Культура древней месопотамии (междуречья). особенности, характеристика, достижения, религия

Где на карте находилось междуречье – древняя цивилизация

У истоков истории

Самым первым письменным источником, в котором упоминается Древняя Япония, на сегодняшний день принято считать “Двадцать четыре истории”. Это китайские исторические хроники, которые датируются I веком. Однако история Японии началась значительно раньше, примерно 35-40 тысяч лет до нашей эры. К такому выводу ученые пришли, изучив археологические раскопки, проводимые на территории современной Японии.

По мнению историков, люди заселяли Японский архипелаг еще во время позднего палеолита. Этот период продолжался вплоть до 12 тысячелетия до нашей эры. Как свидетельствует история, в Древней Японии люди занимались охотой и собирательством. Из орудий труда присутствовали только каменные инструменты, отличавшиеся грубой обработкой. Довольно часто этот период упоминают под названием докерамического периода.

12 тысячелетие до н. э. ознаменовалось наступлением периода под названием Дземон, который можно сопоставить с неолитом и мезолитом. В это время Японский архипелаг завершал свое формирование, на побережье появились первые поселения, а населяющие эти территории люди стали использовать керамику.

Что касается этнического происхождения японцев, то на его формирование, согласно истории Древней Японии, оказали большое влияние айны и выходцы с восточного побережья Азиатского материка. Кроме того, на островах Сикоку и Кюсю проживали австронезийские племена.

Составлен первый законодательный свод


Фрагмент кодекса «Тайхорё». 702 год National Museum of Japanese History

В начале VIII века в Японии продолжается активная деятельность по формированию институтов власти и выработке норм отношений между государством и подданными. Японская государственная модель имела образ­цом китайскую. Первый законодатель­ный свод Японии, составленный в 701 году и введенный в действие в 702 году, получил название «Тайхорё». Его структура и отдельные положения опирались на китайские памятники правовой мысли, однако были и существенные отличия. Так, нормы уголовного права в японском законодательстве были разработаны с гораздо меньшей тщательностью, что связано и с культурными особенностями японского государства: оно предпочитало делегировать ответственность по наказанию провинившихся и заменять физическую расправу над преступниками ссылкой, чтобы не навлекать на себя ритуальной нечистоты кэгарэ, вызываемой смертью. Благодаря введению в действие свода «Тайхорё» историки именуют Японию VIII–IX веков «государством, основанным на законах». Несмотря на то что отдельные положения свода утрачивают свою актуальность уже ко времени его создания, формально никто не отменял его вплоть до принятия первой японской Конституции в 1889 году.

Наука

Успешное ведение земледелия у шумеров способствовало изобретению колеса и гончарного круга. Около 3500 лет до нашей эры в Месопотамии появились первые колесные повозки, на которых местные жители перевозили воду, продукты питания и главный строительный материал – глину. Примерно в это же время была изобретена письменность.

4fdfghgh

Историки назвали письменность шумеров клинописью, так как их письмена напоминали по внешнему виду множество разных черточек-клиньев. Клинышки выводились на мягких глиняных табличках остро заточенными палочками. При необходимости, пока глина еще не застыла, писец мог стереть ошибку, заменить один символ на другой. Когда надпись подсыхала, глиняную табличку обжигали огнем, для лучшей сохранности.

Главными центрами грамотности у шумеров были школы при храмах. Кроме простых учителей, в шумерской школе был специальный человек, который следил за дисциплиной. Под рукой у него всегда была палка, которой он бил провинившихся учеников.

Это интересно! Потребность в учете земли способствовала изобретению шумерами шестидесятиричной системы счета. Эта система сохранилась и до сегодняшнего дня, согласно ей один час делят на шестьдесят минут, а одну минуту на шестьдесят секунд.

Самыми обширными знаниями у шумеров обладали жрецы. Они умели вести календарь, предсказывать солнечные и лунные затмения, предугадывать появление комет. Жрецы в Месопотамии обладали огромными богатствами и пользовались всеобщим уважением. Они находились под защитой царя, так как именно жрецы подчеркивали божественное происхождение царской власти.

Средневавилонский (касситский) период (1595 – 1200 гг. до н.э.).

При касситской династии сложилась социальная структура Вавилонии. 

Она представляла собой сочетание государственного сектора (сельская округа и большинство городов) и частно-общинного сектора (крупнейшие города и вотчины вельмож, где социальные отношения были основаны на частном владении имуществом). Эта социальная структура просуществовала в Вавилонии до конца её истории. 

Называли своё государство касситы «Кардуниаш». 

Касситы вели завоевательную внешнюю политику. 

Апогеем касситского могущества стало правление Бурна-Буриаша II (1366-1340 гг. до н. э.). Он захватил Аррапху, утвердил главенство в Эламе и Южном Иране, установил союз с хеттами. 

После его правления началась череда войн с Ассирией (они длились около 150 лет). Но смертельный удар касситы получили от эламитов. Во второй четверти XII в.  до н. э. эламиты совершили несколько опустошительных набегов на Месопотамию и полностью оккупировали Вавилонию. Ок. 1150 г. до н. э. Касситская династия прекратила свое существование. 

Как эти мифы сформировали Древнюю Месопотамию?

Мифология и религия использовались как невероятные политические и административные инструменты. Законодательство в древней Месопотамии считалось указом богов. Истории о божествах и их силах использовались для обсуждения и обеспечения соблюдения различных соглашений между политическими деятелями Месопотамии.

Лидеры, побеждавшие в войнах, отдавали свою победу богам. Вдобавок правители месопотамских городов убеждали своих подданных, что они обладают определенными силами, потому что боги пожелали им. Вот как многие считают, что в те времена первые политики использовали мифологию и религию для своей пропаганды.

У городов и народов были свои боги-покровители. Мифы были воплощены в жизнь, поскольку они мотивировали строительство многих зданий и создание произведений искусства. Например, лепка фигур богов и строительство центров поклонения, известных как зиккураты. Мифология также использовалась как способ объяснить их существование, то, как мир функционирует, одновременно передавая их историю и культуру. Прямо как много мифов в мире.

зиккурат, храм, построенный для боговЗиккурат из Древней Месопотамии. Кредит изображения: 

Наконец, эти мифы прививали ценности ответственности и дисциплины. Древние месопотамцы считали, что они работали с богами, а не под их руководством. Во многих историях о сотворении мира боги создали людей, чтобы они могли выполнять ту работу, которую делали боги, и снимать с них бремя. Многие интерпретировали это как совместную работу с богами., так как они внесли свой вклад в поддержание баланса мира, одновременно поддерживая богов счастливыми с помощью молитв, привычек и ритуалов.

лет

Для чего в Южном Двуречье возводились ступенчатые башни?

Храмы богов, которые являлись покровителями города, возводились в виде ступенчатых башен. Они возвышались над городом и стремились к небу. Один город охранял бог Солнца Шамаш, в другом — богиня плодородия и любви Иштар, в третьем — бог Луны — Син. Также в почете у жителей Месопотамии был бог воды Эа.


Храм в Месопотамии

Войти внутрь храма могли только жрецы. На вершине башни они следили за движениями светил — Солнца и Луны, а также составляли календари.

{"questions":}}}]}

Интересный факт: ученые Двуречья считали, что число 60 является священным. Возможно, именно из-за таких рассуждений древних жителей Месопотамии мы сейчас делим час на 60 минут, минуту на 60 секунд, а окружность определяем в 360 градусов.

Старовавилонский период. Вавилония, I династия (1895 – 1595 гг. до н.э.). Держава Хаммурапи

В 1895 г. до н. э. аморейский вождь Сумуабум основал царство в городке Бабили («Врата Бога», Вавилон). Время правления его династии в Вавилоне называют Старовавилонском периодом в истории Мосопотамии. 

Аморейско-аккадские государства воевали друг с другом и к 1800 г. до н. э. месопотамия приобрела следующий вид: юг страны контролировало царство Ларса, центр — Вавилон и Эшнунна, Верхнюю Месопотамию — держава аморейского вождя Шамши-Адада. 

В Месопотамии того времени выделилось три сословия: свободные общинники авилумы, мушкенумы («царские люди») и вардумы (рабы). Авилумы платили подати царю, мушкенумы получали от царя земельные наделы и тоже платили подати. Мушкенумы не могли, как авилумы, уйти с выданной земли без разрешения государства. Вардумы были рабами, их покупали и продавали. 

Крупных частных владений не существовало. Цари не создавали крупной собственности пожалованиями, существование общины тоже подобное исключало. 

В первой половине XVIII в. до н. э. Месопотамия объединилась в единую централизованную державу Хаммурапи. Больше страна уже никогда не распадется на отдельные номовые государства. 

Хаммурапи делил свою страну на две части: коренная территория (аккадоязычные номы, поклоняющиеся шумеро-аккадским богам) и чужеродная периферия (эламиты, амореи). 

Основной источник периода — законы Хаммурапи (ок. 1755 г. до н. э. ). Они действовали во всей Месопотамии. Ещё тысячу лет спустя их будут переписывать как образцовые. 

При преемнике Хаммурапи Самсуилуне (1749-1712 гг. До н. э. ) на Месопотамию с северо-востока напали племена касситов. Касситы рассекли надвое державу Хаммурапи и обосновались на Среднем Евфрате, где создали аморейское государство Хана. Верхняя Месопотамия отпала от Вавилона. 

В будущем Вавилон захватит Хану, но потом опять потеряет из-за набегов хеттов. Хетты разграбили Вавилон и разгромили династию Хаммурапи.  Хетты ушли, а за Вавилон начали борьбу царь Приморья Гул Кишар и касситы, поселившиеся к этому времени в Вавилонии. Победили последние. Начался средневавилонский период — время правления касситской династии в Вавилоне.   

Указываю на столб с записанными на нём законами Хаммурапи

Особенности природы

Междуречье отличалось жарким климатом, низким уровнем влажности и редкими осадками. Земля в Месопотамии была очень плодородной. Страна процветала за счёт Тигра и Евфрата. Но разливы рек часто обрушивались на поселения шумеров и уничтожали дома и пастбища.

Из-за таких природных условий Двуречья жителям юга приходилось формировать насыпи по берегам, чтобы защитить выращиваемые сельскохозяйственные культуры. Также люди рыли каналы, которые контролировали поток воды.

На юге Месопотамии не было лесов и гор. Для строительства жилищ жители древнего государства использовали глину. Из неё делали кирпичи, которые потом оставляли сушиться на солнце, поскольку дров для разведения огня у людей не было. Из готовых материалов возводили дома с толстыми стенами, защищавшими строения от разрушения.

Где находится историческая область Палестина

Палестина — историческая область, лежащая между Египтом и Сирией, в природном отношении делится на несколько областей. У побережья Средиземного моря тянется плодородная низменность, которая открыта влажным морским ветрам. Низменность эта отделена от Финикии, находящейся севернее, горным хребтом Кармел, пересекающим северную часть Палестины наискось и образующим скалистый мыс. На восток от низменности расположено холмистое нагорье, на котором в ранние века стали возможными земледелие и скотоводство. Еще далее на восток страна рассечена глубокой, узкой долиной реки Иордан, которая впадает в соленое и безжизненное Мертвое море. Там же расположены сухие степи, переходящие в Сирийскую пустыню.

С севера в Палестину проникают отроги гор Ливана и Антиливана. Между этими отрогами и поперечным хребтом Кармела расположена Есдраелеонская долина. На крайнем юге Палестина переходит в сухую гористую пустыню, которая тянется в сторону гор Синайского полуострова. Сухая и пустынная полоса низменностей занимает перешеек, отделяющий Палестину от Египта. Вплоть до конца IV тысячелетия до н.э. климат Палестины был более влажным, а часть Западной низменности была заболочена; Заиорданье было занято пышными пастбищами; в долинах реки Иордан и ее притоков росли густые леса. Страна была удобна для земледелия, которое и возникло здесь в древнейшие времена, — еще в период мезолита или раннего неолита.

Гораздо позже климат становится более сухим, постепенно исчезают леса и болота, степи беднеют. Густые леса и кустарники сохраняются только в долине Иордана, однако, эта глубокая впадина не превратилась, как другие речные долины в соседних странах, в жизненно важную артерию страны, а послужила барьером между ее западной и восточной частью.

Уже древние египетские данные, которые датируются III тысячелетием до н.э., свидетельствуют о заселенности Палестины семитами, которые занимались частью скотоводством, частью оседлым земледелием. Жили они на рубеже IV и III тысячелетия до н.э. в укрепленных поселениях, знали медные орудия труда. Случалось, сюда совершали походы египетские войска. В период Среднего царства палестинские племена пастухов и оседлые племена подчинялись египетским фараонам. Очевидно, приток пастушеских племен из степей соседней Аравии происходил периодически, накатами. Новые пришельцы, оседая здесь, переходили к земледелию.

Большие изменения в жизни Палестины произошли во II тысячелетии до н.э. Население Заиорданья переходит к занятиям кочевым скотоводством; с севера проникают новые племена — хурриты, и, скорее всего, в малом количестве также и носители того индоевропейского языка, который около этого же времени имел место в хурритском государстве Северной Месопотамии — Митанни.

Однако же население оставалось, скорее всего, как и прежде, в основном, западно-семитическим по языку.

Израильское царство в древности (историческая область Палестина)

Израильское царство в древности (историческая область Палестина)

История возникновения государств

Первые государственные образования в Месопотамии появились в IV-III тыс. до н. э. Города начали строить на холмах в южной части Междуречья. Каждое образование включало в среднем 45 тыс. человек. На юго-западе были города Эрида, Ур, Ларса и Лагаш. Рядом с Евфратом располагались Ниппур и Урук. В Шумере создали несколько политических центров. Их правителей называли лугаль, или энси.

двуречье древнее государство

В этот период широко развивались земледелие, скотоводство и ремесло. Если судить по археологическим раскопкам, шумеры отличались высоким уровнем мастерства в металлургии. Они научились изготавливать бронзовые орудия труда. Торговцы продавали другим странам шерсть, зерно и финики, чтобы получить золото, камни и другие полезные ископаемые, которыми была бедна Месопотамия.

В середине XXV в. до н. э. Лагаш разгромил город Умму. Несмотря на победу, в городе творился беспорядок. Народ ущемляли в экономических и политических правах. Они восстали против правительства и выбрали себе нового энси. За 6 лет правления владыка провёл несколько важных реформ, которые сегодня считаются самыми древними правовыми актами в социально-экономической сфере.

Облегчению жизни населения способствовали такие реформы:

  • снижение платы за проведение религиозных обрядов;
  • отмена некоторых налогов с ремесленников;
  • уменьшение повинности на оросительных сооружениях;
  • восстановление судебной организации в сельских общинах.

Понятие солености

Определяя соленость Средиземного моря, как и других водоемов, учитывают массу солей в граммах, содержащихся в одном килограмме морской воды.

Она исчисляется в промилле и обусловлена тем, что в моря поступает большой объем речных вод или талых материковых ледников. Низкая соленость экваториальной зоны обусловлена тропическими дождями, которые опресняют воду.

Соленость изменяется с нарастанием глубины. Далее 1500 метров ее практически нет.

Соленость Средиземного моря в процентах
Для взятия пробы, для ее измерения используют специальные пробоотборники, которые позволяют взять пробы с разных глубин и из разных водных слоев.

Эпоха Эдо (1603-1867 гг.)

После смерти Тоетоми Хидэеси в 1598 году в борьбу за власть ввязался Токугава Иэясу, сподвижник Тоетоми. Он обещал заботиться о сыне и семье бывшего правителя, однако нарушил свое слово. В 1603 году Токугава Иэясу был провозглашен сегуном и основал собственное правительство в городе Эдо. Правление сегуната Токугава длилось 250 лет.

В годы своего правления Иэясу распределил землю между дайме. Те, кто поддерживал его еще до прихода к власти, получили самые хорошие (стратегически важные) участки. Все население страны было разделено на 4 класса. На верхушке пирамиды оказался класс самураев. Ниже располагались купцы, ремесленники и крестьяне. Был и пятый класс — к нему относились «парии» (люди с «грязными» занятиями и профессиями). Менять «свой» класс и профессию строго запрещалось.

Много внимания уделялось торговым отношениям — связи были налажены с Германией и Англией.

У клана Токугава практически не было сильной оппозиции, поэтому этот период в истории Японии можно назвать довольно мирным и тихим. Чтобы не допустить ослабления своей власти, правитель запрещает христианство (в 1614 году), в 1633-м запрещает дальние плавания, а в 1639-м и вовсе ограничивает внешние связи торговлей с Китаем. Все иностранные книги в тот период были под запретом. Япония оставалась закрытой от внешнего влияния вплоть до 1868 года. Этот факт заметно повлиял на уровень развития страны, ведь перенять научные и технические открытия мира страна не имела возможности.

Войны израильтян с филистимлянами

Существовали также и внешние факторы, которые ускорили образование Израильского государства. На рубеже XIII и XII вв. до н.э. вдоль побережья Средиземного моря осели филистимляне, обрушившиеся еще раньше на восточное побережье Средиземного моря и Египет в числе “народов моря”. Именно от них и происходит греческое название “Палестина”, что означает “страну филистимлян”, впоследствии это название распространилось не только на побережье, но и на примыкавшую к нему страну.

К тому времени филистимляне уже знали железное оружие, и потому их воины были мощным противником для израильских племен, у которых было лишь бронзовое оружие. Существует предание, из которого стало известно, что филистимляне имели своеобразную монополию на изготовление оружия из железа и не допускали того, чтобы им пользовались покоренные племена. Филистимляне овладели укрепленными городами, из которых самым значительным был Газа.

Никто не может утверждать, что филистимляне не были частью той же народности, известной грекам под именем пеласгов. До конца не изучен вопрос и о языке, на котором говорили филистимляне. Так как носителей его было мало, то вскоре он был заменен языком коренного ханаанейского населения. Еще какое-то время филистимлянам удалось сохранять ряд особенностей материальной культуры, например, в керамике, ставшей дальнейшим развитием позднемикенской керамики, которая была распространена по побережьям Эгейского моря.

Во второй половине XI в. до н.э. отряды союза филистимлянских городов направляют свои военные действия на соседнюю с ними область племени иудеев. Были завоеваны некоторые крепости, в том числе и Лахиш, где археологи обнаружили значительное количество керамики филистимлян. Так как в глубине эта территория была гористой, малоплодородной, а потому бедной, то филистимляне той частью не интересовались, а свои основные силы посылали на северо-восток. Филистимляне были более сильными и потому смогли нанести ряд серьезных поражений израильтянам, покорили ряд городов, в том числе и главное святилище Израиля — город Силом.

Что говорят нам мифы?

изображение различных мезопотамских мифических персонажейИзображение Фото: Пивовар

Прежде чем мы начнем, давайте сначала поймем, почему мифологические истории важны, какой цели они служат и какое сообщение они пытаются передать.

Некоторые мифы основаны на реальности, а другие полностью выдуманы. Но даже если они основаны на реальных событиях, нет никаких доказательств того, что это событие когда-либо произошло. Поэтому происхождение этих историй почти всегда неизвестно.

Цель многих из этих историй является символической и призвана вдохновить людей. Часто можно увидеть истории о надежде и мотивации поступать «правильно». Они также инструктируют социальные нормы, определяющие, что приемлемо, а что нет.

Кроме того, персонажи этих историй служат образцами для подражания и сообщают о своих обязанностях и ответственности как членов общества. Например, главный герой часто изображается как идеальный человек с приятными качествами и чертами. Показывая, что они всегда выполняют свои обязанности и всегда побеждают во всех своих начинаниях. Многие истории не всегда заканчиваются на положительной ноте, преподнося определенную мораль или уроки своей аудитории.

Эти истории также касаются человеческих проблем, таких как смерть, рождение, загробная жизнь, происхождение, добро и злойи т. д. И они даже пытаются объяснить, почему все так, как есть. Это вносило некоторую ясность, удовлетворяя общее любопытство человечества к неизведанному.

Более того, мифы — это способ культуры передавать и рационализировать свои традиции и верования. Поверить в эти истории было способом единомышленника люди должны держаться вместе и идентифицировать себя как одно сообщество.

Самое главное, они также рассказывают нам, как люди в прошлом жили своей жизнью и во что они верили, хотя эта информация не всегда может быть исторически подтверждена.

Много даже верят, что то, что мы сегодня считаем мифологией, могло быть религией, которой в прошлом следовала цивилизация.

Период Древневавилонского царства

После падения Ура в Двуречье правило много местных династий аморейцев. В 1894 г. до н. э. столицей государства стал молодой город Вавилон.

В период его расцвета правили два человека:

Древнее двуречье письменность

  • Хаммурапи. Первый царь Вавилона активно расширял границы государства. Он завоевал Урук, которым ранее правил Гильгамеш, Иссин, Ларс и Эшнунну. Затем он подчинил себе царство Мари и захватил области, расположенные вдоль течения реки Тигр. Царь разработал судебник «Законы Хаммурапи», который был записан на клинописных табличках. Свод законов охватывал все сферы и значительно облегчал жизнь вавилонян. Например, должники имели право расплачиваться любыми материальными благами с кредиторами, которые не имели права изымать у раба имущество в счёт долга.
  • Самсуилун. Сын Хаммурапи воевал с касситскими племенами, которые покушались на Вавилон. В 1742 году до н. э. враги смогли покорить предгорья, находившиеся на северо-востоке от Вавилонии.

В XII в. до н. э. царь Элама Шутрук-Наххунте I напал на Вавилонию, разграбил многие её города и наложил на них подать. В 1159 году вавилоняне восстали против него, но проиграли в войне. На этом закончилось господство династии касситов. С 1126 по 1105 Навуходоносор I смог добиться кратковременного расцвета страны. После войны между Ассирией и Эламом, в которой победило первое государство, царь стал править в Вавилонии, Шумере и Аккаде. В XI веке арамеи разоряли Междуречье. Из-за этого Вавилонии пришлось заключить союз с Ассирией и бороться с ней против врагов.

Пантеон богов в религии древнего Двуречья

 

Боги древнего МеждуречьяЖители древней Месопотамии верили в огромное количество богов, причем больше всего божеств были связаны с космосом и со звездами. Многие исследователи считают, что астрология зародилась именно в Вавилоне и Ассирии, так как народы этих царств не только почитали богов космоса, но и пытались предсказывать судьбу по звездам. Наиболее почитаемыми богами на всей территории древнего Междуречья были:

  1. Ану — бог неба
  2. Кин — богиня земли
  3. Энлиль — бог воздуха
  4. Эа — бог воды и создатель первых людей
  5. Мардук — верховный бог и покровитель Вавилона
  6. Шамаш — бог солнца, судья богов и людей
  7. Син — бог луны
  8. Иштар — богиня любви, плодородия и смерти, отождествлялась с вечерней звездой и планетой Венерой
  9. Таммузу — бог весны, посевов и урожаев. 

Изобретение производства меди

Медь была первым металлом, извлеченным из руды, и это было сделано около 5000 г. до н.э. К 4000 г. до н.э. она была отлита в формы, и вскоре ее сплав – бронза, был создан путем смешивания меди с оловом около 3500 г. до н.э. Производство меди позволило шумерам использовать ее для изготовления небольших предметов, таких как бритвы, наконечники стрел и домашняя утварь.

Со временем производственный процесс улучшился, и шумеры смогли включить декоративные орнаменты в свои конструкции на кувшинах и другой посуде. Они также могли делать статуи своих богов. Рельеф Имдугуда — это большая медная панель, которая была выбита плоско и прикреплена к деревянному фону с битумной подкладкой. На нем изображен левоголовый орел, держащийся за двух оленей.

Какие государства были на территории Месопотамии?

Исторический центр ВавилонаИсторический центр Вавилона

Прекрасные условия жизни на плодородной земле Месопотамии позволили образоваться на этом месте в древности большому числу городов-государств, каждый из которых оставил неизгладимый след в истории человечества.

Самыми знаменитыми государствами Месопотамии были Шумер, Вавилония, а также Ассирия. Ученые считают, что цивилизация Шумера, основанная около 5 тыс.лет назад, была самой ранней цивилизацией на нашей планете. Помимо того, что шумеры изобрели письменность и календарь, они также придумали кирпич, сеялку, совершенные для своего времени системы полива, парусную лодку, плуг и даже колесо. Ассирия, существовавшая в Месопотамии около 2 тыс.лет назад, известна своими военными завоеваниями, а также знаменитой библиотекой глиняных книг. Древняя Вавилония (она существовала около II тыс.до н.э.) прославилась своими геометрами, а также астрономами и астрологами, знания которых не утратили значения и сейчас.

Помимо этих государств на территории Месопотамии существовали также Урук, Ур, Аккад, Мидия, Великая Армения, Элам и др.

Религия

Жители Междуречья почитали многих богов. Среди них центральное положение занимал Энлиль – верховный бог шумеров, покровитель всех высших сил. Согласно верованиям жителей Месопотамии, он отделил небо от земли, научил людей скотоводству и земледелию, обучил письменности. Одновременно, они считали, что Энлиль насылал стихийные бедствия и болезни, а единожды даже вызвал наводнение, с целью уничтожения человечества. Традиционно его изображали с бычьими рогами и копытами.

Особым почитанием среди шумерских богов пользовался бог Солнца – Шамаш. Его изображали в виде человека с длинной бородой и высоким тюрбаном на голове. Он символизировал светлое время суток, восход, солнце. Согласно древним сказаниям Шамаш исцелял людей от болезней, возвращал к жизни умерших, освобождал пленных, приносил людям богатый урожай и благосостояние.

5vfghgh

Богиня Иштар почиталась шумерами как царица богинь, она одновременно отвечала за плодородие, любовь и войну. Люди верили, что Иштар даровала им мудрость, жизненные силы, здоровье и удачу. Женщины поклонялись богине с просьбой об обретении счастливой любви, рождении здоровых детей. Чаще всего Иштар изображали крылатой, с восьмиконечной звездой на голове и стрелами за спиной.

Вокруг Африки

Барельеф с изображением финикийского корабля
Барельеф с изображением финикийского корабля

Примерно 4000 лет тому назад на восточном берегу Средиземного моря поселился народ, который древние греки назвали финикийцами. В 1-м тысячелетии до н. э. финикийцы, снискавшие славу искусных мореплавателей, первыми переплыли пролив Гибралтар, который назывался Геркулесовы Столпы, и вышли в Атлантику. По утверждению греческого историка Геродота, ок. 600 г. до н. э. египетский фараон Нехо набрал команду моряков-финикийцев, поручив им найти путь, который бы связал Красное море со Средиземным.

То, что фараон Нехо решил воспользоваться знаниями и опытом финикийцев, не удивительно. Смелые и предприимчивые финикийские мореплаватели побывали во всех уголках Средиземноморья. Экспедиция началась в Красном море. Корабли прошли вдоль берегов Восточной Африки, обогнули мыс Доброй Надежды, а потом вернулись на север вдоль западного побережья Африки и через Средиземное море вошли в дельту Нила.

Никаких записей об этой экспедиции, сделанных ее участниками, не сохранилось, и Геродот сомневался, что финикийцы сумели проплыть вокруг Африки. Однако, по их рассказам, «во время плавания вокруг Африки солнце оказывалось у них на правой стороне». Именно эта подробность служит доказательством, что их рассказ — чистая правда. Во времена Геродота никто не пересекал линию экватора. А там солнце действительно перемещается по небу в северной части небосвода, то есть с правой стороны от судна, если оно движется вокруг Африки на запад. Значит, финикийцы опередили на 20 столетий португальских путешественников, обогнувших мыс Доброй Надежды.

Шумерская цивилизация

Шумерская цивилизация

Шумерская цивилизация была первой городской цивилизацией в древней Месопотамии. Это началось в предгорьях гор Тавр и Загрос, но к 9000 г. до н.э. люди начали двигаться в направлении южного региона Месопотамии. Вскоре стало развиваться земледелие, что привело к внедрению искусственного орошения в регионе. Ирригационная система состояла из сети каналов, которые помогали в переносе воды на большие площади.

Шумерский город Эриду был первым городом в мире и располагался на побережье Персидского залива в южной части Месопотамии. Город был основан примерно в 5400 г. до н.э. убейдцами, первой цивилизованной силой в регионе, и они основали предприятия и торговые маршруты по всей территории. Это привело к утверждению, что шумеры создали первый в мире торговый центр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Like children
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: