Женщины
Сетевое платье. Фаянс, синие и черные цилиндрические бусины, две нагрудные накладки и две нитки бусин Mitra. 5-я династия. Из погребения 978 г. в Кау (Тьебу), Египет. Музей египетской археологии Петри, Лондон
Египетская женщина в каласирисе
Во времена Старого, Среднего и Нового царства древние египетские женщины в основном носили простое платье-футляр, называемое каласирис . Женская одежда в Древнем Египте была более консервативной, чем мужская. Платья держались на одной или двух лямках и носились до щиколотки, а верхний край можно было носить выше или ниже груди. Длина платья обозначала социальный класс владельца. Бисероплетение или перья также использовались в качестве украшения платья. Поверх платья женщины могли носить шали, накидки или мантии. Шаль представляла собой кусок тонкой льняной ткани шириной 4 фута и длиной 13 или 14 футов. Это также в основном носили со складками.
До середины восемнадцатой династии женщины носили облегающее платье-футляр, простую одежду, которая ниспадала от груди чуть выше лодыжек и удерживалась двумя плечевыми ремнями. На статуях лямки покрывают грудь, но на росписи и рельефном изображении единственная грудь, изображенная в профиль, обнажена. Платье плотно прилегает к телу. Также, когда женщина изображена в движении, сидит или стоит на коленях, платье все еще прилегает к контуру тела, как если бы оно было эластичным. Однако египетская одежда в основном была из льняной ткани, которая имеет тенденцию провисать. Выжившие платья состоят из тела, сделанного из сшитого с одной стороны тюбика материала, поддерживаемого не ремнями, а лифом.с рукавами. В отличие от платьев, показанных в искусстве, такие льняные предметы одежды имеют тенденцию быть мешковатыми и скрывать, а не открывать тело.
Косметика и парфюмерия
Инсталляция в музее, изображающая древнюю египтянку, накладывающую макияж
Косметическая коробочка дворецкого Кемени, ок. 1814 −1805 годы до н. э., XII династия. Метрополитен-музей
Использование косметики древними египтянами прослеживается с Додинастического периода, однако профессии косметолога, судя по известным находкам, в Древнем Египте не было. На стенах гробниц, в папирусах присутствуют сцены приготовления благовоний, нанесения косметики, сохранились многочисленные косметические предметы, свидетельствующие о развитой индустрии и большой роли в жизни египтян средств по уходу за собой.
Древние египтяне придавали большое значение гигиене и уходу за собой. Трепетное отношение египтян к чистоте (особенно жречества) отметил Геродот в своей «Истории» (ок. 440 год до н. э.), заметив, что они «предпочитают опрятность красоте». Для омовения использовали воду, очищенную путём добавления солей натрия, и особую моющую пасту, состоявшую из смеси золы и сукновальной глины, которая обладала обезжиривающим и отшелушивающим эффектом.
«Зубными щётками» им служили веточки, палочки или кусочки тканей, а «зубную пасту» изготавливали из дроблённых кореньев растений. Для свежести дыхания полость рта полоскали травяными отварами. Зубы чистили содой. Чтобы устранить неприятный запах изо рта, жевали шарики кифи — ароматического вещества, в состав которого входили 16 компонентов (сухой ладан, семена сосны, дыня, фисташки, можжевельник, корица, мёд и др.). Кожу умащали благовонными маслами (в сухом и жарком климате это не только придавало телу приятный запах, но и предохраняло кожу от обезвоживания). Известны были мази, очищающие и омолаживающие кожу, удаляющие пятна и прыщи, а также средства для эпиляции.
Женщины и мужчины подводили глаза (что уберегало от палящего солнца), красили губы и румянили щёки. Краску подводки для глаз делали из мёда, перемолотой охры, галенита, серого или чёрного сульфида свинца, малахита, зелёного дигидроксокарбоната меди, а также из технического углерода, реже — антимонита и сульфида сурьмы. Палетки с краской нередко изготавливались в виде зверей, птиц и рептилий. Согласно исследованиям Американского химического общества (American Chemical Society), древние египтяне намеренно добавляли в косметику свинец, который в соединении с солью способствует выделению в организме оксида азота, что стимулирует иммунную систему и предупреждает конъюнктивит.
Обнаруженные в гробницах косметические коробки включали различные предметы ухода за телом (баночки, чашечки, бритвы, аппликаторы). Главное отличие современной косметики от древнеегипетской заключается в используемых материалах её приготовления: современная содержит масла эссенций и спирт, а древние — масла и жир, пропитанный эссенциями растений, цветов и специй. Самые дешёвые благовония представляли собой просто воду, в которой вымачивались раздавленные цветы лотоса, а самые дорогие могли включать в себя десятки разнообразных ароматических веществ. Ароматические масла защищали кожу от обезвоживания и солнечных ожогов, поэтому воинов и ремесленников снабжали ими наравне с провиантом.
Производство парфюмерии продолжалось в Египте и в эллинистический период. Знаменитая царица Клеопатра (69-30 годы до н. э.) владела даже настоящей парфюмерной фабрикой на побережье Мёртвого моря. При раскопках археологи нашли в этом месте не только остатки строений, но и котлы, горшки для выпаривания и кипячения, ручные жернова для растирания трав и кореньев. Свои познания по данному вопросу Клеопатра изложила в книге «О лекарствах для лица». Это был первый известный в истории косметический справочник, где приводились рецепты приготовления губной помады, румян, пудры и т. д. Некоторые из этих рецептов дошли до наших дней[источник не указан 1575 дней].
Татуировки
Лютнистка под виноградом с татуировкой Беса на бедре (ок. 1400—1300 годы до н. э.). Национальный музей этнологии (Нидерланды)
О татуировках древних египтян можно судить по обнаруженным с ними мумиям, по декоративным изображениям. Обычно татуировки были простыми (точки, кружки) на руках, бедре, животе, подбородке. Их делали себе танцоры, артисты или служители отдельных культов (Хатхор, Бес).
Также на ряде мумий обнаружены рисунки хной, что может указывать на попытку бальзамировщиков придать телу натуральный вид, либо на украшение себя при жизни.
Волосы
Женский парик (1479—1425 до н. э.) из гробницы Менхет, Менуи и Мерти, Музей Метрополитен
Характерной чертой всех древнеегипетских причёсок была строгость и чёткость линий, за что они получили название «геометрических». Большинство египтян из-за жаркого климата носило простые причёски из коротко остриженных волос.
Нередко египтяне сбривали волосы с тела из гигиенических соображений. Особенно это касалось жрецов, чей статус предполагал постоянное соблюдение чистоты. Согласно Геродоту, «в других странах жрецы богов носят длинные волосы, а в Египте они стригутся… каждые три дня жрецы сбривают волосы на своём теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов».
Всё свободное население Египта носило парики. Их форма, размеры и материал указывали на социальное положение владельцев. Парики изготовлялись из натуральных волос, шерсти животных, растительных волокон и даже верёвок. Их окрашивали в тёмные тона, причём самыми модными считались тёмно-коричневый и чёрный цвета.
Рыжие волосы мумии Рамсеса II окрашены хной.
Судя по сохранившимся изображениям, известно было множество фасонов париков. Чаще всего они доходили до плеч, но в торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Причёски обильно пропитывались душистыми маслами, эссенциями, клейкими составами. На изображениях головы знатных египтян и их супруг очень часто увенчаны небольшими беловатыми конусами, сделанными, вероятно, из воска или твёрдого жира, смешанного с благовониями. В ходе праздника или пира конус постепенно таял, придавая волосам своего владельца изысканный аромат.
Изображение Аменмоса и его жены Депет, Саккара, XVIII династия. Лувр, 26 зал
Женские причёски во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые. Древнеегипетские аристократки, как и их мужья, нередко брили голову и надевали парики. Самыми типичными причёсками на париках были две: первая — все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая причёска имела форму шара. Со временем получил распространение большой завитой парик, три пряди которого спускались на грудь и спину. Причёски делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине и украшая концы кисточками или шариками из ароматических смол. Часто волосы завивали кудрями — такая завивка получалась после расчёсывания мелких тонких косичек. Широко применялась завивка, которая делалась при помощи холодной укладки (для этого пряди волос наматывали на деревянные палочки и обмазывали илом, а когда он высыхал, его стряхивали, а волосы расчёсывали). Лукас А., проведя исследования париков, обнаружил пчелиный воск, который он считает подходящим материалом для завивки.
Дворецкий Кети с усами (IV династия), Лувр
В медицинских папирусах сохранились рецепты от морщин и облысения (Папирус Эберса, Папирус Эдвина Смита).
Детям — мальчикам и девочкам — сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей (девочкам — на темени, мальчикам — по бокам головы). Эти пряди закручивали в локон (такая причёска называлась «локон юности») или заплетали в косу на левом виске.
Усы
Мода на усы и бороду менялась из века в век, уступая в целом по популярности гладко выбритым лицам. Судить о такой моде можно по сохранившимся скульптурным портретам (например, Рахотепа и фараона Микерина) и погребальным маскам. При этом, в период траура бриться запрещалось.
Накладная цилиндрическая бородка фараона была одной из царских регалий, символизировала мужественность и силу. Её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.
Обувь в Древнем Египте
Обувь Древнего Египта. Золотые сандалии Тутанхамона. Египетский музей древностей.
Народности, живущие вдоль побережья Средизнемного моря, обычно не носили обувь, за исключением хеттов, которые жили в анатолийском нагорье. Их сандалии имели поднятые носки.
Египтяне большую часть времени ходили босиком и в исключительных случаях для защиты ног одевали обувь.
Сандалии делали из тростника, закрепляли их двумя ремешками. Нос был обычно заострен вверх. Их делали из кожи и ткани. Через большой палец обязательно передевался ремешок.
Самая дешевая обувь была доступна для всех, кроме бедняков. Тот, кто мог их себе позволить, владел богатствами.
Цари одевали искусно украшенные расписанные сандалии зачастую из драгоценных материалов. Иногда они одевали декоративные перчатки.
В гробнице Тутанхамона было найдено 93 пары обуви. Были среди них и изготовленные из дерева с изображением врагов на подошке.
Во времена Нового царства туфли вошли в широкий обиход. Наиболее широко они использовались солдатами и путешественниками.
Фараон Тутмос III говорил о странах, которые он завоевал, что они «были землей под моими сандалиями».
Среди самых интересных образов династического периода был сандаловый знаменосец фараона. А при царе Вени VI династии, эта должность имела важный этап в государственной карьере.
Экспедиция царицы Египта Хатшепсут в Пунт фото
Мужская одежда Древнего Египта
На раннем этапе развития Египетского царства мужская одежда была крайне простой и представляла собой всего лишь передник из плотной ткани. Он мог иметь овальную, прямоугольную или геометрическую форму. Затем передник стал сочетаться с повязкой из белой драпированной ткани – схенти. Повязывать ее можно было несколькими способами, многочисленные драпировки делали этот скромный наряд вполне изысканным. Верхняя часть тела украшалась массивным ожерельем, похожим на воротник, называлось оно ускх.
Со временем длина передника и схенти увеличивалась, драпировки становились сложнее, а сам схенти закрепляли на талии поясом. Знатные мужчины могли позволить себе украсить пояс орнаментом и золотыми нитями, поэтому по поясу часто можно было догадаться о социальном положении человека.
В эпоху Среднего Царства мужская одежда Древнего Египта несколько изменилась: стали использоваться несколько схенти одновременно. Они одевались друг на друга, что несколько меняло силуэт. В дальнейшем мужчины стали носить несколько слоев одежды, а передник и схенти превратились в нечто вроде нижнего белья. Появились новые предметы гардероба, заимствованные у соседних народов. Поверх схенти стали надевать прозрачную легкую накидку, к которой иногда пришивались рукава. К низу это одеяние расходилось, образуя трапецию, на талии обхватывалось поясом из такой же тонкой ткани. Кроме того, мужская одежда Древнего Египта стала плиссироваться, преображая силуэт. Дополнялось мужское одеяние украшениями и головными уборами.
Головные уборы
Слева: Аменемхет III в клафте (XII династия) |
Ввиду того, что большинство египтян носило парики, их головные уборы были довольно простыми. Рабы и крестьяне, работая в поле, покрывали головы косынками или маленькими полотняными шапочками. Знатные люди носили такие шапочки, вышитые бисером, под париками.
Самым популярным головным убором у представителей всех сословий был платок (клафт, или немес). Его повязывали поверх парика таким образом, что уши оставались открытыми. Два конца платка свисали на грудь, третий — на спину (иногда его перехватывали лентой или обручем). Клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов — жёлтые и т. п. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон. Он назывался клафт-ушебти и обычно дополнялся металлическим обручем с уреем или лентой. Однако во время различных торжеств фараон надевал корону — точнее, ту её разновидность, которая предписывалась придворным церемониалом для данного случая.
Были известны следующие виды корон: 1) белая корона Верхнего Египта (хеджет), напоминающая по форме кеглю или бутылку; 2) красная корона Нижнего Египта (дешрет), которая представляла собой усечённый перевёрнутый конус с плоским днищем и высокой приподнятой задней частью; 3) двойная корона (пшент), сочетавшая в себе две первые и символизировавшая единство страны; 4) синяя с красными лентами «боевая корона»; 5) «корона Амона» из двух перьев с золотым диском между ними; 6) корона атеф — двойная корона, появилась после объединения Верхнего и Нижнего Египта (IV тыс. до н.э.); 7) «тростниковая корона» (хемхемет)— сложное сооружение из золотых перьев, бараньих рогов, змеек и солнечных дисков и др. Судя по сохранившимся скульптурам и рельефам, существовало до 20 разновидностей корон (к сожалению, ни одна подлинная древнеегипетская корона до нашего времени не дошла).
Обязательной принадлежностью любого царского головного убора был урей — золотое изображение кобры, которая являлась символом богини Уаджит, покровительницы Нижнего Египта. Его помещали надо лбом и иногда дополняли золотой головой коршуна — знаком Нехебт, богини Верхнего Египта.
Жрецы в храмах во время совершения обрядов надевали гипсовые раскрашенные маски, изображавшие богов. Так, жрецы бога Тота носили маски в виде головы священной птицы ибиса, жрецы Анубиса — в виде головы шакала и т. п.
У женщин самыми распространёнными головными уборами были ленты и диадемы, одноцветные или украшенные орнаментом. Жёны фараонов часто изображаются в короне, имеющей вид коршуна с распростёртыми крыльями, выполненного из золота с инкрустацией из драгоценных камней или цветной эмали. Иногда поверх этой короны водружали высокие золочёные перья — шути (атрибут богини истины Маат) и изображение лунного диска — знак Хатхор, богини красоты и любви. Такой убор, разумеется, предназначался лишь для особых случаев. Вообще, создаётся впечатление, что головные уборы цариц не так уж строго определялись дворцовым ритуалом и больше отражали их личные вкусы. К примеру, прекрасная Нефертити отдавала предпочтение простому синему венцу цилиндрической формы, который позволял подчеркнуть изящную посадку головы и стройную шею.
Церемониальные головные уборы могли быть едины для мужчин и женщин. В эпоху Нового царства атеф становится основной короной цариц Египта.
Украшения
Воротник ок. 664—332 годов до н. э. (XXVI—XXX династии), Художественный музей Фитчберга
Для изготовления ювелирных изделий чаще всего применяли золото, богатые месторождения которого были открыты в Египте ещё в глубокой древности. При этом, больше всего ценили не столько стоимость материала, сколько его живописные свойства. Египетские мастера умели с помощью различных присадок придавать золоту разнообразные оттенки — от белого до зелёного. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты. Широко применялся также электр — сплав золота с серебром; из него изготовляли повседневные предметы, а также крепления и связующие элементы в браслетах и ожерельях.
Серебро было редким и экспортировалось из Азии, отчего долгое время ценилось дороже золота. В восточной пустыне добывали яркие полудрагоценные камни (сердолик, аметист, яшму), на Синае — бирюзу. Лазурит насыщенного синего цвета в Египет попадал с территории современного Афганистана. Стекло и фаянс (глазурь на основе камня или песка) нередко заменяли камни, поскольку могли окрашиваться в различные цвета. Тех камней, которые сейчас считаются драгоценными — рубинов, сапфиров, алмазов, изумрудов — древние египтяне не знали[источник не указан 1619 дней]. Древним египтянам были не известны алмаз, опал, рубин и сапфир, на счёт изумруда мнения исследователей расходятся, т.к. изумруд сложно отличить от берилла и зелёного полевого шпата.
Усех придворного Ваха из его фиванской гробницы (XII династия). Метрополитен-музей
Самыми распространёнными из всех видов украшений были всевозможные ожерелья, особенно т. н. усех — большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине. Бусины самого нижнего ряда чаще всего имели каплевидную форму, остальные — круглую или овальную. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями. Зачастую такое ожерелье было настолько широким, что целиком закрывало плечи и верхнюю часть груди, и очень тяжёлым — царское золотое ожерелье могло весить несколько килограммов. Чтобы оно красиво лежало, его обычно закрепляли на подкладке из кожи или полотна, так что оно превращалось в своеобразный воротник. Ожерелья были не только частью наряда — они служили также почётными знаками. Фараоны награждали золотыми ожерельями особо отличившихся военных и чиновников.
Помимо ожерелий, любимыми украшениями и мужчин, и женщин были браслеты, которые носили на руках (на предплечьях и запястьях) и на щиколотках. Браслеты могли быть самыми разнообразными — в виде двух чеканных пластин, соединённых застёжками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Носили также кольца со вставками из полудрагоценных камней. В ходу были кольца-печатки с выгравированными на них именами владельцев и изображениями богов. Чрезвычайно популярны были кольцевидные серьги (с подвесками или без них). Они иногда были такими большими и тяжёлыми, что деформировали ухо.
Браслет из Фив. XVIII династия. Музей Рёмера и Пелицеуса
Конечно, украшать себя золотом и самоцветами могла только знать. Но и люди скромного достатка любили украшения ничуть не меньше. Их украшения делались, как правило, из сравнительно дешёвых материалов — керамики, стекла, кости и т. п. Но по красоте и изяществу они порой ничуть не уступали ювелирным изделиям. Например, фаянсовым бусинам для ожерелий придавали форму бутонов и лепестков лотоса, васильков, маргариток, виноградных гроздьев, листьев и т. д., и окрашивали их в разные цвета. Чаще всего использовались различные оттенки голубого и зелёного, а также белый цвет. Такие ожерелья, надо полагать, очень красиво смотрелись на смуглой коже.
В качестве украшения древние египтяне охотно применяли живые цветы, из которых делали букеты, венки и гирлянды. Больше всего любили белые, голубые и розовые лотосы. Египетские дамы вставляли цветы лотоса в свои причёски так, чтобы они свисали надо лбом, и вдыхали их аромат.
Древнеегипетские украшения служили одновременно и амулетами, призванными защищать от болезней и дурного глаза, отгонять злых духов и т. п. Самой большой магической силой, как считалось, обладали «око Гора» уаджет (символ солнечного божества), «анх» — крест с петлёй наверху, обозначавший жизнь, а также фигурка жука-скарабея (символ воскрешения, мира и солнца). Амулет в виде ока Уджат бальзамировщики клали между погребальными пеленами мумии, амулет в виде скарабея — на сердце мумии.
использованная литература
- ^ «Древнеегипетские костюмы» .
- Zecchi, Марко (2001). «Бог Хеджхотеп». Chronique d’Égypte . LXXVI (151–152): 5–19. DOI10.1484 / J.CDE.2.309159 .
- Блэк, Дж. Андерсон (1980). История моды . Нью-Йорк: Морроу. ISBN .
- Пендергаст, Sara (2003-2004). Мода, костюм и культура: одежда, головные уборы, украшения тела и обувь на протяжении веков . Детройт: UXL. ISBN .
- Strudwick, Хелен (2006). Энциклопедия Древнего Египта . Лондон: Стерлинг Паблишинг. ISBN .
- «Длина очень прозрачной льняной ткани» . www.metmuseum.org . Метрополитен-музей . Дата обращения 5 мая 2021 .
- Тирни, Том (1999). Древнеегипетская мода . Минеола, Нью-Йорк: Дувр. п. 2. ISBN .
- ^ . Reshafim.org.il. Проверено 05 мая 2012.
- Египет: Повседневная жизнь . sptimes.com
- Gay Робин: Женщины в древнем Египте , Британский музей пресса, 1993, (стр 181-2.) ISBN 0-7141-0956-8
- Тирни, Том. (1999). Древнеегипетская мода . Дувр. ISBN 0-486-40806-X. OCLC .
- Альфред Лукас и др., Древнеегипетские материалы и промышленность. Dover, 1934. с. 30-1.
- Чаудри, S, Азиатский фармацевтический журнал (июль 2009 г.), стр. 164
- Симс, Лесли (2000). «Одежда и мода». Путеводитель по Древнему Египту . Саффрон Хилл, Лондон: Издательство Usborne . С. 52–53 . ISBN 0-7460-30673.
- — Древнеегипетские украшения . Доктор Маартен ван Равен, куратор Археологического музея, Лейден, Нидерланды, 2 января 2016 г. Проверено 17 марта 2016.
- Одежда — Древний Египет. Архивировано 8 января 2017 г. в Wayback Machine . Historyonthenet.com (30 апреля 2010 г.). Проверено 05 мая 2012.
- «Макияж глаз Клеопатры защитил от инфекций?» nationalgeographic.com, проверено 5 мая 2012 г.
Прически
У египтян были прямые или слегка вьющиеся черные волосы. Девочки носили свободно ниспадающие прически, а мальчики чисто выбривали голову, за исключением небольшой пряди на макушке, которую заплетали в косичку. Она называлась «косичка юности» (по достижении определенного возраста ее срезали). Мужчины брились налысо и надевали парики, которые не только украшали голову, но и защищали от палящих солнечных лучей. Прически мужчин чаще всего были короче женских: волосы до плеч, остриженные на лбу и уложенные в локоны.
В эпоху Среднего царства распространилась форма в виде ниспадающего платка с удлиненной челкой. В период Нового царства в моду вошли двухслойные прически: нижний, более короткий слой и верхний, состоящий из длинных завитков. Короткий вариант такого парика получил название «нубийский стиль». Он был популярен как среди мужчин, так и среди женщин.
Взрослые египтяне брились наголо и носили парики, которые у мужчин были обычно короче женских. Каменная статуэтка. 1294-1279 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Женщины также носили парики, которые были значительно длиннее мужских. Подобные накладки были двух видов. В первом волосы разделялись пробором и ниспадали с обеих сторон лица. Второй был более пышным. Его, как правило, надевали поверх собственных волос. Парики изготавливали как из остриженных волос, так и из конского волоса. Дополнительно прически могли быть украшены нитями бисера или тиарами. И женщины, и мужчины надевали на голову ободок. Широко применялась укладка с помощью холодной завивки. Чтобы сохранить локоны, использовали воск. Расчесывали волосы гребнями из дерева или слоновой кости.
Двусторонний деревянный гребень. Дата неизвестна
Сандалии
Рамзес II на троне, носить сандалии, носить хепреш с урей и проведение scepter- heqa и прецедентного mekes — XIX — й династии — Египетский музей в Турине .
В сандалии , которые носят фараоном также пропитана религиозной символику , поскольку они представляют собой точку соприкосновения между ним и территорией , на которой он осуществляет свою власть. Во времена Первой династии спереди и сзади на Палитре де Нармер изображен придворный, которому было поручено держать их в руке, в то время как король ходит босиком в ритуалах. Позже держатель для сандалий выполняет важную административную функцию из-за близости со своим хозяином. В официальном дискурсе и образах символическая роль королевских сандалий связана с мифом о борьбе между порядком и хаосом. Основная роль фараона — сокрушить врагов Египта в лице жителей соседних стран (нубийцы, ливийцы, азиаты). Для отражения злых влияний связанных врагов изображают на табурете перед троном или на тротуаре тротуаров процессии. Каждый раз, когда государь топчет ногами эти изображения, победа фараонов символически завершается. В каждом случае агентами победы являются сандалии, под которыми помещены враги страны.
— Слова Эннеадов к Амон-Рэ и в пользу Рамсес II . Перевод Николаса Гримала .
Одежда фараона
На начальных этапах развития Древнего Египта правители носили схенти – набедренную повязку. Такая же повязка была у других членов общества. Отличительные знаки фараона – платок для головы либо корона.
Также правители носили золотые обручи, выполненные в форме змеи. Головной убор назывался «урей» и являлся символом власти точно так же, как скипетр, накладная борода.
Клафт (либо немес) аналогично выполнял функции головного убора в виде платка, закрывающего голову, лоб. Кроме символического значения, он приносил пользу: оберегал от солнечных лучей, песка, пыли.
Характерным для фараона было наличие такого аксессуара, как ускх – массивное ожерелье в виде воротника. Его носили и другие представители знати. Однако аксессуар фараона выполнялся в определенных расцветках – череда желтых и голубых вставок.
Фараоны считались сыновьями солнца, соответственно их одежда отличалась не только высоким качеством исполнения, но и всегда несла определенный смысл. Схенти древнеегипетских фараонов имело широкий пояс, спереди украшенный красивой материей или пластиной из драгметаллов. Сзади набедренная повязка украшалась подобием хвоста.
Когда настала эпоха Нового царства, правители начали носить материю, которая одевалась через голову и закреплялась при помощи пояса. Ткань была полупрозрачной, чтобы сквозь нее просвечивался более нарядный схенти.
Из каких материалов шили одежду
Несмотря на то, что в Древнем Египте активно разводили овец, их шерсть считалась нечистой, поэтому ее не использовали для производства одежды. Наряды делались, преимущественно, из льняной ткани.
Интересный факт: у древних египтян траурным цветом считался голубой, поэтому на погребения они старались надевать одежду именно такого оттенка.
Материю могли окрашивать разными цветами. Популярными были одежды синих, зеленых и красных расцветок. Когда египтяне научились добывать новые красители, добавились коричневый и желтый цвета. Белая одежда считалась будничной, и носили ее большинство древних египтян.
Ткань могла быть однотонной или украшенная узорами. Любимыми узорами считались цветы лотоса и перья, символизировавшие богиню Исиду. Наносили узоры при помощи специальных способов окрашивания, а также вышивки.
Прядильщицы Древнего Египта до сих пор поражают ученых уровнем своего мастерства. Египтолог Джон Уилкинсон во время раскопок обнаружил в царских усыпальницах уникальную ткань – виссон.
Интересный факт: чтобы понять, насколько виссон уникален, нужно представить скорлупу от грецкого ореха – туда свободно помещается пара перчаток из этого материала.
Это очень тонкая ткань белого или золотистого цвета. Без преувеличения драгоценный материал использовался для создания одежды фараонов. Свою популярность виссон обрел благодаря высокому качеству, прочности, легкости и минимальной толщине.
В такие ткани заворачивали мумии древнеегипетских фараонов. Наряды из виссона носили также цари, первосвященники. Воспроизвести ткань в настоящее время не удается, так как неизвестен ее полный состав.
Считается, что виссон состоит изо льна либо нитей, которые выделяются особыми моллюсками – благородными пиннами. Эти нити представляют собой белковый секрет – биссус. Он быстро становится твердым и напоминает пучок шелковых ниток. Моллюскам нити необходимы для прикрепления к подводным предметам, камням и т.п.
Интересно: Откуда стало известно звучание древнеегипетского языка?
Одежду для древнеегипетских фараонов шили преимущественно из льняных тканей, а также особого материала – виссона. Об этом свидетельствуют археологические находки, например, обнаруженные гробницы, в которых мумии были завернуты в виссон. Это очень прочная, легкая и тонкая ткань. Вероятнее всего, жители Средиземноморья изготавливали ее из натуральных нитей, которые вырабатывают моллюски.
Трендовые модели
По-прежнему в моде остаются браслеты Ка, символизирующие жизненную природу человека. На таких аксессуарах изображают цветок лотоса и инкрустируют ониксом, бирюзой или лазуритом.
На пике моды всегда остается скарабей. Египетские украшения с данным символом представлены широким разнообразием. Тут и кольца, и кулоны, и браслеты, и сережки. Выбор просто огромен, так что любительницам данной тематики предоставлен широкий спектр аксессуаров под различные наряды.
Современные трендовые модели выполняются в основном из золота или серебра. Вот только с золотом возникает загвоздка – при изготовлении мастера зачастую используют благородный металл низкой пробы с инородными примесями
Поэтому, выбирая оригинальный подарок себе или своим близким, обращайте внимание на образцы с большей стоимостью
Серебро, хоть и встречается реже, пользуется тем не менее большой популярностью среди туристов.
Издревле жители Египта выполняли изделия из малахита: этот камень вставляли целиком или использовали для получения порошка для покраски.
Эпоха неолита привнесла в египетский «марафет» использование нового материала – бирюзы. Из нее делались браслеты, бусы и скарабеи.
Перед покупкой настоящих египетских украшений следует проконсультироваться у профессионального ювелира. Совет специалиста поможет вам лучше ориентироваться в выборе изделий. Так вы сможете заочно застраховать себя от подделок.
Рабочие будни
В незавидном положении находились ремесленники и земледельцы, ведь им приходилось думать не только о том, как обеспечить семью. За их счет жили государственные иждивенцы: фараоново войско, вельможи, писцы и др. Государственная казна в виде налогов отбирала львиную долю всего того, что удавалось заработать нелегким трудом. Сельские труженики просыпались с первыми лучами солнца, а ложились спать после его заката, т.е. весь световой день они вынуждены были работать в поте лица. Земледельцы и ремесленники в Древнем Египте все время трудились, только так можно было заработать пищу для семьи.
В те далекие времена жизнедеятельность земледельцев Египта в значительной степени зависела от Нила, который был и остается самой длинной рекой в мире
Важно было умело воспользоваться её разливом, т.е. увлажнить не только близлежащие земельные участки, но и более отдаленные территории. Этой цели служили вырытые каналы, специальным образом сооруженные плотины, которые с началом разлива реки приоткрывались, давая возможность свободному прохождению воды
Историки подробно описывают, как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Этой цели служили вырытые каналы, специальным образом сооруженные плотины, которые с началом разлива реки приоткрывались, давая возможность свободному прохождению воды. Историки подробно описывают, как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
Таким способом осуществлялось орошение посевных площадей. На поверхность прибрежной зоны водой Нила наносился плодородный слой ила, который значительно повышал показатели почвы. В результате земля становилась мягче, крестьянам намного легче было её обрабатывать. Пахать можно было даже легким деревянным плугом. Жизнь ремесленников и земледельцев в Древнем Египте была очень сложной, но без них не смогли бы прожить высокопоставленные фараоны.
По засеянной площади специально прогоняли домашних животных, которые копытами втаптывали зерно глубже в землю, чтобы оно не досталось птицам. Для уборки колосьев зерновых культур – пшеницы, ячменя – применялся примитивный серп. Его основание было изготовлено из дерева, а режущая часть – в виде кремневой или бронзовой вкладки. В дальнейшем, когда усовершенствовалась технология плавления металла, начали пользоваться бронзовыми и медными серпами.
Ткани
Фрагмент древнеегипетского льна 390—343 годов до н. э. (Поздний период) из Саккары
Хотя в долине Нила с давних времён занимались овцеводством, овечья шерсть считалась ритуально нечистой. Для изготовления одежды использовали только льняные ткани. Ткать полотно могли и мужчины, и женщины, но прядением занимались исключительно женщины; судя по сохранившимся изображениям, особо искусные мастерицы могли прясть одновременно двумя веретенами, что, несомненно, требовало особой координации движений.Мастерство древнеегипетских прядильщиц и ткачей поражает до сих пор. Сохранились образцы тканей, в которых на 1 квадратный сантиметр приходится 84 нити основы и 60 нитей утка; 240 метров такой нити весили всего 1 грамм. Легчайшие, почти прозрачные ткани, изготавливавшиеся египетскими мастерами из таких нитей, сравнивались с «дыханием ребёнка» или «сотканным воздухом» и ценились буквально на вес золота.
Древнеегипетские ткани окрашивались в различные цвета, чаще всего в красный, зелёный и синий; в эпоху Нового царства (1580—1090 гг. до н. э.) появились жёлтые и коричневые красители. В чёрный цвет ткани не окрашивали. Траурным считался голубой цвет одежды. Но самым распространённым и любимым у всех слоёв населения был белый цвет.
Ткани могли быть как однотонными, так и узорчатыми. Излюбленными орнаментальными мотивами были перья (символ богини Исиды) и цветы лотоса. Рисунок наносился на ткань с помощью вышивки или особого способа окраски с применением различных протрав.
Божествами, связанными с ткачеством и одеждой, были Хеджхотеп и Таит.