника Дударова, впервые вставшая за пульт в 1944 году. Действующим дирижером женщиной в России сегодня является Сабрие Бекирова ученица Мусина Ильи Александровича