Разница между песней и романсом

Некоторые русские романсы

У русского романса история вообще любопытна, но не меньший, даже, скорее, больший интерес вызывает судьба отдельных произведений – часто она была довольно драматичной.

Особенный вклад в этот жанр внес Александр Пушкин, в чьем творчестве сочинению романсов уделено довольно много внимания. Написанное в 1825 году стихотворение «Я помню чудное мгновенье», в 1840 году было положено на музыку Михаилом Глинкой. По интересному совпадению, композитор посвятил свое творение любимой женщине – Екатерине, дочери Анны Керн, для которой Пушкин написал когда-то эти строки.

После Октябрьской революции на территории бывшей Российской империи к романсам относились прохладно – новая власть воспринимала их как пережиток царского времени. Зато за границей ими теперь утешались и наслаждались. «Дорогой длинною» – в эмигрантской среде исполнялся, пожалуй, чаще других романсов и был нежно любим.


Композитор А.А. Алябьев

Известный романс «Соловей» на стихи Антона Дельвига был написан Александром Алябьевым во время тюремного заключения по ложному обвинению в убийстве, произошло это в 1825 году. Во время игры за карточным столом Алябьев обвинил в шулерстве одного из офицеров и ударил его. Спустя несколько дней офицер, чье здоровье и без того оставляло желать лучшего, скончался. Считается, что заключение композитора в тюрьму было вызвано его близостью к декабристским кругам. Как бы то ни было, Алябьев продолжал заниматься сочинением музыки, за свою карьеру он создал около двухсот романсов.Еще один из них – «Вечерний звон», на стихи Ивана Козлова. В свою очередь, поэт создал их в качестве перевода произведения английского поэта Томаса Мура.


И. Левитан. Вечерний звон

Романс «Не уходи, побудь со мною» был написан в 1899 году композитором Николаем Зубовым для музы и любимой женщины, певицы Анастасии Вяльцевой. Она исполняла его в числе прочих романсов, которые посвятил ей Зубов – всего около двадцати.


Николай Зубов, композитор, сочинивший множество романсов, в том числе цыганских

«Очи черные», романс, ставший один из самых узнаваемых в мире, появился благодаря стихотворению Евгения Гребёнки, которое он посвятил дочери своего соседа-помещика, ставшей впоследствии женой поэта. Романс стали исполнять с 1884 года.

А музыкальные произведения из фильма «Жестокий романс» укрепили и без того немалую популярность русского романса – на протяжении XX века этот жанр несмотря ни на что пользовался большой любовью исполнителей и слушателей.

Основные характеристики романса

Романс — это музыкальное стихотворение, схожее с песней. Но все-таки есть существенные различия в самом построении произведения. Например, в нем абсолютно отсутствует припев, или, как его еще называют, рефрен. Хотя практика показывает, что существуют исключения из правил. Интересно, что романс обычно исполняется соло, реже — дуэтом, и почти никогда — хором.

Особым отличительным признаком этого жанра является его смысловая нагрузка. Его строки всегда несут в себе некую историю, которая близка как автору, так и его слушателям. Это может быть автобиографический рассказ о несчастной истории любви, или же размышления автора на ту или иную жизненную тему. Романс — это не исключительно меланхолический жанр. Существует множество примеров сатирических и веселых стихотворных повествований, положенных на музыку.

Что такое песня?

Песня является самой простой и распространенной разновидностью музыки с вокальной частью, которая объединяет в себе мелодию и поэзию. Может сопровождаться оркестром и мимикой. В широком значении песня одновременно сочетает в себе напев, слова и вообще все, что можно петь.

Песня – это также небольшой лирический стихотворный жанр, который есть у каждой народности. Он отличается простым музыкально-словесным построением.

Интересный факт: киты способны издавать мелодичные звуки, которые имеют схожесть с песнями людей. Самыми «талантливыми» исполнителями, по мнению исследователей, являются горбатые киты. У каждой популяции есть своя песня. При этом одни особи могут заимствовать мелодии у других.

Песни отличаются формой, складом, исполнением, жанром и т. д. Исполнять их может хор или один певец. Наличие инструментального сопровождения возможно, но не обязательно. Мелодия представляет собой выражение образности текста. Оба они имеют похожую структуру, то есть обладают равными куплетами или строфами.

Исполнение под классическую или акустическую гитару

Романсы являются идеальным репертуаром для всех начинающих аккомпаниаторов, которые имеют желание демонстрировать свои таланты на публике. Не все из них являются легкими для исполнения, но все же большинство из самых популярных можно смело исполнять, разучив элементарное количество аккордов. Тем более что сейчас в интернете можно найти простые и понятные табулатуры любых песен.

Несмотря на то что большинство романсов написаны для мужского исполнения, часто наиболее приятным и берущим за душу является именно женский нежный вокал, поскольку хорошо соответствует лирическому настрою жанра. Поэтому если гитару  берется осваивать девушка с хорошим слухом и приятным голосом, у нее есть отличный шанс стать желанным гостем в любой молодежной компании. Ну а парень, который под гитару будет исполнять не тюремный шансон, а чувственные романсы сможет легко покорить как минимум несколько женских сердец из своего окружения.

Разновидности российского романса

В России практически в одно время с классическим камерным романсом начал развиваться –  бытовой. Его поделили на три направления:

  • Романса жестокого.
  • Романса городского.
  • Романса цыганского.

Первый из них был зарожден в городе и пригороде, где жили в основном мещане. Они начали создание своей собственной субкультуры, которая вначале состояла из частушек, танцев, живописи на лубе, в том числе и романса. Так как в это время все подобные действия не приветствовались, то от этого и идет – «жестокий».

Жанр этого романса определить практически невозможно. Основными его чертами был ограниченный сюжет и всегда заканчивался он или бытовым убийством, или самоубийством, или смертью, связанную с каким-то горем, а если речь шла о любви, то только неразделенной.

Но спустя некоторое время, когда все поутихло, он дал толчок на создание романса городского. В отличие от жестокого направления, с точки зрения литературы, он больше гармоничен, чем его предшественник.

Отталкиваясь от романса городского, началось развитие таких жанров:

  • Блатной песни.
  • Авторской песни.
  • Русского шансона.

Блатная песнь воспевает тяжесть быта и нравственность в уголовной среде. Сконцентрирован данный жанр на людей, находящихся в заключении или же очень близко к преступным деяниям. Сначала он нашел поклонников в Советском Союзе, но через некоторое время стал популярен и в странах СНГ.

Авторские песни появились немного позже. Их особенность в том, что конкретного автора нет, а если и есть, то «неизвестный». Здесь тоже в основе была жизнь осужденных, которые находились в лагерях, об непригодных условиях проживания в этих местах.

Спустя некоторое время, среди блатных песен начали появляться произведения, которые немного отходили от тематики криминала, хотя в них тоже присутствовали та же мелодия, жаргон, взгляд на  окружающий мир. Данный жанр получил название – русский шансон.

В наше время его можно услышать где угодно. Поклонники русского шансона, как и исполнители, не обязательно осужденные или те, кто уже отсидели свой срок.

Цыганский романс хотя и был создан на территории России, но в нем совмещали как российские тексты, так и цыганские.

Чем отличается песня от романса

Проникновенная мелодия пробуждает в душе человека волнующие чувства, помогает ему окунуться в воспоминания или помечтать о будущем. Для выражения чувств лирического героя служат и песня, и романс. А в чем же отличия этих небольших музыкальных произведений друг от друга? Попробуем разобраться.

Что такое песня и романс

Песня – жанр вокальной музыки, облеченной в куплетную или строфическую форму; словесно-музыкальное произведение с поэтическим текстом и легко запоминающимся музыкальным рядом, которое исполняется одним лицом или хором.Романс – вокальное произведение, написанное на основе небольшого лирического стихотворения, рассказывающего преимущественно о любовных переживаниях.

Сравнение песни и романса

В чем же разница между песней и романсом?Хотя между песней и романсом есть много общего, поскольку романс, собственно, является одним из видов песни, между ними существуют и различия. В широком значении песня включает в себя всё, что поется, исполняется голосом.

Конкретно романс зародился в средневековой Испании как альтернатива официальным латинским песнопениям и изначально представлял собой бытовую песню на испанском (он же – романский) языке. В Германии и романс, и песня назывались одним словом – das Lied. В Россию романс пришел из Франции и вскоре обрел свои особые, национальные черты: одно время он даже именовался «российской песней».

И действительно, он очень близок русской душе, ее особому, тонкому складу. песни может быть совершенно различным, и не всегда она имеет конкретного адресата. Романс отличается лирическим, любовным содержанием, причем поющий обращается к конкретному лицу.

В романсе одинаково значимы и музыка, и слова, и манера исполнения, в то время как песня привлекает в первую очередь яркой ритмичной мелодией, а слова в ней не всегда важны (особенно если говорить о популярных эстрадных песнях). Чаще всего в песне есть припев – повторяющаяся часть, исполняемая в конце каждого куплета, иногда и не по одному разу. В романсе обычно припева нет вообще.

Песня, как правило, исполняется и одним певцом, и дуэтом, и квартетом, и хором – вариантов существует достаточно. Песни бывают как с инструментальным сопровождением (гитара, фортепиано и другие музыкальные инструменты), так и без него (а капелла).

Романс исполняется чаще всего сольно под аккомпанемент одного музыкального инструмента, в большинстве случаев – фортепиано, и относится к жанру камерному, предназначенному для малого количества слушателей, ведь в нем выражаются глубоко личные чувства.Яркая особенность романса – доверительная, но при этом не фамильярная манера обращения к слушателю.

Романсу свойственна задушевная искренность. Он побуждает к сопереживанию, сочувствию, создает настроение мечтательной, томной, светлой грусти, легкой меланхолии. Романс может передавать и такие чувства, как отчаяние, даже ярость, но никогда – агрессию (в отличие от многих современных рок-песен).

Для романса обязателен незамысловатый сюжет (любовь, измена, первая встреча, разлука, одиночество, гибель возлюбленного), понятный каждому человеку, выраженный в доступной форме. Важна и предельно простая рифма (прекрасно – напрасно, речи – встречи, луна – полна, небеса – роса, люблю – утомлю). Сочетание слов должно быть несложным и при этом изящным. В романсе сочетаются галантность и благородство, искренность и глубина. Возможно, именно этим объясняется его непреходящая популярность у слушателей.

TheDifference.ru определил, что отличие песни от романса заключается в следующем:

Песня – более широкое понятие, романс же – один из ее видов. Романсы в большинстве случаев живут дольше, чем эстрадные песни, рассчитанные на массовую аудиторию. Романс – жанр камерный, предназначенный для узкого круга слушателей.В романсе, в отличие от песни, одинаково значимы музыка, слово и манера исполнения.

Аккомпанемент не менее важен, чем сама вокальная партия. Романс отличается сочетанием возвышенной поэзии и выразительного музыкального сопровождения. Он обычно написан на стихи знаменитых, выдающихся поэтов.Романс – жанр сентиментальный, рассчитанный на чувствительность слушателей.

Песня может петься хором, под сопровождение инструментального ансамбля.В песне обычно есть повторяющийся припев, в романсе его, как правило, нет.

Русский романс

Русский романс сформировался как жанр в первой половине XIX в., это было связано с расцветом романтизма в мировой, в том числе и русской, литературе. Важную роль в становлении русского романса сыграли композиторы А. Алябьев, А. Варламов и А. Гурилёв.

Среди лучших и самых известных произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи А. Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова.

А. Варламов создал около 200 романсов. Среди них самые известные — «Горные вершины» на стихи Г. Гейне, «Вдоль по улице метелица метёт», «Белеет парус одинокий» на стихи М. Лермонтова.

Романсы А. Гурилёва проникнуты романтическими, сентиментальными настроениями, тонким лиризмом, в них сильно влияние русской народной традиции. Наиболее известные – «Нет, не тебя так пылко я люблю» на стихи М. Лермонтова, «Однозвучно гремит колокольчик» на стихи И. Макарова, «Матушка-голубушка» на стихи С. Ниркомского и др.

И. Юрьева

Многие русские романсы имели цыганскую окраску как в содержании, так и в музыке. Из классической русской литературы мы знаем, что пение цыган было любимым развлечением русского дворянства.

Начало XX в. называют «золотым веком» русского романса. Тогда слушателей покорял талант А. Вертинского, В. Паниной, А. Вяльцевой, Н. Плевицкой, а позднее – Пётра Лещенко, Изабеллы Юрьевой, Тамары Церетели и Вадима Козина.

Александр Николаевич Вертинский (1889-1957)

А. Вертинский

Выдающийся русский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.

Жизнь А. Вертинского отражена в его эпохе: знакомство с художниками К. Малевичем, М. Шагалом, поэтами В. Маяковским, И. Северяниным, актрисой В. Холодной, участие санитаром в Первой мировой войне. С эстрадными выступлениями он объехал всю страну, а в 1920 г. эмигрировал сначала в Константинополь, а затем начались скитания по всему миру.

Причины эмиграции сам он объяснял так: «Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет: очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность». Он жил и работал в Румынии, Бессарабии, Польше, Германии, Париже, который называл своей второй родиной, здесь он познакомился с  Чарли Чаплином, Марлен Дитрих, Гретой Гарбо. В эти годы Вертинский сдружился с Анной Павловой, Тамарой Карсавиной и Иваном Мозжухиным. Близкая дружба связала его на долгие годы и с Фёдором Шаляпиным. Затем были США, Китай, Ливан, Палестина… И только в 1943 г., после многочисленных обращений и просьб, он смог вернуться на родину, в Россию. Здесь он активно работал на эстраде, в том числе и на фронте. Но, несмотря на огромную популярность певца, официальная советская пресса к его творчеству относилась со сдержанной враждебностью – вскоре после окончания войны была развернута кампания против лирических песен, якобы уводящих слушателей от задач социалистического строительства.

Но его многочисленные песни и романсы стали новым словом в искусстве, положив начало русской авторской песне. Романсы Вертинского популярны до сих пор, но не любой исполнитель может передать их очарование и аристократизм. Назовём наиболее известные: «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Танго «Магнолия», «Сероглазочка», «Марлен» и др.

Н. Сличенко

В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Многие известные исполнители замолчали, некоторые были репрессированы.

Возрождение русского романса началось лишь в 1970-е гг. В это время яркими исполнителями романсов стали Валентин Баглаенко, Николай Сличенко, Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе, Борис Штоколов и другие.

Н. Брегвадзе

Русский романс

К его основным жанровым признакам обычно относят лирический характер стихотворения, его небольшой объём, напевную интонацию (при метрической и строфической свободе построения) и как непременное, обязательное условие — музыкальное переложение текста. Поэтому безоговорочно произведениями данного жанра считают многие стихотворения, положенные на музыку.

В конце XIX — начале XX вв. размываются границы бытования романса (из кружкового и салонного музицирования он становится достоянием разночинной интеллигенции и купечества), демократизируется его литературная основа, приобретая черты бытовой песни.

На рубеже XIX—XX вв. появляется большое количество самых пестрых романсов, создающихся заново, и старых, обрабатывающихся людьми разных сословий, не имеющих литературной культуры. Об этом говорят нам произведения, сведённые в сборники, издаваемые в начале XX в. (Глазы вы, карие, большие. М., изд. кооперат. московских газетчиков, 1918; Любила Маруся друга своево. Изд-во Коновалова и К, 1911; Ты склони свои чудные кудри. Новый песенник. М., тип. Ф. Филатова, 1918). Пройдя такую «демократическую» прививку, оказавшись на большой дистанции от высокой романсовой поэзии XIX в., романсы снова попадают в салон. А. Блок канонизировал (В. Шкловский) цыганский романс: слил песню улицы и высокую поэзию. Так, к стихотворению «Седое утро» А. Блок ставит эпиграф из Тургенева: «Утро туманное, утро седое… ». И начинает с традиционных поэтизмов и реалий. А кончается стихотворение неожиданной стилизацией цыганского романса.

Покажем теперь специфику романсной образности, выражающейся средствами языка. К образам романса на лексическом уровне относятся слова, характеризующие состояние лирического героя: любить, разлюбить, ждать, помнить, забыть, сниться, любовь, страсть; ассоциативно связанные с ними: встреча, свидание, разлука; определения-эпитеты внутренних состояний: томный, печальный, безумный и т. п. Наконец, обозначения временных координат: тогда, давно, в прошлом, в былом, сейчас, теперь. При этом слова-образы выстраиваются в романсе по принципу оппозиции: любить/разлюбить, жгучий/холодный, сейчас/давно.

Развитие литературного романса XX в. отмечено синтезом высокого книжного и бытового стилистического пластов, что отражает общие тенденции развития лирики — её демократизацию. Сохраняются общие композиционные черты, образная структура романса, но меняются его реалии, приметы пейзажа и интерьера. Светская гостиная, бальная зала уступают место маленькой комнате (К. Ваншенкин, «В маленькой комнате возле серванта…»), землянке (А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь… ») Изменяется характер экспрессии: «высокое» сосуществует с легкой иронией, нередко — автоиронией («,..Ах, я смешной человек, просто вы дверь перепутали, улицу, город и век…» — Б. Окуджава. «Женщина, ваше величество… »). В сегодняшнем литературном романсе произошло слияние романтики с реальностью. Жизнь чувств нашего современника обусловливает свои детали, их расстановку в канонической системе образов.

Парадоксальность романса в том, что он, определяясь почти всюду как жанр синтетический, литературно-музыкальный, осознаётся читателями и создателями стиха как один из жанров лирики.

Жизнь произведений данного жанра причудлива, существует множество стихотворений, романсовых по своей образной системе, не нашедших, однако, своего музыкального воплощения. И наоборот, романсы того же Б. Окуджавы, имеющие «от рождения» музыкальную основу, существуют и отдельно как стихи. Очевидно, именно сегодня, когда поют самые разные по тематике, интонации, системе образов стихотворения, есть основания говорить о нем как о жанре лирической поэзии, не считая при этом обязательной музыкальную интерпретацию текста.

Как зародился романс

Романс – дяденька старый, и ведёт он своё происхождение со времён «тёмного» Средневековья. Родом он из Испании.
Появился он в эпоху Ренессанса, когда человечество радикально меняло свои взгляды, отходило от церковных канонов, что приводило к появлению светской культуры. Её частью и был романс.

Тогда они представляли собой стихи известных поэтов, положенные на музыку и передававшие самые сокровенные переживания стихотворцев.

Зачастую песен было так много, что их объединяли в вокальные циклы, каждый из которых звучал на свою тематику. Это могли быть романсы, посвящённые любви и прекрасной даме
, или посвящённые героям из легенд, их грандиозным свершениям и масштабным событиям старины.

Гораздо позже этот термин перекочевал во Францию, где его до 18 века объединяли с понятием «шансон».

Новый европейский романс

С тринадцатого века во Франции, а затем в Германии и прочих странах Европы термин стали применять для обозначения небольшого музыкального и поэтического произведения, которое отличается лирическим характером.

В девятнадцатом веке появились известные национальные школы – французская, русская, немецкая и австрийская. Композиторы часто объединяли романсы в вокальные циклы. В качестве примера стоит привести Шуберта, Бетховена, Шумана, Брамса.

В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века появились другие школы – чешская, финская, польская, норвежская. Помимо камерно-вокальной классики, получило развитие бытовое направление. Оно ориентировалось на певцов-любителей.

Романс обладает строфической формой. При этом в нем не обязательно используются периоды с четным числом тактов, которые характерны для песни. В таких творениях допустимы расширения или переходы между строфами.

Важно, чтобы вокальная партия отличалась ясной и рельефной мелодией. Также большое значение имеет певучесть

Рефрен в таком произведении, как правило, отсутствует. Однако существуют и исключения.

Как правило, романс создается для сольного вокального исполнения. При этом обязательно предусмотрен инструментальный аккомпанемент – обычно гитары или фортепиано. Это произведение можно отнести к категории камерной музыки. В сочинениях академических композиторов инструментальное сопровождение часто сопоставимо по значимости с вокальной партией.

Опера

Иногда этот жанр используется при написании опер. К примеру, Мейербер создал произведение «Гугеноты», в первом действии которого звучит Романс Рауля. Также можно привести в пример Романс Антониды в опере «Иван Сусанин», которую написал Глинка.

Инструментальная музыка

Фрагменты циклических произведений и отдельные пьесы, которые по происхождению можно причислить к романсам, часто применяются в инструментальной музыке периода второй половины восемнадцатого и девятнадцатого веков. В качестве примера стоит привести вторые части клавирного концерта d-moll Моцарта.

Разновидности романса

Одновременно с русским камерно-вокальным классическим романсом развивался бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей. Здесь можно выделить жестокий романс и городской романс.

Жестокий романс

И. Прянишников«Жестокие романсы»

Возник примерно в середине XIX в., а время расцвета – последняя четверть XIX-начало XX в.

Родился жестокий романс в городской и пригородной среде, где проживали «мещане»: крестьяне, рабочие, небогатые торговцы, мастеровые. Они стали создавать собственную субкультуру, выходящую из частушки, романса, танца (например, кадрили), лубочной живописи и т.д. В XX в. жестокий романс постепенно вытеснял старинную песню и стал любимым жанром. В дальнейшем жестокий романс послужил одним из источников городского романса.

Единого определения жанра жестокого романса нет. Но у него есть особые черты, по которым он выделяется из жанра классического романса: ограниченность сюжета, бытовая трагедия, заканчивающаяся в основном убийством, самоубийством, смертью от горя или неразделённой любви и т.д.

Городской романс

Образовался практически в то же время, что и жестокий романс. Отличие от жестокого романса также незначительны: городской романс более гармоничен с литературной точки зрения, исполняется в основном в миноре. Он испытал большее влияние цыганского романса, а также оперетты.

От городского романса развилась блатная песня, авторская песня, а также русский шансон.

Блатная песня

Песенный жанр, который воспевает тяжёлый быт и нравы уголовной среды, рассчитанный на заключённых и лиц, близких к преступному миру. Получил распространение в Советском Союзе и впоследствии в странах СНГ. Впервые блатные песни на грампластинках были изданы в 1930-е годы. Исполнял их известный Леонид Утесов.

Л. Утёсов

В 1930-1940-е годы появились песни о страданиях осуждённых, находящихся в ГУЛАГе. Песня о людях, содержавшихся в тяжелых условиях в лагерях на Колыме в Магаданской области «Ванинский порт», чье авторство до сих точно не установлено, появилась в конце 1940-х годов и стала гимном заключенных.

Музыковеды находят отдельные мотивы блатной песни в ранних произведениях Владимира Высоцкого и Александра Розенбаума.

А. Розенбаум

В 90-е годы в России многие музыканты и коллективы исполняли на эстраде блатную песню. Известный поэт-песенник Михаил Танич, во времена Сталина бывший в лагере, создал группу «Лесоповал», исполнявшую блатные песни и ставшую популярной.

Первый состав группы «Лесоповал»

Со временем в жанре блатной музыки стали появляться песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, но сохраняют её характерные особенности: мелодику, жаргон, мировоззрение. Такую музыку стали называть «русский шансон».

Русский шансон

Катя Огонёк

В начале XXI в. блатную песню, которая звучит по радио и на телевидении, обычно называют русский шансон. Она стала явлением массовой культуры. Символом нового русского «шансона» является песня «Владимирский централ» Михаила Круга, автор её никогда не сидел в тюрьме, но использует стилизацию жанра.

Вилли Токарев

Кроме названных артистов, исполнителями русского шансона являются Катя Огонёк, Вика Цыганова, Вилли Токарев, группа «Бутырка», Иван Кучин, Любовь Успенская, Михаил Шуфутинский и многие другие.

Кроме указанных разновидностей романсов, можно выделить ещё  дворянский романс, романс-ответ, иронический, актёрский, белогвардейский и др.

Но вернёмся к классическому романсу. Его включали и включают в свой репертуар многие выдающиеся современные певцы и актёры: Юрий Гуляев, Евгений Дятлов, Сергей Захаров, Людмила Зыкина, Александр Малинин, Людмила Рюмина, Валентина Толкунова, Клавдия Шульженко, Дмитрий Хворостовский и др.

Д. Хворостовский

Кто из композиторов писал романсы

Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.

  • В чем особенность народной песни
  • Какие романсы написал Глинка
  • Какой размер имеет роман
  • Кто пишет песни и музыку

04.05.2023Чем романс отличается от песни

Романс и песня являются двумя различными жанрами вокальной музыки, которые имеют свои характерные отличия. Сходством между ними является то, что и тот, и другой жанр используют сочетание стихов и музыки, чтобы передать и передать эмоции, идеи, настроения и т.д. в компактной форме.

Однако, если говорить о различиях, то романсы работают с более высокой поэтической и музыкальной эстетикой в сочетании с инструментальным сопровождением. Романс рождается в начале XIX века и является обязательно сольным произведением, которое часто исполняется с аккомпанементом одного инструмента.

Песня, в свою очередь, может быть исполнена не только сольно, но и хором, а также могут быть использованы разные жанры музыки, аккомпанементы и т.д.

Романсы уделяют больше внимания настроению, чем ритму, зачастую отсутствует припев (рефрен), хотя и бывают исключения. Сама мелодия романса должна быть более изысканной, с большим количеством соразмерных элементов, в то время как у песен, мелодия имеет наиболее простую и легко запоминаемую структуру.

Другое отличие между романсами и песнями состоит в том, что в романсах обычно больше уделяется внимания содержанию стихов, чем аккомпанементу, который служит скорее фоном для голоса. В то время как в песнях можно почувствовать равную значимость, как стиха, так и музыкальной составляющей.

Вокализ, по своей сути — это то же самое, что и часть произведения вокальной миниатюры, в которой используются гласные звуки, слоги, или сольфеджио в качестве текста. Разница его в том, что при вокализе, отсутствуют реальные слова, используется только звуковая «близость» исходного текста.

Также важно отметить, что в песнях и романсах мелодия и текст могут структурно совпадать: состоять из куплетов (строфы в поэзии) и припевов. Поэтому многие люди часто перепутывают романсы и песни

В заключение, можно сказать, что романсы и песни имеют свои ярко выраженные отличия и сходства. Оба это вокальные жанры, каждый из которых имеет свою собственную специфику и эстетические критерии. Но несмотря на их различия, каждый жанр остается очень популярным среди слушателей вокальной музыки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Like children
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: