Энциклопедический словарь юного натуралиста (рогожкин) 1981 год — старые учебники

Кто такие юннаты? заповеди юных натуралистов, история движения и его жизнь сегодня.

Угроза исчезновения

В настоящее время мир не является безопасным местом для рыси. Им все труднее находить пищу, поскольку все больше людей переселяются в места обитания кошек. А в некоторых районах их лесные дома уничтожают для использования под сельское хозяйство. Для этих красивых кошек охота по-прежнему остается проблемой.

Рысь занесена в Красную книгу, по причине массового истребления ее браконьерами. Мягкая роскошная шуба, которая сохраняет тепло и комфорт рыси в холодные месяцы, также популярна в меховой промышленности (особенно мех на животе). По оценкам, ежегодно на меховые рынки попадает около 90 000 шкурок рыси. Необходимо объяснять людям, что шерсть на кошках смотрится намного лучше!

Одна из находящихся под угрозой исчезновения популяция – иберийская (испанская) рысь, которая пытается выжить в горах Испании, вдали от холодных северных лесов, где обитает большинство ее сородичей. В настоящее время популяция испанской рыси насчитывает менее 150 особей. К сожалению, это делает их одними из самых редких видов кошек и, вероятно, самым исчезающим хищником в Европе. Что послужило причиной их упадка?

Утрата основного источника пищи – кроликов. В 1950-х годах один врач выпустил болезнь под названием миксоматоз, чтобы контролировать популяцию кроликов в своем саду. Это сработало слишком хорошо, и популяция кроликов была почти полностью уничтожена. По иронии судьбы, защитники природы сейчас разводят кроликов и вакцинируют их от болезни, чтобы пополнить популяцию кроликов и помочь прокормить рысей.

На большей части ареала евразийская рысь является третьим по величине хищником. Обычно они не нападают на людей, если они не ранены, не попали в ловушку или не болеют. Но люди иногда жалуются, что евразийская рысь сокращает численность дичи и убивает домашний скот. В большинстве европейских стран были созданы программы для фермеров и пастухов, чтобы компенсировать им убытки.

Потеря среды обитания из-за вырубки лесов, потеря добычи из-за охоты на диких животных, а также незаконная охота и отлов для торговли мехом – главные угрозы для рыси.

Коммерческая охота на все виды этого животного незаконна во всех странах, кроме России, а евразийская рысь находится под защитой в Афганистане, где любая охота и торговля является незаконными.

P.S.

Если Вам понравилась и была полезна данная информация, поделитесь ею в соц. сетях со своими друзьями и знакомыми. Так вы поддержите наш проект “Экология жизни“ и сделаете свой вклад в сохранение окружающей среды!

Юный натуралист на низкорослом подвое

Особую популярность в настоящее время получили деревья на карликовом или полукарликовом подвое высотой 2 и 3 м соответственно.

Такие деревья обладают рядом преимуществ:

  • Благодаря поверхностному росту корневой системы их можно высаживать в местах с близким расположением грунтовых вод;
  • Допускается высокая плотность посадки, что позволяет экономить место в саду;
  • За деревьями легко ухаживать и собирать урожай.

У молодых полукарликовых деревьев рост такой же быстрый как и сильнорослых, но постепенно он ослабевает. Таким образом только улучшается характеристика сорта.

В дальнейшем при обильных урожаях прирост следует сильно обрезать. Это продлит период плодоношения дерева и позволит избежать мельчания плодов.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Рысь –
родственник кошки.Перфилова Г.Б.учитель начальных классовМОУ-СОШ № 17 г.Клин

Слайд 2Рысь — типичная кошка, хотя величиной с крупную собаку, которую

отчасти и напоминает своим заметно укороченным телом и длинноногостью. Хвост

у рыси как бы обрублен. Зато очень характерна голова. Она сравнительно небольшая, округлая и очень выразительная.

*

Слайд 3Мягкий, длинный и густой мех рыси в различных областях ее

мех испещрен темными пятнами, крупными на спине и боках, мелкими на груди и ногах. На брюхе волосы особенно длинные и мягкие, но не густые и почти всегда чисто-белые с редким крапом.

*

Слайд 4 Летний мех рыси грубее, короче, имеет более яркую

Слайд 5 Длина тела у самцов 76 — 106 сантиметров.

Хвост от 10 до 20 сантиметров. Вес взрослых зверей чаще

всего равен 16 — 20 килограммам. Лапы крупные, зимой хорошо опушенные. Никакая другая кошка не приспособлена так хорошо к снегу и холоду, как рысь.

*

Слайд 6 След зверя тоже типично кошачий, без отпечатков когтей.

Заднюю ногу при движении шагом рысь ставит в след передней.

Если идут несколько рысей, то задние ступают точно в след передних, так же как волки и выводки тигров.

*

Слайд 7 У рыси плотное и сильное тело. К тому

же она очень ловка: не только прекрасно лазает по деревьям

и скалам, но и быстро бегает, делает большие до 3,5 — 4 метров прыжки, совершает длительные переходы, хорошо плавает. Движения рыси соединяют мягкость и грацию, а весь облик ее говорит о силе и независимости. Но зверь настолько скрытен и осторожен, что увидеть его на воле редко кому удается.

*

Слайд 8 Живет рысь в различных лесах. Предпочитает глухие, спокойные

Слайд 9Вообще рысь, как и всякий хищник, обитает там, где есть

достаточно корма. Основу ее питания составляют зайцы, косули, кабарги, серны,

различные птицы, грызуны, а также молодняк оленей, кабанов, лосей. Охотясь по глубокому снегу и насту, рысь одолевает крупных взрослых зверей. При случае ловит белок, куниц, соболей,, енотовидных собак. Лисицу же злобно и решительно уничтожает, даже когда в этом нет особой необходимости. Но участков, освоенных волками, старается избегать: волк для рыси такой же опасный и непримиримый враг, как рысь для лисицы.

*

Слайд 10При встрече рыси исполняют ритуал приветствия — обнюхав друг у

друга носы, они встают напротив и начинают бодаться лбами так

сильно, что раздается костяной звук. Дружеская привязанность выражается во взаимном вылизывании шерсти.

*

Слайд 11В мае у рыси появляются 2 — 3 рысенка .

Они очень беспомощны, слепы и глухи, а весят всего четверть

килограмма. Для потомства мать устраивает логово в глухом участке леса, где-нибудь в дупле, пещерке, тщательно выстилает его перьями, шерстью, травой. В нем тепло и сухо. Первые два месяца своей жизни рысята бурно растут и развиваются на материнском молоке. Потом начинают выходить с матерью из гнезда, знакомятся со сложной жизнью леса. Взрослые приносят им живых мышей, полевок, зайцев. Терпеливо учат, как их добывать, трогательно и самоотверженно оберегая зверят от всех невзгод.

*

Слайд 12Самец помогает матери кормить и воспитывать потомство. Детеныши растут быстро,

уже в октябре их трудно отличить от родителей, и рыси

начинают охотиться семьями. В возрасте года молодняк окончательно переходит к самостоятельной жизни. Продолжительность жизни — 15-20 лет.

*

Слайд 13Рысь — великолепный охотник. Днем она обычно отлеживается в своем

логове, а с наступлением сумерек становится активной. Легко лазая по

деревьям и скалам, она выбирает удобное место, с которого все кругом хорошо просматривается, и терпеливо ждет появления жертвы. Выдержка рыси достойна уважения. Часами, иногда и сутками она может без движения лежать в засаде. Благодаря маскировочной окраске и полной неподвижности ее очень трудно заметить, а она сверху видит все. Обладая чрезвычайно тонким слухом и удивительно острым зрением, рысь обнаруживает жертву еще издали. Броски ее молниеносны и почти всегда точны, а борьба даже с крупным животным длится недолго: зубы и когти у рыси огромные и очень острые.

*

запрещена.

*

Слайд 18 Основные источники, которые использовались при составлении этого рассказа

про РЫСЕЙ:Юный натуралист 1988 Газета «Птичий рынок» 1995 —

9 Сайт Apus.Ruhttp://documental.su/foreign_documental/12580-kak-statrysyu-growing-up-lynx-2006-satrip.html

*

«Леса учат человека понимать прекрасное»

Антон Павлович Чехов

Администрация, педагогический коллектив и обучающиеся

Станции юных натуралистов

приветствуют Вас на официальном сайте Cтанции!

Здесь Вы можете подробно познакомиться с информацией о работе объединений, запланированных мероприятиях, итогах уже воплощенных в жизнь дел и инициатив, а также о творческих успехах наших обучающихся. История Cтанции насчитывает уже более 30 лет. И все это время деятельность нашего учреждения направлена на организацию обучения детей и подростков по изучению и охране природы, привитию умений и навыков опытнической и исследовательской работы в области биологии, экологии.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» создано с целью реализации дополнительных образовательных программ эколого-биологической, научно-технической и художественно-эстетической  направленности.

Миссия

Обеспечить доступ школьников к дополнительному экологически ориентированному образованию для принятия таких ценностей и приобретения таких знаний и умений, которые позволят им выбирать решения для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.

Задачи

  • удовлетворение потребностей детей в получении дополнительного образования, в реализации их творческого потенциала;
  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и развития творческих способностей  детей в возрасте от 6 до 18 лет;
  • адаптация обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей и экологической культуры;
  • организация содержательного досуга;
  • формирование личности человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Девять причин прийти заниматься к нам:

Здесь много интересного можно увидеть! Здесь много важного можно услышать! Здесь встречаются только добрые люди! Здесь живут любопытные животные и красивые растения! Здесь  можно себя попробовать в разных ролях:  зоолог, ботаник, экскурсовод, дизайнер, цветовод, художник, фотограф, журналист, ученый и т.д. Здесь можно учиться играя! Здесь можно общаться! Здесь можно научиться понимать язык животных и птиц! Здесь занятия в удобное время!   Записаться в наши объединения можно по электронной почте. адрес электронной почты: [email protected] 

адрес электронной почты: stanunnat@yandex.ru 

АКЦЕНТ НА ЭКОЛОГИЮ

Постепенно, после открытия школьных лесничеств и научных обществ учащихся при юннатском движении в 1970-е, внимание юных натуралистов всё больше привлекалось к теме экологии. В 1980-е только в РСФСР было

В 1980-е только в РСФСР было

  • более 16 миллионов юных друзей природы (членов Всероссийского общества охраны природы),
  • более 90 тысяч отрядов «зелёных патрулей»
  • и 15 тысяч отрядов «голубых патрулей» (охрана леса и водоёмов соответственно).

В это же время были разработаны концепции экологического образования и экологического воспитания для детей разных возрастов, которые использовались во всех видах деятельности участников юннатского движения.

Таким образом, в 1990-е был намечен проект по «экологизации» движения и его переводу в систему дополнительного образования. Несмотря на все трудности, связанные с глобальными изменениями в жизни страны в те годы, движение не погибло, а сохранилось и развивается:

  • В 2004 году преемником Московской БЮН стал Федеральный детский эколого-биологический центр (ФДЭБЦ). Ежегодно начали проводиться всероссийские конкурсы и мероприятия для школьников, заинтересованных экологией и биологией. Лучшим из лучших после региональных этапов предстояла поездка на финал в Москву.
  • В 2018 году ФДЭБЦ наделён статусом Федерального ресурсного центра по развитию естественнонаучной направленности дополнительного образования детей.
  • В 2020 году Центру присвоен статус Инновационной площадки Российской академии образования, при поддержке Министерства просвещения РФ начала создаваться новая модель дополнительного образования детей естественнонаучной направленности – «Экостанция».
  • В 2021 году ФДЭБЦ переименован в Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей (ФГБОУ ДО ФЦДО).

Значение и память

Благодаря образовательной организации юные натуралисты проходили путь от простого созерцания природы к конкретной деятельности, которая выражалась в любви к окружающему миру, в уходе за животными и растениями. Сам этот процесс пробуждал любознательность, а та уже планомерно перерастала в исследовательскую, творческую работу.

У молодых людей формировалась потребность в получении углубленных знаний и стойкое стремление к их практическому применению при работе с миром флоры и фауны. Все это в сочетании с общим образованием формировало в молодежи черты общественников, организаторов, коллективистов.

В 1928 году был организован журнал под названием «Юный натуралист». Это старейшее подобное ежемесячное издание. Год за годом с ним сотрудничали именитые ученые, писатели, художники, артисты, педагоги и даже космонавты. Например, печатали произведения такие литераторы, как Михаил Пришвин или авторы десятков книг о природе — Виталий Бианки и Константин Паустовский.

Иван Мичурин вывел в 1935 году сорт яблони, плоды которой созревают в середине осени. Примечательно, что знаменитый селекционер дал название новому дереву — «Юннат». Это, кстати, тоже было описано в журнале, где публиковались и иные умозаключения ученого.

Юные натуралисты на школьном огороде. 1930-е / Фото: С. Васин / Коллекция МАММ

Благодаря движению юннатов в стране выросло не одно поколение, давшее миру известных агрономов, экологов, селекционеров. Например, Николай Дроздов, тоже когда-то вышел из этой организации.

Движение не теряет актуальности по сей день. Особенно это чувствуется на фоне обостряющихся экологических проблем на планете

Оно давно доказало свою важность. Это среди прочего подтверждается фактом — в ряде городов расположены объекты, названные в честь движения

Например, по улице Юннатов удастся пройтись в Москве и Санкт-Петербурге, Краснодаре и Новосибирске.

ЮННАТЫ СЕГОДНЯ

Сегодня ФГБОУ ДО ФЦДО – это федеральный ресурсный центр по развитию естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей.

Учреждение координирует работу 82 региональных ресурсных центров по естественнонаучной направленности, которые выступают региональными операторами всероссийских естественнонаучных конкурсов для школьников, а также региональными точками компетенций по разработке и тиражированию образовательных программ и методик для обучающихся и педагогов в области естественных наук.

Стратегической задачей Центра стало создание доступных и качественных условий для выявления и развития талантов в области естественных наук, реализации научного потенциала школьников для подготовки кадрового резерва в области новейших методов экологического мониторинга и контроля, перспективных технологий низкоуглеродной индустрии, сельского и лесного хозяйства. Это позволяет продолжать лучшие традиции юннатского движения прошлого и развивать их в соответствии с вызовами новой, цифровой эпохи.

Участие в исследовательской деятельности оказывает положительное воздействие на комплексное развитие обучающихся.

Оно усиливает интерес к изучению экологических проблем родного края, способствует воспитанию любви к родной природе, инициативы, активного и добросовестного отношения к научному эксперименту, развивает навыки проектной деятельности, то есть умение поставить проблему, изучить теорию по данному вопросу, выбрать подходящие методики для исследования и применить на практике, проанализировать собранный материал и сделать выводы. Кроме того, познание начал исследовательской деятельности уже в юном возрасте играет большую роль в дальнейшем осознанном выборе профессии. Так, многие известные отечественные учёные-биологи и педагоги естественных наук получили свои первые навыки исследовательской деятельности именно в кружках юннатов.

Подписывайтесь на ,

чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.

Еще больше интересного в соцсетях Института воспитания:

в Telegram-канале;

в официальной группе ВКонтакте;

а для ваших детей собрали полезные и нескучные материалы тут.

Главная идея, объединяющая юннатов –

любовь к природе, желание познать её законы, бережное отношение ко всему живущему на Земле.

На биостанции в Сокольниках и были разработаны специальные правила для кружковцев – «заповеди юного натуралиста».

На биостанции в Сокольниках и были разработаны специальные правила для кружковцев – «заповеди юного натуралиста».

Интерес к природе, к познанию её законов у детей наблюдался на протяжении всей истории человечества. С появлением юннатов такое познание стало организованным за счёт участия в нём взрослого биолога-наставника, который направляет участников кружка в их исканиях. А в новом веке, с увеличением значимости вопросов экологии и изменением государственной политики в области воспитания, любовь и бережное отношение к природе стали одной из ключевых ценностей, которые необходимо формировать у подрастающего поколения совместными усилиями семьи и педагогов.

Среда обитания

Большинство видов бродят в высокогорных лесах, которые обеспечивают хорошую защиту с густыми кустарниками, деревьями, высокой травой, большими камнями и ущельями гор. Хотя эта дикая кошка обычно охотится на земле, она вполне способна лазить по деревьям и плавать.

Евразийская рысь обитает в центральной и северной Европе, а также в Индии, северном Пакистане и Иране у горы Дамаванд. Этот вид чаще всего встречается в странах Северной Европы, таких как Норвегия, Финляндия и Швеция, а также на большей части России.

Иберийская рысь встречается гораздо реже и обитает только в южных частях Испании. Раньше она также жила в восточной Португалии, но теперь там практически не существует.

Канадская рысь в основном обитает в Канаде и на Аляске, но также встречается в некоторых северных штатах США, таких как Вашингтон, Монтана и Мэн. Ее среда обитания – в основном бореальные леса, которые также известны как снежные леса и состоят в основном из хвойных деревьев.

Рыжая рысь распространяется дальше, чем канадская. Она встречается на юге Канады, большей части континентальной части Соединенных Штатов и на юге, вплоть до северной Мексики. Обитает как в лесах, так и на лугах.

История развития юннатского движения

Начались 1930-е годы, известные волной репрессий. Не избежали тяжелой участи и руководители юннатского движения. Десятки преподавателей уволили, арестовали и расстреляли. Однако сама первая организация в столице не исчезла и продолжала действовать. В 1934 году она официально превратилась в главную юннатскую станцию Советского Союза. В число ее обязанностей входила помощь остальным таким же станциям по стране в разработке программ, налаживании исследований и пр.

В период Великой Отечественной войны юные натуралисты по мере сил помогали фронту, и их вклад оценивается как внушительный. Юннаты не прекратили занятия по высадке цветов и разведению животных, но вместе с тем принялись выращивать овощи. В результате благодаря им фронт получал тонны продовольствия в виде картофеля, томатов, гороха, моркови, капусты и т. п. Кроме этого, они занимались сбором лекарственных ягод и трав, что тоже шло на пользу стране в столь тяжелый период.

Открытие станций по стране не прекращалось. По состоянию на 1970-е годы таковых насчитывалось в Советском Союзе больше 500. Речь как о центральных, так и об учреждениях на республиканском, областном, краевом и городском уровнях. Дети по стране охраняли и исследовали родную природу, посещали семинары и лекции, ставили опыты. Ребята с гордостью носили на груди специальные значки юннатов.

Характер деятельности юных натуралистов зависел от времени года:

  • зимой основная доля времяпрепровождения практикантов приходилась на студии, там они, например, делали скворечники;
  • весна — время перехода из помещений в сады, теплицы и огороды, там дети разделялись на группы, и каждая занималась собственной делянкой, отвечая за уровень урожайности на ней;
  • летом отправлялись в походы, жили в самостоятельно построенных шалашах;
  • осенью наступала пора сбора урожая и подготовки к морозам.

За что вручали

Обладать таким знаком мог пионер, который активно занимался прикладной биологией и мог стать примером для окружающих. Кроме того, чтобы получить значок «Юный натуралист СССР», требовалось соответствовать как минимум одному из таких требований:

  1. Быть активным членом натуралистического кружка на базе школы, дворца пионеров и пр.
  2. Вести дневник природы, в котором записываются природные явления, смены погодного режима с изменением времён года.
  3. Освоить на практике принцип действия метеорологических приборов.
  4. Самостоятельно или при поддержке других участников кружка (друзей, одноклассников и пр.) изготовить наглядные пособия для уроков биологии. Это могли быть обширные гербарии, коллекции беспозвоночных, различные чучела, муляжи и пр.
  5. Научиться правильно ухаживать за сельскохозяйственными породами животных или птиц.
  6. Внедрять мероприятия по защите и поддержке разных видов пернатых, особенно – занесённых в Красную книгу СССР.
  7. Принимать участие в посадке плодовых садов, городских парков, хозяйственных лесополос, ухаживать за ними.
  8. Научиться прививать древесные растения и кустарники, проводить весеннюю и осеннюю обрезку в садах. Обучиться и применять на практике различные типы борьбы с сорными травами и вредителями плодовых культур.
  9. Проводить исследовательскую деятельность на приусадебном, пришкольном или колхозном участке.

При этом у пионера должна быть средняя или отличная успеваемость и хорошее поведение.

Порядок вручения

О вручении этого знака принималось совместное решение на совете пионерской дружины после голосования. Получить знак «Юный натуралист» было высокой честью. Вручал его пионервожатый или председатель дружины. Носить его нужно было на школьной форме справа.

О порядке вручения было подробно расписано в Постановлении ЦК ВЛКСМ от 30 июня 1955 года. Присуждать знак имели право пионерлагеря, внешкольные учреждения, городские и загородные лагеря. Вручали их такие люди:

  1. Во дворцах пионеров, дворцах культуры, областных станциях юннатов — директор. Представляли к награждению руководители натуралистических кружков.
  2. В пионерлагерях любого типа — вожатые отрядов, старшие вожатые лагеря или председатели совета дружины. Представить к награде мог совет дружины после голосования.

Параллельно со знаком выдавали удостоверение, в котором были внесены ФИО пионера. Таким образом юных натуралистов стимулировали к дальнейшим свершениям и отмечали их особые успехи.

Рысь: описание и фото. Как выглядит животное?

Описание

Сорт яблони Юный натуралист относится к промышленным сортам со средне-осенним сроком созревания плодов.

К его достоинствам относится:

  • Высокая устойчивость к парше;
  • Хорошая зимостойкость;
  • Раннее плодоношение – на 3-4 год после посадки;
  • Высокая урожайность.

Из недостатков следует отметить периодическую урожайность, а также мельчание плодов при обильном плодоношении.

Важно! Яблоня самобесплодна, поэтому нуждается в опылителях. Наиболее подходят для этого сорта деревьев осеннего и зимнего срока созревания.. В умеренной климатической зоне яблоня начинает цвести в середине мая — начале июня

В умеренной климатической зоне яблоня начинает цвести в середине мая — начале июня.

Сбор плодов начинается во второй половине сентября. Урожайность молодых деревьев средняя. Взрослое дерево может давать до 100 кг фруктов.

Плоды кисло-сладкого вкуса с сочной мякотью средней плотности. Дегустационная оценка – 4,6 балла.

В прохладном помещении яблоки хранятся до декабря. Фрукты хорошо переносят транспортировку, пригодны к технической переработке. Их употребляют в свежем виде, готовят соки, повидло, а также сухофрукты.

Плоды яблони.

Создание юннатского движения

Юные натуралисты стали появляться после революции 1917 года. В ноябре нарком просвещения постановил, что пора развивать внешкольное образование на государственном уровне — создали соответствующий отдел в комиссариате. Уже с 1918-го начинает действовать первая в государстве Станция юных любителей природы.

Она родилась благодаря стараниям двух выдающихся мужчин — биолога Бориса Всесвятского и детского врача Ивана Русакова. Их молодая организация с 1920 года была переименована в Биологическую станцию юных натуралистов. Так появилось первое в истории советской страны госучреждение, занятое внешкольной работой с детьми.

Юннаты наблюдают за рассадой / Фото: Фотохроника ТАСС

Борис Всесвятский принялся организовывать в московских Сокольниках Центральную станцию юных натуралистов. Она разместилась в окружении лесного массива и предназначалась для городских детей. В мае того же года начали объявлять о наборе учеников-практикантов.

Подразумевалось на бесплатной основе брать рабочую молодежь, а также школьников. Ребят брали не младше 10 лет. В объявлении написали, что на станции они займутся наблюдениями за жизнью птиц и насекомых, рыб и зверей, опытами с растениями, коллекционированием образцов флоры и пр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Like children
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: