Кораблики (опыт-игра для детей 3-4 лет)
Возьмите таз с водой. Сделайте бумажные кораблики. Как сделать кораблики, Вы увидите в этом видео.
Это схема изготовления кораблика из бумаги для опыта.
Пустите кораблики на воду. Подуйте на них вместе с ребенком. Почему кораблики поплыли? (их толкает ветерок). А откуда взялся ветерок? Это мы выдохнули воздух.
Устройте соревнование корабликов. Какой кораблик быстрее доплывет до другого берега (для этого нужно брать таз квадратной формы или детскую ванночку). Спросите малыша, как нужно дуть, чтобы кораблик быстро плыл?
Попробуйте сделать разный ветер – мягкий и легкий ветерок, сильный ураган, свирепую бурю.
Кораблики для этой игры можно сделать не только из бумаги, но и из скорлупки грецкого ореха. С помощью пластилина прикрепите к скорлупке палочку с парусом (подойдет бумажный парус на палочке-зубочистке). Подуйте на парус. Как надо дуть, чтобы кораблик поплыл?
Прочитайте малышу строки о ветре А.С. Пушкина.
От чего зависит скорость и сила ветра
Ветер имеет разную скорость и силу. Скорость измеряют в м/с или км/ч. Для определения силы движущегося воздуха разработана шкала в баллах.
Перепады давления в атмосфере бывают разными. Сила воздушного потока зависит от этих перепадов. Скорость воздушного потока будет больше, если разность в давлении велика.
Перемещающийся воздух действует на всё, что встречает на своём пути. Чем больше одна величина, тем больше будет и другая.
Рассмотрим основные показатели:
- Сильный ветер оценивают в 6 баллов. Скорость порывов достигает 39-49 км/ч. На море образуются большие волны, на суше качаются деревья.
- Очень сильный ветер оценивается в 7-8 баллов. Скорость порывов воздуха доходит до 50-60 км/ч. Ломаются ветки деревьев, может быть сорвана черепица и шифер с крыш домов.
- Самый сильный ветер называют ураганом. На суше он бывает редко. Оценивается 12 баллами. Скорость порывов может достигать более 100 км/ч. Такое воздушное течение причиняет большие разрушения.
- Максимальная скорость порывов связана с торнадо. Она более 400 км/ч.
Использование ветра человеком
Ветер – элементарный источник энергии, который, к тому же, является экологически безопасным. А сохранение экологии – одна из основных текущих задач человечества. Интересно, что сила ветра служит людям с давних пор.
Раньше это были простейшие устройства вроде мельниц. Сейчас строятся комплексные ветроэнергетические установки, при помощи которых сила ветра преобразовывается в электричество.
Энергия ветра может быть преобразована в следующие виды энергии:
- кинетическую – для передвижения парусных судов (в прошлом), полетов воздушных шаров;
- механическую – для установок, перекачивающих воду и измельчающих зерновые (устаревшие способы);
- электрическую – для производства электроэнергии.
Ветроэнергетика По потенциалу энергия ветра находится на шестом месте в списке возможных источников после солнечного излучения, угля, урана, нефти и природного газа. Так, возможный объем электроэнергии, который можно получить за счет ветроэнергетических установок, составляет около 25-700 ТВт в год.
Интересный факт: согласно расчетам организации Global Wind Energy Council, активное развитие ветроэнергетики позволит снизить объем выбрасываемого в атмосферу углекислого газа на 1,5 миллиарда тонн в год.
Страны-лидеры в ветроэнергетике (2015 г.):
- Китай – 115 000 МВт.
- США – 65 000 МВт.
- Германия – 39 000 МВт.
- Испания – 22 000 МВт.
- Индия – 22 000 МВт.
- Великобритания – 12 000 МВт.
- Канада – 10 000 МВт.
- Франция – 9 000 МВт.
- Италия – 8 000 МВт.
- Бразилия – 6 000 МВт.
Интересно: Солнечная система — что это такое, состав, планеты по порядку, строение, фото и видео
В России ветроэнергетика развита слабо и на это есть несколько причин. Во-первых, средняя скорость ветра по всей территории – около 5 м/с (годовые расчеты). Это недостаточный показатель для стандартных установок, поэтому добавляются расходы на дополнительное оборудование.
Чукотская ВЭС №1
Во-вторых, предпочтительнее выбирать стабильные источники энергии, независящие от различных факторов (в частности природных). Ветроэнергетика в нашей стране связана и с множеством других недостатков, особенно если речь идет о малых объемах. Например, высокая стоимость оборудования, проблемная эксплуатация, обслуживание систем и т.п.
Где теплее? (для детей 5-6 лет)
Этот опыт поможет выяснить, что легче – теплый воздух или холодный.
1. Давайте попробуем выяснить, где в комнате теплее, а где холоднее – на полу или на диване (выше или ниже). Можно взять термометр и измерить температуру и сравнить. Можно подержать руку у пола (рядом с дверью) и вверху.
2.Затем предложите ребенку подержать свою ладошку над батареей и под батареей. Где теплее?
3.А еще можно взять тоненькую бумажку (салфетку) или ватку. Прикрепите верхний конец полоски бумаги на стену над батареей (можно прикрепить строительным скотчем или с помощью пластиковой массы Uni patafix). Одновременно откройте форточку над батареей. Теплый воздух будет подниматься наверх, и бумажка начнет шевелиться и подниматься кверху.
4.Делаем вывод, что теплее всегда вверху. А это означает, что теплый воздух легче и он поднимается наверх.
5.Спросите ребенка: «Где ты спишь? Да, в кроватке. Это сейчас так устроено, что дети и взрослые спят в кроватях. ведь в наших городских домах тепло. А раньше, когда батарей не было, дети да старики спали на полатях. Полати располагались высоко над полом и устраивались между печкой и стеной дома. Спальное место на полатях не одно, а сразу много — на них спало рядом несколько человек. Почему спали на полатях? (там даже зимой было тепло, ведь полати находятся вверху, где теплый воздух)
Недостатки
Ветроэнергетика не имеет каких-либо серьёзных недостатков, но и в этом аспекте есть проблемы:
- Высокий стартовый капитал.Запустить такой бизнес очень сложно, ведь закупка и монтаж оборудования требуют больших инвестиций.
- Выбор территории.Не все регионы Земли подходят для строительства ветроэнергетических комплексов. Подбор местности осуществляется на основе высокоточных расчётов.
- скорость воздушных потоков;
- частота их изменения;
- прочее.
- Отсутствие точных прогнозов.Невозможно точно предсказать, что характеристики ветра в данной местности останутся стабильными на 10/20/100 лет. Сложно рассчитать, какое количество энергии будут вырабатывать ветрогенераторы.
Люди не могут «приручить» ветер, поэтому говорить о стабильности в работе ветрокомплексов невозможно. Впрочем, это относится ко всем возобновляемым источникам энергии.
Откуда берется ветер — опыт для детей 5-6 лет
Опыт разработан О.В. Дыбиной.
1.Вам понадобится свеча и змейка. Змейку очень просто сделать:
возьмите круг из тонкой бумаги и разрежьте его по спирали, затем получившуюся заготовку подвесьте за нить.
- Зажгите свечу и подуйте на нее. Почему отклонилось пламя? (дует воздух).
- Поместите змейку над пламенем свечи. Что происходит со змейкой? Она начнет вращаться. Почему же она вращается? Потому что теплый воздух идет вверх и поднимает змейку.
- Можно попробовать чтобы дети сделали такой опыт сами, но не со свечой! Нужно подержать змейку над горячей батареей.
2.Подойдите к двери (например, ведущей на застекленный балкон) и попробуйте определить, куда дует ветер вверху дверного проема (выше) и около пола (ниже). Для того чтобы определить, куда дует ветер, можно поставить две свечи — внизу и вверху и посмотреть, куда отклоняется их пламя. Или взять тонкую салфетку или ватку и поднести к дверям. Куда она отклонится?
3.Почему же ветер дует в разные стороны? Оказывается, вверху воздух выходит из комнаты наружу. Это теплый воздух. Он выходит на улицу. А холодный воздух тяжелее и он находится внизу. Он входит в комнату с улицы. Так получается «ветер» в комнате. Но именно так получается и ветер в природе.
Оказывается, ветер – это движение воздуха! Теплый воздух движется наверху, а холодный внизу, и они стремятся поменяться местами.
4.Можно зарисовать стрелочками, куда дует ветер в комнате. Красная стрелочка вверху дверей будет обозначать теплый воздух. А синяя стрелочка внизу – холодный воздух.
5.Если в Вашей комнате есть сквозняк, и Вы часто просите ребенка не сидеть на полу около дверей, то напомните ему об этом. Спросите, почему Вы просите его этого не делать? Теперь он уже знает, чем вызвана Ваша просьба и совсем по-другому будет относиться к ее выполнению!
Примечание: не стоит перегружать малыша- дошкольника знаниями о физических явлениях, недоступных пока еще для понимания, и говорить о том, что важную роль в появлении ветра играет распределения атмосферного давления. Для дошкольника вполне достаточно такого краткого ответа на его вопрос «Почему бывает ветер». А вот школьнику можно уже объяснить и другие причины, связанные с появлением разного вида ветра. Какой бывает ветер и почему он бывает, Вы увидите в этом видеоролике для детей постарше — школьного возраста.
Значение ветра
Человек издавна использовал силу ветра: строил ветряные мельницы и парусные лодки. В наши дни направление и сила ветра тоже широко применяются. Например, в авиации наиболее благоприятным для взлета и посадки является встречный ветер. Он сокращает взлетное и посадочное расстояния, ускоряя взлет и посадку самолета, облегчает управление. Кроме того, в местах, где в течение года часто дует ветер, устанавливают ветрогенераторы для получения электроэнергии.
Ветер изменяет формы поверхности Земли. Он разрушает горные породы и переносит их обломки на большие расстояния.
Многие животные (насекомые, птицы, летучие мыши) используют ветер при передвижении. Некоторые растения благодаря ветру распространяют плоды и семена. Ветер также способствует опылению растений.
Познавательные рассказы для детей о ветре Льва Николаевича Толстого. Вторая русская книга для чтения – 1875 год
Для чего дует ветер? (Рассуждение)
Если бы не было ветра, нельзя бы было пускать змея
Если бы ветра не было, нельзя бы было молоть зерно на ветряных мельницах
Если бы не было ветра, нельзя бы было плавать с парусом
Логическая задача о ветре Льва Николаевича Толстого
Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?
Порассуждайте с ребенком на эту тему после того, как проведете опыты с холодным и теплым воздухом, показывающие малышу, как образуется ветер. А вот ответ на этот вопрос, данный детям в 19 веке Львом Николаевичем:
Зная ответ на первый вопрос, попробуйте с ребенком ответить на следующий вопрос Льва Николаевича Толстого детям: «Отчего, когда горяч чай в чашке, на него дуют?». О правильном ответе ребенок может догадаться по аналогии с предыдущей логической задачей.
Продолжение игр и занятий о ветре и воздухе с детьми Вы можете прочитать в рубрике «Мир вокруг нас»
1) Что такое воздух? Для чего нужен воздух? Свойства воздуха в занимательных опытах для детей
2) Задачи на логику для детей по теме «Ветер» — развитие мышления, речи, внимания малышей
3) Подвижные развивающие игры по теме «Ветер» — учимся, играя! Познавательные и развивающие игры, игры для развития умений сотрудничества со сверстниками, игры на внимание для детей от 3 лет и старше. 4) Добрые сказки
Пять сказок о ветре и мультфильм для детей
4) Добрые сказки. Пять сказок о ветре и мультфильм для детей.
5) Стихи о ветре. Учимся, играя! — стихи, загадки, развивающие задания в картинках, игры, пальчиковая гимнастика и веселая зарядка для малышей.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Виды ветров и их происхождение
Всего различают несколько видов ветров.
Пассаты
Пассаты – поток сухой воздушной массы, который появляется из-за резких скачков в температуре атмосферного давления на экваторе и в полушариях планеты. Пассаты появляются исключительно в тропической зоне Земли. Такие ветра относят к устойчивым, то есть они стабильны по температуре и уровню влаги. Играют важную роль в процессе формирования тропического климата.
Муссоны
Муссоны возникают из-за изменений в температуре атмосферного давления, которые появляются благодаря разнице в температуре. Муссоны идут либо со стороны воды на берег, либо наоборот.
Зимой воздушный поток идёт в сторону моря. Это связано с тем, что над морской поверхностью воздух теплее, чем над сушей. Летом муссоны идут в сторону суши, из-за чего появляются осадки. Особенно активны такие ветра в тропических областях планеты.
Морской бриз
Морской бриз — это воздушный поток, который в дневное время идёт со стороны воды в направление берега, а ночью, наоборот, со стороны суши в направление моря. Такое явление характерно для большинства морских берегов планеты. Возникает бриз из-за температурной разницы между водой и сушей. При разнице минимум в три градуса и образуется ветер.
Интересно: Как возникает молния — описание, что это такое, как появляется, фото и видео
Бора
Бора — это порывистый воздушный поток, идущий с севера. Появляется такой ветер в местах, в которых расположены море и горы. Чаще всего, ветер возникает в районах, где расположены небольшие возвышенности и берег моря. Бора преодолевает гору и направляется вниз. В зимний период времени такая воздушная масса холодная, но в летнее – тёплая.
Существует ещё множество различных видов ветром, появление которых напрямую связано с климатом, температурой, атмосферным давлением, другими факторами. К таким относятся зюйд, нордер, зефир, сирокко, самум, смерч, калима, другие.
Интересный факт: в греческой мифологии Зефир — это бог западного ветра. Следуя мифам, Зефир господствует в восточной части Средиземного моря. Такой ветер тёплый, но часто сопровождается бурями и грозами.
Существуют также постоянные и сезонные ветра. Постоянный воздушный поток всегда движется примерно с одной силой в три-четыре балла. Двигается в одном направлении, изредка отклоняясь от маршрута. К сезонным ветрам относят периодические потоки, направление которых меняется в зависимости от сезонного периода.
Как появляются ветры?
В течение светового дня Солнце дарит поверхности Земли огромное количество тепловой энергии, нагревая сушу и толщу Мирового океана. Но этот нагрев крайне неравномерен и зависит от многих факторов.
Важнейшим из них является расстояние до Солнца: экваториальные области, за счет того, что ось вращения Земли располагается вертикально к ее орбите, оказываются немного ближе к светилу, и на их долю достается больше энергии, чем полюсам.
Суша прогревается в течение дня лучше, чем водное пространство, зато вода лучше удерживает тепловую энергию.
Откуда появляется ветер?
Все это приводит к тому, что атмосферный воздух, который нагревается в основном от поверхности планеты, в одних местах оказывается более теплым, чем в других. Нагретый воздух устремляется вверх, создавая разреженное пространство. А на его место устремляется более холодный воздух из соседней зоны.
Сталкиваясь друг с другом, теплые и холодные воздушные потоки порой образуют шквалы. Эти процессы идут над всей поверхностью планеты, которая при взгляде сверху напоминает бурлящий котел. Там сталкиваются и кружатся в различных направлениях воздушные течения, увлекая за собой белую пену облаков.
Как движутся воздушные массы
На протяжении дня поверхность нашей планеты неравномерно нагревается. Это касается не только предметов, которые находятся на расстоянии друг от друга, но и тех, которые расположены совсем рядом. Например, за один и тот же период времени вещи более тёмного цвета нагреваются (впитывают тепло) намного больше, чем светлые. То же самое можно сказать, сравнивая воду с сушей (последняя отражает меньшее количество солнечных лучей).
В свою очередь, нагретые предметы неравномерно передают тепло воздуху, который их окружает. Например, поскольку земля нагревается намного больше, чем вода, то днём воздух с земли поднимается вверх, а более холодный – с моря, идёт на его место. Ночью происходит обратный процесс – тогда как земля остыла, воды моря остаются тёплыми. Соответственно, тёплый воздух над морем, уходит вверх, а воздух с суши идёт на его место.
Более тёплый воздух поднимается вверх, где сталкивается с холодным. Это происходит потому, что нагретый воздух становится лёгким – и стремится вверх, а холодный наоборот, тяжелеет, и устремляется вниз. Чем большую разницу имеют температуры холодного и тёплого потока, тем сильнее обычно дул ветер. Таким образом, возникает не только лёгкий ветерок, но и небольшие вихри, ураганы и даже смерчи.
https://youtube.com/watch?v=sTw4eljz-TA
Подобный процесс происходит по всей территории земного шара. Наиболее тёплое место на нашей планете – это экватор. Именно здесь нагретый тёплый воздух всё время уходит вверх, а оттуда направляется или к Северному, или Южному полюсам. После этого он на определённых широтах спускается снова на землю и начинает двигаться. Куда именно ветер дует – смотря по обстоятельствам. Может, дальше к полюсам, а может – возвращаться к экватору.
Вращение Земли
На потоки движения воздушных масс действует вращение нашей планеты. Именно из-за него все ветры, которые дуют в Северном полушарии, сдвигаются в правую, а в Южном – в левую стороны.
Атмосферное давление
Наш организм, даже не зная этого, всё время ощущает на себе давление воздуха – несмотря на то, что он кажется нам абсолютно невесомым. Согласно последним научным данным, вся атмосфера нашей Земли (иначе говоря, слой газов), состоящая преимущественно из азота и кислорода, весит пять квадриллионов тонн.
Атмосферное давление в разных местах Земли – разное. Молекулы газов стремятся возместить это, и постоянно на огромной скорости двигаются в разных направлениях (эти частицы из-за силы притяжения Земли полностью к ней привязаны, и улететь в космос никак не могут).
Вот так и получается, что ветер – это перемещение огромного количества молекул атмосферных газов в одном направлении. Воздушные массы обычно перетекают из зоны повышенного давления (когда воздух холодный – антициклон) в район пониженного (когда он тёплый – циклон), заполняя тем самым пустоты разреженного воздуха.
Что такое ветер:
Ветер движение воздушных потоков по отношению к поверхности Земли.
Слово ветер происходит от латинского Вентус что, в свою очередь, происходит от индоевропейского корня мы- что означает дуть.
Ветер, наряду с атмосферным давлением, являются двумя наиболее важными физическими переменными, влияющими на климат на Земле.
Ветер создается вращательным движением Земли, эффектом инсоляции, который создает вход и выход солнечных лучей через нашу атмосферу, а также разницей в атмосферном давлении, вызванной горячим и холодным воздухом.
Ветер важен для Земли и ее жителей, поскольку он является естественным транспортом для семян и птиц, помогая, например, в опылении некоторых растений как абиотических переносчиках опыления, а также в миграции птиц с течениями ветра.
Ветер измеряется его скоростью и направлением. Анемометр измеряет его скорость в метрах в секунду или километрах в секунду, а флюгер, прибор, расположенный на вершине компаса, указывает направление или географические секторы, через которые дует ветер, например север, северо-восток, юго-запад, восток, и Т. Д.
Выражение «плавное плавание» используется для обозначения того, что дела идут хорошо, приносят удачу, счастье и процветание. Это выражение, заимствованное у моряков, указывало на доброе предзнаменование ветра, дующего с кормы, из-за лодки, помогая в навигации.
Другие выражения, такие как «ветры перемен», обозначающие моменты перемен, и «вопреки всему», относящиеся к стойкому человеку, показывают, как ветер связан с благоприятными и неблагоприятными условиями для развития в нашей жизни.
Ветер — это возобновляемый энергетический ресурс, энергия которого называется ветром. С древних времен ветер использовался для производства электроэнергии с помощью ветряных мельниц. Сегодня энергия ветра вырабатывается с помощью ветряных генераторов, которые, в свою очередь, подключены к сетям для распределения электроэнергии.
Чем характеризуется ветер
Скорость
Каждый замечал, что ветер дует с различной скоростью. Иногда его нет вовсе, а иногда он настолько сильный, что даже “с ног сбивает”. Скорость ветра может сказать о многом, а в географии для изучения этого параметра используется специальная шкала Бофорта. Она состоит из 12 баллов, где 0 — штиль (ветра нет), а 12 — ураган.
Таблица: шкала Бофорта (сила ветра)
Баллы | Название | Скорость (м/с) | Характеристика |
Штиль | до 0,2 | Дым из труб поднимается прямо вверх | |
1 | Тихий | 0,3-1,5 | Дым из труб имеет легкий наклон в сторону ветра |
2 | Легкий | 1,6-3,3 | Листья на деревьях слабо шевелятся |
3 | Слабый | 3,4-5,4 | Листья на деревьях достаточно сильно шевелятся |
4 | Умеренный | 5,5-7,9 | С земли поднимаются листья, пыль и другие легкие предметы. |
5 | Свежий | 8-10,7 | Тонкие деревья начинают качаться |
6 | Сильный | 10,8-13,8 | Толстые деревья начинают качаться |
7 | Крепкий | 13,9-17,1 | Сгибает стволы деревьев |
8 | Очень крепкий | 17,2-20,7 | На деревьях начинают ломаться ветки |
9 | Шторм | 20,824,4 | У домов отлетают трубы и черепица |
10 | Сильный шторм | 24,5-28,4 | Даже достаточно крупные деревья вырываются с корнем |
11 | Жестокий шторм | 28,5-32,6 | Массовые повреждения |
12 | Ураган | более 32,7 | Массовые разрушения |
Скорость ветра всегда измеряется в метрах в секунду. Если говорить о земной поверхности, то чаще всего ветер здесь дует со скоростью до 8 м/с. Для измерения скорости ветра используется анемометр. Этот прибор устанавливается на высоте 2 метра на открытой местности.
Скорость ветра напрямую зависит от разницы атмосферного давления: чем больше разница, тем ветер дует сильнее. Для понимания того, как в географии это условие отрабатывает на практике, рассмотрим ситуацию когда у нас нет данных о скорости, но есть данные об уровне атмосферного давления в разных регионах:
- НП “1” 770 мм рт ст -> НП ”2” 750 ммрт ст
- НП “1” 770 мм рт ст -> НП ”2” 740 ммрт ст
Из условия выше мы можем посчитать разницу, которая для условия №1 составляет 20 пунктов, а для условия №2 — 30 пунктов. Поэтому только на основе этих данных можно утверждать, что при вторых данных скорость ветра будет выше.
Направление ветра
В географии для определения направления ветра используется прибор флюгер. Главная особенность этого прибора заключается в том, что он устанавливается на открытой местности, и может свободно вращаться на своей оси. В результате, по позиции, которую занимают флюгер можно определить господствующее направление ветра
Обычно флюгер устанавливаются на высоте от 10 до 13 м, и очень важно, чтобы место установки было на открытом пространстве
Если говорить о направлении, то оно определяется по стороне откуда берет начало ветер. Например, если воздушные массы перемещаются с юга на север, можно говорить о южном ветре. Само по себе направление ветра может дать непосредственное знание о погоде, которая может с этим ветром прийти, а также позволяет метеорологом создавать карту розы ветров, чтобы понимать, какое направление движения ветра и воздушных масс является наиболее вероятным в конкретное время года в конкретном регионе. Роза ветров обычно строятся за месяц или больший период времени, а карта выглядит примерно следующим образом.
В одном из следующих материалов мы поговорим о том, что собой представляет роза ветров более подробно, а сейчас можно сказать только то, что этот график показывает доминирование определенного направления ветра. В данном случае мы видим доминирование северного ветра надо южном.
Виды ветров
Ветер — одно из самых непостоянных явлений в природе. Предугадать силу, направление и характер весьма сложно простому обывателю.Однако специалисты выделили определенную закономерность и классифицировали движения воздушных масс на:
- Постоянные
- Западные
- Переменные
- Местной циркуляции
Постоянные
Разновидности преимущественных ветров:
- пассаты;
- западные;
- восточные. Постоянные ветры
Пассаты – ветры, дующие с востока между тропиками и устремляющиеся к экватору. Они разделены безветренной полосой. Именно пассаты направляют тропические циклоны в западном направлении.
Западные ветры умеренного пояса представляют потоки воздуха, которые преобладают на умеренной широте – в зоне между 35 и 65 градусами северной и южной широты. Движутся они с запада на восток.
Восточные ветры полярных районов направляются из зон высокого давления в зоны низкого давления.
Сезонные
Сезонные ветры представлены одной категорией – муссонами. Они дуют в области тропиков на протяжении нескольких месяцев. При этом дважды в год муссоны резко меняют свое направление.
В летний период воздушные потоки движутся с океана на сушу, а зимой, наоборот – с материковой части в сторону океана. Муссоны приносят с собой большое количество осадков в теплое время года. Формирование ветров происходит на востоке и юго-востоке Азии.
Местные
Наибольшим разнообразием отличаются местные ветры. Среди них можно выделить следующие виды:
- Бриз – теплый поток воздуха на стыке морских водоемов и береговой линии. Меняет направление два раза в сутки. Днем бриз дует с моря на сушу, ночью – с побережья в сторону моря.
- Самум – сухой ветер пустынного типа, который переносит огромные песчаные массы. Встречается в африканских пустынях и на Аравийском полуострове.
- Сирокко – воздушные потоки над Северной Африкой и Средиземноморьем, которые имеют юго-западное и южное направление.
- Бора – ветры, формируемые на территориях, где горы граничат с морями. Температура потоков зависит от времени года. Направление – с гор к морю.
- Фён – ветер, дующий порывами с гор в направлении долин. Отличается сухостью и возникает из-за перепада высоты на небольшой территории. Распространен в горных районах Северной Америки, Евразии.
- Суховей – возникает в умеренном поясе над степями и пустынями. Воздух сухой и горячий.
- Нордер – ветер, наблюдаемый в Мексиканском заливе и дующий с севера.
- Зюйд – название обозначает южный ветер, встречающийся на северном полюсе.
- Зефир – воздушный поток в восточной части Средиземноморья, возникающий в теплое время года.
Также бывают необычные виды ветров, такие как торнадо (ураган, встречающийся в Северной Америке), хабуб (африканские песчаные бури), близзард (канадский буран наподобие сибирской пурги), хамсин (горячий штормовой ветер в Саудовской Аравии, длящийся около 50 дней) и другие.
Западные
Средние широты планеты полны воздушными массами такого характера. Они берут свое начало в тропиках и движутся к 60-градусной широте.Из-за вращения планеты, западные ветра тяготеют к восточной стороне света и устремляют свой поток в эту сторону с запада.
Переменные ветра
Самый известный представитель этих ветров — муссон. Он два раза в год меняет направление движения: с моря на сушу, и наоборот. Происходит это потому, что в межсезонье над разным типом поверхности возникает давление неоднородного типа.Летом суша прогревается больше и теплый воздух, устремляясь в верхние слои атмосферы, образует зону пониженного давления. Океан, прогреваясь медленнее, способствует образованию области высокого давления. Так ветер начинает свой путь с воды на материк. Он приносит теплую и влажную погоду с дождями и грозами Зимой над материком образуется зона высокого давления, так как она остывает намного быстрее океана, и муссон уносит в море сухой и прохладный воздух с материка.Наблюдать действие истинного муссона можно на территориях дальнего востока России.
Причины возникновения и образования ветра бора
Ветер бора возникает из воздушного потока, движущегося из области высокого атмосферного давления в область низкого давления, по направлению в сторону моря, пока ветер не натыкается на невысокую горную гряду высотой до километра (но не выше) близ моря или очень крупного озера, огибает её сверху, охлаждаясь, после чего под действием гравитации падает вниз, усиливаясь и набирая скорость, к побережью и морю. При этом оптимальными для боры являются условия, когда температура воды выше, чем на температура воздуха на суше.
Такое бывает именно в зимний период у незамерзающих водоёмов или их участков. В других случаях оптимальным для возникновения боры может быть присутствие циклона над морской поверхностью, в сторону которого направляется ветер из антициклона. Скорость ветра на момент подхода к горной гряде должна составлять около 7 метров в секунду или немногим выше. На набор скорости боры при спуске с гор влияет ещё и то, что ветер движется волнообразно из-за частых встреч с горными преградами, а также из-за сжатий при прохождении через горные перевалы. Благодаря сжатию ветер ускоряется, и это происходит в том числе за счёт меньшей площади, охватываемой им.
Виды ветров
По основной классификации ветры делятся на постоянные (или преимущественные) и сезонные.
Постоянными называются ветры, которые не меняют своего направления. Они образуются благодаря соприкосновению зон высокого и низкого давления. Сезонные ветры, соответственно, меняют свое направление в зависимости от текущего времени года.
Также отдельную категорию составляют местные ветры. Это воздушные массы, которые циркулируют только на определенных территориях планеты. При этом они определяют климатические условия данной зоны.
Постоянные
Разновидности преимущественных ветров:
- пассаты;
- западные;
- восточные.
Пассаты – ветры, дующие с востока между тропиками и устремляющиеся к экватору. Они разделены безветренной полосой. Именно пассаты направляют тропические циклоны в западном направлении.
Западные ветры умеренного пояса представляют потоки воздуха, которые преобладают на умеренной широте – в зоне между 35 и 65 градусами северной и южной широты. Движутся они с запада на восток.
Восточные ветры полярных районов направляются из зон высокого давления в зоны низкого давления.
Сезонные
Сезонные ветры представлены одной категорией – муссонами. Они дуют в области тропиков на протяжении нескольких месяцев. При этом дважды в год муссоны резко меняют свое направление.
В летний период воздушные потоки движутся с океана на сушу, а зимой, наоборот – с материковой части в сторону океана. Муссоны приносят с собой большое количество осадков в теплое время года. Формирование ветров происходит на востоке и юго-востоке Азии.
Местные
Наибольшим разнообразием отличаются местные ветры. Среди них можно выделить следующие виды:
- Бриз – теплый поток воздуха на стыке морских водоемов и береговой линии. Меняет направление два раза в сутки. Днем бриз дует с моря на сушу, ночью – с побережья в сторону моря.
- Самум – сухой ветер пустынного типа, который переносит огромные песчаные массы. Встречается в африканских пустынях и на Аравийском полуострове.
- Сирокко – воздушные потоки над Северной Африкой и Средиземноморьем, которые имеют юго-западное и южное направление.
- Бора – ветры, формируемые на территориях, где горы граничат с морями. Температура потоков зависит от времени года. Направление – с гор к морю.
- Фён – ветер, дующий порывами с гор в направлении долин. Отличается сухостью и возникает из-за перепада высоты на небольшой территории. Распространен в горных районах Северной Америки, Евразии.
- Суховей – возникает в умеренном поясе над степями и пустынями. Воздух сухой и горячий.
- Нордер – ветер, наблюдаемый в Мексиканском заливе и дующий с севера.
- Зюйд – название обозначает южный ветер, встречающийся на северном полюсе.
- Зефир – воздушный поток в восточной части Средиземноморья, возникающий в теплое время года.
Также бывают необычные виды ветров, такие как торнадо (ураган, встречающийся в Северной Америке), хабуб (африканские песчаные бури), близзард (канадский буран наподобие сибирской пурги), хамсин (горячий штормовой ветер в Саудовской Аравии, длящийся около 50 дней) и другие.