Анималистический жанр. от древних времен до xxi века

Образы животных в искусстве. анималистический жанр в изобразительном искусстве образ животных в произведениях искусства

Живописцы Европы и мира

Известный немец Альбрехт Дюрер
, творивший в эпоху Возрождения, оставил многочисленные акварели и литографии, довольно реалистично передающие образы животных («Лев», «Кролик», «Аист»
и другие).

Поистине выдающимся анималистом считается фламандец Франс Снайдерс (XVI-XVII вв.). Его натюрморты с охотничьими трофеями — настоящие шедевры, украшающие многочисленные галереи и выставочные залы Европы. Одни из наиболее популярных картин художника — «Оленья охота», а также «Лиса и кошка».

Анималистика не была в то время популярным жанром живописи, однако буржуа любили заказывать картины с изображениями лошадей и других домашних животных. На портретах людей в стиле барокко часто присутствовали образы птиц и зверей.

Также невозможно не вспомнить одного из сильнейших художников анималистов XX века — канадца Роберта Бейтмана. Его зубры, слоны, львы, олени и леопарды смотрят на зрителя из окошка живой природы, приоткрытого на полотне мастера.

Европа XIX-XX века

В XIX столетии животных стали изображать несколько по-другому. Особенно это заметно в викторианскую эпоху, когда была сильна тяга общества ко всему милому и декоративному.

Именно тогда зародился тренд на изображение милых котиков. Да-да, такими прекрасными созданиями и тогда любовались. А не только в эру Ютуб и ТикТок.

Генриетта Роннер-Книп. Любители сыра. 1880-е. Частная коллекция. Artchive.ru.

Генриетта Роннер-Книп начинала, как портретист питомцев знати. Но в первую очередь ее знают по бесчисленным картинам с котами. Ей удавалось изображать этих животных невероятно красивыми. 

Более того, Роннер-Книп писала их в стиле импрессионизма. Использовала вибрирующие быстро наложенные мазки, тем самым создавая иллюзию шевеления шерсти и усов. 

Также она словно заставала их врасплох. Кошка с котятами как будто ещё не успели сообразить, что их планы по краже сыра уже раскрыты. Такой приём «быстрого кадра» также использовали импрессионисты. 

Коты в стиле импрессионизма – это безусловно эстетическое удовольствие, которое и прославило Генриетту.

Луис Уэйн тоже специализировался на изображении кошек. Но есть одно принципиальное отличие от работ Роннер-Книп. Его коты обладают антропорфными чертами. То есть художник наделял их человеческими мимикой и позами. Он использовал образ животного для того, чтобы нам наблюдать за собой.

Луис Уэйн. Кошкин экспресс. 1910. Иллюстрация в книге. Частная коллекция.

Уэйн провёл свои последние годы жизни в психиатрической клинике с диагнозом шизофрении. При этом заболевании страдает восприятие: человек теряет способность выделить главное среди второстепенного.

Поэтому сначала он создавал для своих кошек сложнейшие узоры в качестве фона. И однажды этот фон его кошек поглотил. 

Звездный конь Буцефал

Буцефал, несомненно, самый
известный конь в истории. Создавая неразделимую пару с Александром Великим,
этот исключительный компаньон путешествовал с завоевателем из Европы в Азию,
участвуя во всех экспедициях и битвах в течение почти 20 лет. Описанный, как
сильный конь с несравненным интеллектом, он появляется на Александрийской
мозаике. Бесценная работа, обнаруженная при раскопках Помпеи в 1831 году,
первоначально создана в Египте. Этот гигантский мозаичный пол (18 кв.м.)
представляет битву между Александром Великим и Дарием III, королем Персии.

Помимо этой мозаики,
Буцефал затем возникал и на других изображениях, включая саркофаг его
наездника, гравюры, картины и даже литографию, написанную Сальвадором Дали.

Античный мир

Когда были обнаружены Помпеи и другие древние города, погребённые под пеплом вулкана Везувия, на стенах и на полу домов обнаружили необычные изображения.

Неизвестный художник. Сторожевой пёс. II век до нашей эры. Дом трагического поэта в Помпеях. Wikimedia Commons.

Древние римляне относились к собакам так же, как и мы. Они часто сторожили дома. Вот и здесь разозленный пёс готов наброситься на непрошеного гостя.

Обратите внимание, как реалистично переданы эмоции собаки. Также художник постарался изобразить собаку объемной

Для этого даже создал тень от передних лап.

Подобные изображения из Помпей также отличаются реалистичностью. Но созданы они не с помощью охры и угля. Это мозаичная техника. 

Но ещё больше поражает, как реалистично древние римляне изображали не только домашних, но и диких животных. 

Неизвестный мастер. Морские существа. I век нашей эры. Происхождение: Помпеи. Национальный музей в Неаполе.

Вот на этой мозаике мы видим различных обитателей морей. Сначала можно подумать, что это страница из энциклопедии. Настолько тщательно изображены все детали. Но эта «энциклопедия» на самом деле создана 2000 лет назад!

Интересно, Пикассо видел эти мозаики? Вот я бы не сказала, что после бизонов пещеры Альтамира дальше — только упадок.

Но упадок все же случился. Техники реалистичного изображения были на некоторое время утрачены в последующую эпоху.

Русский анималистический жанр в XIX-XX веках

В России были художники, которым очень хорошо давались изображения животных. Как, например, Константину Савицкому. Именно поэтому Иван Шишкин пригласил его написать мишек на знаменитой картине «Утро в сосновом лесу».

Однако сам Савицкий редко изображал картины анималистического жанра. Особо не было спроса на подобные работы.

Поэтому он создавал картины смешанного жанра. 

Константин Савицкий. Дети с курами. 1872. Частная коллекция.

На этой картине изображены дети, которые кормят цыплят и кур. Кстати, помимо них художник ещё и кошку изобразил. Нашли ее?

Итак, это бытовой жанр с использованием анималистики.

А вот чистый жанр начинает развиваться только к концу XIX века. При этом анималистика совершила шаг вперёд. 

Художники стали изображать животных в их естественной среде обитания. Но не для красоты. А чтобы лучше раскрыть особенности животного. Так появились «Лоси» Алексея Степанова.

Алексей Степанов. Лоси. 1889. Третьяковская галерея.

Такие работы в дальнейшем способствовали развитию книжных и энциклопедических иллюстраций. Так, в начале XX века Дарвиновский музей в Москве принял на работу художника Василия Ватагина. 

Во время работы в музее он создал более 400 живописных картин анималистического жанра. Не считая бесчисленное количество рисунков для энциклопедий.

Василий Ватагин. Буйвол и цапли. 1920. Ватман, масло. Дарвиновский музей, Москва. Izocenter.ru.

Именно к таким изображениям животных мы с Вами и привыкли. К натуралистичному рисунку млекопитающего, птицы или насекомого в своей естественной среде обитания.

Анималистический жанр в скульптуре

Изображения животных в скульптуре очень популярны по всему миру. От «Капитолийской волчицы» и «Брауншвейгского льва» до «Медного всадника» и «Берлинского медведя» — скульптуры животных часто становятся символами городов и исторических событий.

Особенно среди скульпторов-анималистов выделяется Антуан-Луи Бари, творивший в эпоху романтизма. Его скульптуры отличаются характерными для романтиков драматизмом и энергетикой. Бари, однако, был необычайно талантливым скульптором, подробно изучавшим анатомию и пластику животных. По его словам, изображение животного в движении требует особенной наблюдательности, потому что одной анатомии тут недостаточно. Каждое животное обладает своей пластикой, манерой движения и характерными повадками, которые необходимо уловить, чтобы изображение получилось естественным.

Живописцы Европы и мира

Известный немец Альбрехт Дюрер
, творивший в эпоху Возрождения, оставил многочисленные акварели и литографии, довольно реалистично передающие образы животных («Лев», «Кролик», «Аист»
и другие).

Поистине выдающимся анималистом считается фламандец Франс Снайдерс (XVI-XVII вв.). Его натюрморты с охотничьими трофеями — настоящие шедевры, украшающие многочисленные галереи и выставочные залы Европы. Одни из наиболее популярных картин художника — «Оленья охота», а также «Лиса и кошка».

Анималистика не была в то время популярным жанром живописи, однако буржуа любили заказывать картины с изображениями лошадей и других домашних животных. На портретах людей в стиле барокко часто присутствовали образы птиц и зверей.

Также невозможно не вспомнить одного из сильнейших художников анималистов XX века — канадца Роберта Бейтмана. Его зубры, слоны, львы, олени и леопарды смотрят на зрителя из окошка живой природы, приоткрытого на полотне мастера.

Анималистический жанр: художники

Первыми представителями анималистического жанра в искусстве являются китайский художник И Юаньцзи (начало XI века), прославившийся изображением обезьян, и китайский император Сюаньдэ из (середина XV), который в качестве хобби рисовал обезьян и собак.

В Европе эпохи Возрождения анималистический жанр развил один из величайших представителей Северного Ренессанса Альбрехт Дюрер. В то время как его современники писали религиозные сюжеты, Дюрер активно изучал флору и фауну; его акварели, рисунки и литографии говорят о том, что одного из столпов искусства Возрождения интересовал анималистический жанр. Картины известных художников того времени нечасто отходили от принятых норм живописи, однако даже на полотнах Леонардо и Рафаэля, пусть редко, все же фигурируют животные и птицы.

Самым выдающимся и знаменитым художником-анималистом является фламандский живописец Франс Снайдерс. Он особенно прославился своими натюрмортами с охотничьими трофеями.

Русские художники

Россия открыла миру немало великих анималистов. Василий Ватагин
посвятил свою жизнь изучению повадок и пластики животных. Его работы в графике, акварели и карандаше настолько пронзительны, что чувствуешь на себе дыхание и взгляд животного. Прекрасные примеры работ в анималистическом жанре Серова — «Купание коня»
и «Волы»
.

Еще один непревзойденный мастер русской анималистики — Константин Савицкий. Это его знаменитые мишки попали на картину Шишкина «Утро в сосновом бору». Евгений Чарушин, Константин Флеров, Андрей Марц — представители советcкого периода в развитии направления.

Анималистическая живопись в современном мире очень близка к искусству фотографии. Тонкое мастерство и большая любовь к живым существам требуется для создания таких шедевров. Художники будто стучатся в человеческое сердце с просьбой: «Берегите этот мир природы, он уходит от нас».

В изобразительном искусстве является, пожалуй, самым древним в истории. Наши предки на стенах своих пещер острыми камнями выскабливали именно изображения животных. Доказательством тому служит во Франции.

С тех пор прошло много веков. Живопись, рисунок и скульптура обзавелись богатой историей, а анималистический жанр — картины известных художников тому свидетельство — стал менее популярен. Однако, несмотря на появление новых объектов изображения, таких как люди, архитектура, пейзажи и многое другое, анимализм не перестал пользоваться спросом как среди художников, так и среди любителей искусства.

Известные картины овец

Овцы веками были частью сельской жизни и пасторальных сцен, а это значит, что таких картин довольно много. Поставьте себя на место (неудобного) начинающего художника 1800-х годов; Вы можете себе представить, что было бы легче найти овцу, чем слона или тигра. Следовательно, у нас есть сотни известных картин с изображением овец на выбор. Остановимся на трех самых известных.

Агнус Деи — Франсиско де Сурбаран

Овцы, особенно ягнята, также несут значительный религиозный подтекст и символизм. Христа часто представляют в виде агнца; во многих случаях, как этот, жертвенный агнец, представляющий жертву Бога, чтобы спасти мир от греха. Вместо того, чтобы буквально изображать Христа на кресте, изображение ягненка передает религиозное послание художника более символическим образом.Этот бедный мериносовый ягненок, скованный в безошибочно жертвенной позе, является одним из самых известных изображений животных в мире. коллекция прославленного музея Прадо, и сочетает в себе техническое мастерство с настоящим эмоциональным воздействием. Несмотря на сравнительное отсутствие религиозных образов и символики в других изображениях (некоторые версии Agnus Dei иметь буквальный нимб над ягненком), натюрмортный подход Франсиско де Сурбарана приводит к невероятно мощному изображению.

Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид

Гентский алтарь — Юбер и Ян ван Эйки

Поклонение Мистического Агнца, также известный как Гентский алтарь, является еще одним примером изображения Агнус Деи и одним из самых известных в мире изображений животных — по совершенно неправильным причинам. Он имеет сомнительную репутацию самого украденного произведения искусства в мире, неоднократно был чрезвычайно близок к уничтожению и был в самом центре списка художественных желаний нацистского режима во время грабежа произведений искусства во время Второй мировой войны.Гентский алтарь — это, конечно, гораздо больше, чем просто изображение животных. Он включает в себя всестороннее изображение самых влиятельных фигур христианства, а изображение агнца — в более широком контексте всего запрестольного образа — довольно крошечная фигура. Но, как следует из названия, ягненок находится в самом сердце этой картины, которая остается в соборе Святого Бавона в Генте.

Местонахождение: Собор Святого Бавона, Гент

Пастушка со стадом — Жан-Франсуа Милле

Эта знаменитая картина с овцами, представленная в Парижском салоне 1864 года и получившая широкое признание, передает ощущение умиротворения, умиротворения и, возможно, легкий оттенок меланхолии. Молодая пастушка, возможно, основанная на дочери художника, стоит перед своей паствой в тихую и уединенную минуту.В отличие от двух предыдущих картин, Милле не так заботился об овце или ягненке, действующих как фигура Agnus Dei, а вместо этого сосредоточился на возвышении повседневных сцен сельской жизни, придавая пасторальным сценам достоинство и благородство. Похоже, что художник уже несколько лет думает об овце, заявляя, что идея этой картины «овладела им», вынуждая его создать образ. Теперь это часть знаменитая коллекция картин Орсе, рядом с другими шедеврами.

Местонахождение: Музей Орсе, Париж

История анималистического жанра

Изображение животных — самый древний пыл к которому не угасал вплоть до Ренессанса и централизации фокуса на человеке с его классическими идеалами. Примечательно, что и в эпоху классицизма животные изображались на вазах, мозаиках и фресках с завидной регулярностью.

Наши ранние предки, выскабливая на каменных стенах своих грубых жилищ фигуры тех животных, на которых охотились, и тех, от кого убегали, стремились систематизировать жизнь и окружающую среду, обучить потомков, отдать дань уважения природе. Стоит отметить, что фигуры животных часто были изображены гораздо более детально, нежели фигуры людей-охотников. Этот ранний анимализм принято называть животным стилем.

Позднее в культуре древнего Египта, Месопотамии, Индии и других регионов популярно было изображать божеств в форме животных либо обожествлять самих представителей фауны. Таким образом изображения животных оказывались на предметах культа, стенах гробниц и драгоценностях.

Как ни странно, анималистический жанр в изобразительном искусстве стал принимать современные черты именно в период Возрождения — эпоху, когда живопись была преимущественно религиозной. Хотя стоит отметить, что большинство жанров оформилось благодаря Ренессансу.

История анималистического жанра

Изображение животных — самый древний пыл к которому не угасал вплоть до Ренессанса и централизации фокуса на человеке с его классическими идеалами. Примечательно, что и в эпоху классицизма животные изображались на вазах, мозаиках и фресках с завидной регулярностью.

Наши ранние предки, выскабливая на каменных стенах своих грубых жилищ фигуры тех животных, на которых охотились, и тех, от кого убегали, стремились систематизировать жизнь и окружающую среду, обучить потомков, отдать дань уважения природе. Стоит отметить, что фигуры животных часто были изображены гораздо более детально, нежели фигуры людей-охотников. Этот ранний анимализм принято называть животным стилем.

Позднее в культуре древнего Египта, Месопотамии, Индии и других регионов популярно было изображать божеств в форме животных либо обожествлять самих представителей фауны. Таким образом изображения животных оказывались на предметах культа, стенах гробниц и драгоценностях.

Как ни странно, анималистический жанр в изобразительном искусстве стал принимать современные черты именно в период Возрождения — эпоху, когда живопись была преимущественно религиозной. Хотя стоит отметить, что большинство жанров оформилось благодаря Ренессансу.

Анималистический жанр: художники

Первыми представителями анималистического жанра в искусстве являются китайский художник И Юаньцзи (начало XI века), прославившийся изображением обезьян, и китайский император Сюаньдэ из (середина XV), который в качестве хобби рисовал обезьян и собак.

В Европе эпохи Возрождения анималистический жанр развил один из величайших представителей Северного Ренессанса Альбрехт Дюрер. В то время как его современники писали религиозные сюжеты, Дюрер активно изучал флору и фауну; его акварели, рисунки и литографии говорят о том, что одного из столпов искусства Возрождения интересовал анималистический жанр. Картины известных художников того времени нечасто отходили от принятых норм живописи, однако даже на полотнах Леонардо и Рафаэля, пусть редко, все же фигурируют животные и птицы.

Самым выдающимся и знаменитым художником-анималистом является фламандский живописец Франс Снайдерс. Он особенно прославился своими натюрмортами с охотничьими трофеями.

Известные картины тигров

Загадочная и опасная привлекательность тигра, а также его яркий цветовой рисунок делают его неизменным фаворитом художников, которые хотят создать интуитивный образ

Неважно, свирепо ревут они или зловеще прячутся на заднем плане, тигры — невероятно популярный выбор сюжетов для известных картин с изображением животных. Вот три лучших

Тигр во время тропической бури — Анри Руссо

Анри Руссо неравнодушен к тиграм. Фактически было сказано (нами только что), что он был постимпрессионистским эквивалентом Джо Экзотика 19 века. Этот поразительный пример его работы изображает тигра, который собирается наброситься на свою ничего не подозревающую жертву посреди ужасной грозы. Это так же круто, как кажется.Сам Руссо — во многом как Джо Экзотик — был чем-то вроде загадки и, кажется, по крайней мере терпел (если не пропагандировал) идею о том, что он лично встречался с тигром в джунглях, по крайней мере, однажды во время своего пребывания в Мексике. Скорее всего, он видел версию тигра с таксидермисом в Саду растений или просто повторно использовал мотив, который он нашел в предыдущей работе Эжена Делакруа.Работы Руссо (в том числе его знаменитые картины с изображением тигров), в основном высмеиваемые критиками при его жизни, завоевали поклонников, включая Пикассо, Матисса и Тулуз-Лотрека. Следует также сказать, что, несмотря на свою любовь к тиграм, считается, что художник никогда не покидал Францию.

Местонахождение: Национальная галерея, Лондон

Тигр — Франц Марк

Франц Марк в значительной степени неизвестен широкой публике по сравнению с его коллегами-кубистами, такими как Пикассо, но его Tiger дает вам довольно четкое представление о том, что это за стиль. Деконструкция тигра Марком использует смелые основные цвета с толстыми черными линиями, которые создают ощущение зловещего напряжения и надвигающейся гибели (другими словами, смерть от нападения тигра).Все отдельные части тигра присутствуют, но имеют зубчатые асимметричные формы, и это более абстрактное изображение животного столь же впечатляюще, как и фотореалистичное изображение. Марк также известен другими известными изображениями животных, которые немного более нежны, чем этот грозный зверь (подумайте о таких названиях, как Кот на желтой подушке), но эта версия тигра, возможно, является его самой знаковой работой.

Местонахождение: Ленбаххаус, Мюнхен

Победа или поражение — Ху Заобинь

Если вы увлекаетесь китайским искусством 20-го века, вы, возможно, задавались вопросом, почему мы не приехали сюда раньше. Ху Заобинь очень специализировался на тиграх, усовершенствовав свое ремесло как в своем родном Китае, так и в Киотском муниципальном художественном институте в Японии. В отличие от Руссо, Ху действительно отправился в путешествие по Юго-Восточной Азии, сделав по пути много фотографий, которые послужат ориентирами для его более поздних работ. Хотя он умер от болезни в молодом возрасте 46 лет, после многочисленных политических конфликтов и попыток бежать в безопасное место во время Второй мировой войны, в творчестве Ху есть некоторые из самых известных существующих картин с изображением тигров. Победа или поражение это лишь одно из многих знаковых и влиятельных изображений. Если вам интересно, кто заложил основу татуировки больного тигра вашего кузена Чада, возможно, вы можете проследить художественную родословную вплоть до этого человека.Местонахождение: Музей искусств Макао, Макао

Анималистический жанр в изобразительном искусстве: картины, изображающие животный мир

Анимализм — это изображение животных на предметах искусства. Этот жанр не ограничен рисунком и живописью, а активно применяется в ряде других видов искусства. Многие художники и критики считают анимализм самым универсальным в мире жанром, поскольку изображения животных свойственны людям всех эпох и культур.

Изображения животных свойственны и произведениям искусства, созданным в другом жанре. Например, знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Шишкин — величайший из пейзажистов в истории русского искусства, и «Утро в сосновом лесу», без сомнения, является пейзажем, но с элементами анималистического жанра. Стоит отметить, что Шишкин не писал своих знаменитых мишек, они были выполнены художником-анималистом Константином Савицким.

Такая практика была необыкновенно популярна среди анималистов. Например, Франс Снайдерс — один из самых знаменитых художников анималистического жанра — часто рисовал животных на картинах Рубенса. Примечательно, что не все художники, даже самые знаменитые, могли справиться с изображением животных и птиц.

Носорог Дюрера

Носорог Альбрехта Дюрера
оставил значительный отпечаток в истории искусства. Немецкий математик,
писатель и художник эпохи Возрождения никогда не видел своими глазами животное,
которое он изобразил лишь, используя описания очевидцев. Его близкая к
реальности гравюра на дереве на самом деле является химерой: он добавляет на
шею главную «особенность» единорога, рисует кожу носорога как пластинки панциря
ракообразных, кожа ног животного напоминает кожу рептилии, а хвост зверю он
добавляет от слона. Однако гравюра Дюрера была настолько успешной в Европе, что
почти 5000 экземпляров этого изображения разошлись в течение его жизни. Влияние
работы Дюрера переросло в века и очаровывало многих художников.

XXI век

Роберт Бейтман. Возвращение – пара белоголовых орланов. 2001. Частная коллекция. Thenarwhal.ca.

Наверняка Вы подумали, что это фотография. Но нет. Это картина.

Один художник добился в анималистическом жанре просто невероятного мастерства. Роберт Бейтман (1930 г.р.)

Работает он в стиле гиперреализма. Теперь животные стали выглядеть так, как будто Вы их видите перед собой.

Обратите внимание ещё на одну особенность. Самец белоголового орлана возвращается в гнездо без рыбы. . Рыболовная промышленность уничтожает огромное количество сельди и лосося, главной еды этих птиц

И вполне возможно, что однажды эти орланы исчезнут

Рыболовная промышленность уничтожает огромное количество сельди и лосося, главной еды этих птиц. И вполне возможно, что однажды эти орланы исчезнут.

Тем самым художник поднимает вопрос пагубного влияния человека на диких животных и нашей ответственности за это.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Like children
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: