Презентация на тему животные в русских народных сказках-образы и прототипы

Описание героев русских народных сказок читать - сказачок

Сорока

Эта яркая и необычная птица — нередкий персонаж русских сказок. Обычно она предстает перед читателем в образе говорливой бабушки, которая спешит разнести сплетни по всему лесу. Оказывается, этому факту есть свое «природное» объяснение. При виде охотников, пожаловавших в лес, взволнованный крик сороки, напоминающий звук трещотки, разносится по всему лесу, предупреждая об опасности не только птиц, но и всех остальных лесных жителей.

В русских народных сказках нередко фигурируют животные. Наиболее частыми персонажами являются лесные звери, домашние животные встречаются реже, да и то лишь во второстепенных ролях. Однако, реальные животные не всегда обладают теми чертами, которые были им дарованы в сказках. Скорее всего, эти образы служат людям для того, чтобы рассказать детям о человеческом мире и взаимоотношениях между людьми, наделенными теми или иными качествами. Животные же случат людям собирательными образами для упрощения описания персонажей.

Александра Ленарская

Названия сказок, в которых животные или предметы помогают людям?

Таких сказок, в которых животные или предметы помогают людям, довольно много. Как в русских сказках, так и в зарубежных. Постараюсь привести некоторые примеры. Например, это сказка «Кот в сапогах». Благодаря умному коту в этой сказке, бедный хозяин кота стал жить во дворце, обрёл титул, и женился на красавице.

«Гуси-лебеди»: сестрице в поисках брата помогает волшебная печка.

В сказке «Карлик Нос» главному герою помогают сапоги-скороходы.

Животные-помощники «живут» в сказках «Кот в сапогах» (кот), «Иван-царевич и Серый волк» (волк), «Конек-горбунок» (собственно, конек), «Крошечка-Хаврошечка­ » (корова), «Золотая рыбка» (рыбка), «По щучьему велению» (щука).

В «Золушке» вообще все интересно: главной героине помогают и предметы (например, тыква-карета), животные (например, мышки, по-моему, превратились в лошадей).

Самой первой на ум пришла сказа «Репка», в которой животные собака, кошка и мышка помогали дедушке с бабушкой вытянуть из земли репку.

Хотя. клубочек всегда покажет дорогу добру молодцу и зеркальце всегда расскажет правду красной девице.

Таких сказок очень много, назову несколько из них.

Из сказок, где помогали волшебные предметы, я вспомнила «Горшочек каши», где волшебный горшочек варил кашу и дочка с мамой, которые до этого жили очень бедно, всегда были сыты.

В сказке «Гуси-лебеди» Машеньке найти братца помогали Печь, Яблоня и Ручей.

В сказке «Царевна лягушка» Ивану царевичу найти свою Василису Прекрасную помогали волчица, сокол, щука.

Прекрасные мультфильмы сняты по мотивам этих сказок!

Я вспомнила сказку «Крошечка-Хаврошечка­ » там бедно девочке помогала коровушка.

В сказке «Горшочек каши» маме и дочке волшебный горшочек помогал, они их кормил кашей.

В сказке «По щучьему велению» главному герою помогает волшебная щука, она выполняет его любые желания.

Сказок, в которых животные помогают людям очень много.

сразу вспомнилась сказка «Крощечка-Хаврошечка­ «, которая была опекаема коровой, в сказке «Конек-Горбунок» маленький неказистый конь становится настоящим другом и помощником.

Есть замечательная сказка, автором которой является Астрид Линдгрен и называется она «Веселая кукушка».

Это сказка о кукушке, которая жила в настенных часах.

кукушка оживала и веселила брата и сестру, а также помогла им с получением новогодних подарков.

Сказка «Старый уличный фонарь» автора Ганса Христиана Андерсена также рассказывает о фонаре, который верой и правдой служил людям.

Давайте вспомним и карету, которая была получена из тыквы. Карета помогала Золушке и служила ей транспортным средством.

Двойственность волка

Если в сказках о животных образ волка более или менее однозначен – жестокий, но не наделенный умом разбойник, то в сказках о людях волк нередко выступает в качестве волшебного помощника. Именно о таком сказочном волке упоминает А.С.Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»:

«В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит».

В сказке «Иван-царевич и серый волк» именно волк приходит на помощь герою, и здесь его уже никак нельзя назвать отрицательным персонажем.

Двойственность фольклорного образа волка становится еще более очевидной, если выйти за пределы собственно сказки и взглянуть на образ в более широком мифологическом контексте.

Примечательна в этом плане знаменитая тетрадь новгородского Онфима, приоткрывшая завесу тайны над внутренним миром ребенка из средневековой Руси. Рисунки в этой тетради воплощают обычные мальчишеские мечты о подвигах и воинской славе. Но один рисунок вызывает недоумение: четвероногое существо, в котором угадывается волк, а рядом надпись – «я зверь». Если мальчик отождествлял себя с волком-оборотнем, значит, этот персонаж не был отрицательным в его глазах.

В «Слове о полку Игореве» упоминается Всеслав, князь Полоцкий, который «в ночи волком рыскал». Вряд ли это образное литературное выражение: летописи упоминают, что этого князя «мать родила от волхования», и автор «Слова…» вполне мог приписать такому человеку оборотничество.

Оборотень – это существо, принадлежащее одновременно и миру людей, и миру дикой природы, который для древнего человека отождествлялся с миром потусторонним. Волк, как уже говорилось, в силу особой своей «чуждости» человеку, является идеальным выражением этого мира. Именно его облик надо принять, чтобы стать сопричастным потустороннему миру. Поэтому оборотничество (изначально – разновидность магической практики) связывается с волчьим обликом.

Так волк превращается в посредника между миром людей и потусторонним миром. Такой посредник необходим человеку, отправляющемуся в «потусторонний мир» для обряда посвящения. От этого обряда происходят многие сказочные мотивы, в том числе – мотив «трудных заданий». В этом свете становится понятным происхождение сказочного волка-волшебного помощника.

К обряду посвящения может восходить и сюжет о волке, проглатывающем героев сказки. Как известно, проглоченные волком козлята в финале благополучно возвращаются к своей матери-козе. И это вовсе не фальшивый «счастливый конец», приклеенный к сказке, чтобы дети не плакали. Подростки, отправлявшиеся в «царство мертвых» для обряда посвящения, тоже в большинстве случаев счастливо возвращались в селение. У многих примитивных народов этнографы наблюдали хижины, где проходил обряд, построенный в виде головы животного. Это животное как бы «проглатывало» посвящаемых. Вероятно, подобные обычаи существовали и у праславянских народов. Волк, проглатывающий, а затем отпускающий героев сказки – отдаленный отголосок таких обычаев.

Волк в русских сказках и в русском фольклоре вообще – персонаж двойственный, которого нельзя однозначно назвать ни положительным, ни отрицательным. Эта двойственность связана с древностью образа, уходящего корнями в языческие времена.

Волк как отрицательный персонаж

В сказках о животных волк чаще всего предстает существом агрессивным, опасным – сущим разбойником, которого следует опасаться. Один из самых известных примеров такого рода – сказка «Волк и », известная не только в русской традиции. Встреча с таким персонажем не сулит ничего хорошего даже человеку. Не случайно в сюжете о Красной Шапочке, тоже взятом Ш.Перро из европейского фольклора, именно волк становится врагом главной героини.

Если волка и удается победить, то делается это не силой, а хитростью. Чаще всего это делает лиса, которой традиционно приписывается данное качество. Тем самым утверждается, что победить силу силой, агрессию агрессией невозможно.

Такое восприятие волка неудивительно. Страх перед этими животными возник задолго до появления скотоводства, для которого они стали «врагами №1». Ничего иррационального в этом страже не было: волк – хищник, вполне способный загрызть человека.

Страх усугублялся ночным образом жизни волков. Ночь всегда пугала людей. В темноте плохо работает зрение – главный человеческий «поставщик информации», человек становится беззащитным. Ночные животные, хорошо ориентирующиеся в чужой и опасной для человека среде, никогда не внушали людям доверия. В особенности это относилось к опасным хищникам, у которых ночью было преимущество перед человеком.

Демонизация волка усугублялась бинарной оппозицией «свой-чужой». До возникновения скотоводства любое животное было с точки зрения человека «чужим». Но если олень, например, был в определенной степени «своим» потому, что его можно съесть, то волк источником пищи не был. Древние люди не знали, что – санитары леса, а о том, что волчонка можно приручить, вырастить и использовать на охоте, догадались далеко не сразу. Никакой практической пользы от волков они не видели, поэтому волки в их глазах были абсолютно чуждыми человеческому миру. Чужой – значит, враг.

Но, как это ни парадоксально, не всегда волк предстает в сказках отрицательным персонажем. И даже такие знакомые с детства сюжеты, как «Волк и козлят» и «Красная шапочка», не столь однозначны, как может показаться.

Предисловие

Согласно представлениям древних славян, животные занимают срединную, центральную сферу мироздания, так же, как люди. Они максимально близки людям, более того, являются тотемными предками, поэтому чаще всего выступают в качестве помощников. Однако, в отличие от людей, многие волшебные животные обладают свойствами птиц, а другие способны спускаться в подземное царство. При необходимости попасть в высшую или низшую сферу мироздания герой прибегает к помощи животных. Чаще всего выступает в роли помощника. Он обладает умением говорить, необычайной силой и волшебными свойствами, может передвигаться с необыкновенной скоростью даже по воздуху, помогает герою победить змея. Он мудрый, вещий, он верный друг и советчик героя.

Конь — детище и Белбога (стихии света) и Чернобога (стихии мрака), причем доброму богу посвящался белый конь, а злому — черный. Подобно этому и смена дня ночью представлялась воображению язычников бегом-состязанием двух коней.

Позже белые кони передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-громовнику (сначала Перуну, потом Святовиду и, наконец, Светловиду-Яриле), черные же становятся собственностью Стрибога и всех буйных ветров, Стрибожьих внуков.

Среди других коней выделяется Сивка-Бурка. Его масть не случайна: у богатырей былинный конь тоже бурого цвета (родственно словам >, >). Это полуконь-получеловек: он понимает речь людей и деяния высших сил, выступает как орудие судьбы героя, изменяя его облик, помогая ему сделаться богатырем, красавцем и совершить великие деяния. Он и сам говорит человеческим голосом и выступает всегда на стороне добра.

Самые распространённые волшебные помощники — конь, медведь, волк, корова, ворон, орёл, волшебные птицы, а также щука.

Эти животные обладают сходными функциями:

1) могут разговаривать;

2) очень быстро передвигаются по земле и по небу, переносят героя в высший или низший мир;

3) могут превращаться в людей и превращать героя в животное;

4) помогают герою достичь цели, наделяя волшебными предметами или выполняя часть работы.

Несомненна связь практически всех этих образов с культом почитания тотемных предков. Многие связаны с представлениями о том, что после смерти душа человека превращается в птицу или другим способом должна достигнуть потустороннего мира.

Животные-помощники служат главным богам славянского пантеона: Перуну, Велесу, Стрибогу, Даждьбогу, Макоши. Большинство животных — помощников связаны как с богами солнечного цикла, так и с богами подземного мира и олицетворяют мысль о том, что всё в природе взаимосвязано.

В русских волшебных сказках рак также помогает герою.

Есть замечание о том, что рак связан с образом Рады, дочери Владычицы Моря, к которой сватается Морской Змей (Тритон). Кроме того, раки упоминаются как слуги Морского Царя.

Примеры английских сказок про животных

Интересно произведение «Кошачий король». Оно повествует о двух братьях, живших в лесу с собакой и черным котом. Один брат однажды задержался на охоте. По возвращению он начал рассказывать чудеса. Говорит, что видел похороны. Множество котов несли гробик с изображенной короной и скипетром. Вдруг черный кот, лежащий у ног, поднял голову и вскрикнул: «Старый Питер умер! Я — кошачий король!». После этого прыгнул в камин. Больше его никто не видел.

В пример приведем комичную сказку «Вилли и поросенок». Один хозяин доверил своему глуповатому слуге отнести поросенка его другу. Однако друзья Вилли уговорили его зайти в трактир, и пока он выпивал, они в шутку подменили поросенка на собаку. Вилли подумал, что это шутка дьявола.

Сказка о том, как подружились растения и животные

Елена Сорокина

Сказка о том, как подружились растения и животные

Ты конечно знаешь, что все живые существа на нашей планете разделяются на три царства — животные, растения, грибы. Растения, используя силу солнца из углекислого газа и воды создают пищу, а животные и грибы эту пищу поедают. Кроме того, растения выделяя кислород и поглощая углекислый газ, очищают воздух.

Сейчас я расскажу тебе, как растения научились использовать силу солнца. Когда — то, давным — давно большинство растений на Земле были маленькими и бедными.

В конце концов они решили обратиться за помощью к солнцу.

_ О солнце, помоги нам! — взмолились растения, воздвигая свои сухие ветки к солнцу. Солнце подумало и согласилось.

_ Хорошо — сказала она — Я дарую вам силу, но только с одним условием, вы будите очищать воздух, чтобы вашим друзьям — животным дышалось легко и свободно.

Большинство растений согласились и начали очищать воздух, который сразу стал чистым и прозрачным. Солнце тоже не осталось в долгу, оно даровало растением силу, чтобы они росли, цвели и плодоносили. Вскоре на поляне вырос огромный лес. Растения выросли, набрали сил, стали могучими и красивыми. Одни из них превратились в широкие раскидистые » ели, другие в тонкие березы, третьи — в мохнатые ярко — зеленые пальмы. Животным стало легче дышать. Мир стал еще прекраснее. А все благодаря солнцу. Способность растений с помощью Солнца создавать из углекислого газа и воды более сложные вещества, ученые стали называть фотосинтезом. Но не все растения послушались Солнце и стали очищать воздух.

_ Вот еще! — заносливо рассуждали некоторые из них.

_ Пусть работают другие, у нас и своих забот хватает.

_ Ах так! — рассердилось Солнце.

Тогда, неблагодарные создания, не видать вам ни силы, ни здоровья! Отныне вы навсегда останетесь маленькими, хилыми и бледными карликами!

И Солнце показало упрямые и глупые, создания во главе с бледной поганкой, лишило их способности к фотосинтезу.

Вскоре все стали называть их Грибами.

Наказанные Солнцем грибы грустно примостились под мрачными кронами деревьев. Сидя на мокрой, влажной земле, среди опавших листьев, они с завистью взирали на могучие стволы мощных зеленых чинар.

_ Такова, видно, наша судьба, — грустно вздохнула Бледная поганка.

_ Стойте! — воскликнул тут один из грибов — я, кажется придумал, как выйти из положения!

_ Расскажи, расскажи, нам! — столпились вокруг него грибы.

_ Раз знаешь, говори!

И гриб, самодовольно стал излагать им свой план. И в чем заключался этот необыкновенный план? Об этом и о многом другом ты узнаешь из следующих сказок.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Образы животных в украшениях предметов быта и построек
В древних орнаментах наряду с растениями часто

изображаются различные животные, такие как кони, олени, волки, а также птицы.Чудесные

образы различных животных встречаются в народной игрушке, в предметах быта, архитектуре, традиционной одежде.

Слайд 9Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар

Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее

горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её — в руках — получилась птичка, проткнул дырочки — запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Слайд 10Особенности филимоновской игрушки
Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник,

солдат с гусем, любота. 2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.3) птицы — петух, наседка, павлин, утка. 4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Слайд 11Почему филимоновские игрушки такие вытянутые? Оказывается все дело в природных

свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за

маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

Слайд 12Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но

и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный

белый цвет. Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов.

Слайд 13Каким узором украшены филимоновские игрушки? Полоски, точки, круги, овалы, звездочки,

треугольники. Круг — солнце, треугольник — земля, елочки — символ

растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Слайд 15 В русских деревнях до сих пор коньки украшают крыши, верхняя

прялках, веретёнах), на одежде.

являлся за красавицей (красавица символизировала солнце, луну, звёзды), его появление сопровождалось вихрями и грозой. В образе ворона, сокола или коршуна чаще всего изображались буря и вихрь.

И.Я.Билибин . Иллюстация к сказке «Марья Моревна»

Слайд 23 Коня в русских народных сказках, загадках и песнях часто сравнивали с птицей. Он также

олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением, — ветер, бурю, облака.

Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, златогривым.

И.Я. Билибин . Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»

Слайд 24 Культ волка очень древний. Волк — враг домашнего скота. Образ волка

служил символом тёмной тучи. Сложное и противоречивое отношение к этим хищникам сохранилось

в народных сказках: «…большой серый волк бросился на коня Ивана-царевича… разорвал коня надвое… и говорит: „Загрыз я твоего доброго коня, теперь послужу тебе верой и правдой“. Как помчится волк что есть духу. Долы и горы промеж ног пропускает, хвостом след заметает».

И.Я. Билибин. Иллюстрация к « Сказке об Иване- царевиче, жар-птице и сером волке»

Слайд 25 В русских сказках и былинах есть персонаж, олицетворяющий собой зло, —

Змей Горыныч. Сказочные змеи и драконы летают по небу и выдыхают из своей пасти

огонь, дым и вихри. Шипение этих сказочных существ сравнивали с шумом бури, считали, что свист их производит сокрушающее действие. Увидев поваленные деревья, люди говорили, что здесь прошёл дракон. «Заревел Тугарин-змей — и дрогнула вся дубрава!» — говорится в былине.

Заяц

«Зайчик-Побегайчик», «Зайчишка-Трусишка» или «Косой» — тоже очень распространенный герой русских сказок. Его главная черта — трусость. В некоторых сказках Заяц представлен как трусливый, но в то же время хвастливый, задиристый и глупый герой, а в каких-то — наоборот, как в меру осторожный и умный лесной зверь.

Например, в сказке «Зайчишка-Хвастунишка» или «У страха глаза велики», трусость Зайца высмеивается, главная идея этих сказок — нужно быть всегда смелым. В то же время, в сказке «Заюшкина избушка», Зайчик предстает перед нами положительным персонажем, который нуждается в поддержке и защите.

В реальной жизни, заяц, как и его «сказочный» персонаж, длинноух, быстр, проворен, осторожен и внимателен. Благодаря особому положению глаз, заяц может смотреть не только вперед, но и назад. Во время погони, заяц может «скосить» глаз, чтобы рассчитать расстояние до своего преследователя. За такую способность, заяц и был прозван Косым. Главный враг зайца, как и в сказках, — лиса.

Композиция

Большинство сказок написаны по одной системе. Она представляет собой следующую схему:

1) Зачин
. Здесь описывается место, где будут происходить события. Если о животных, то в зачине описание начнется с леса. Здесь же читатель или слушатель знакомится с основными героями.

2) Завязка
. На этой стадии сказки происходит главная интрига, которая превращается в начало сюжета. Допустим, у героя возникает проблема и он должен ее решить.

3) Кульминация
. Ее еще называют вершиной сказки. Чаще всего это середина произведения. Обстановка накаляется, происходят самые ответственные действия.

4) Развязка
. На этом моменте главный герой решает свою проблему. Все персонажи живут долго и счастливо (как правило, народные сказки имеют хорошую, добрую концовку).

По этой схеме строится большинство сказок. Ее же можно найти в авторских произведениях, только со значительными дополнениями.

Еж

Колючий Ежик — издавна предстает перед нами в образе доброго сообразительного старичка, умудренного жизнью. Несмотря на свой небольшой рост и маленькие ножки, он всегда выходит победителем благодаря своему неординарному уму и хитрости. Так, например, в сказке «Заяц и Еж», — ежик обхитрил и уморил бедного Зайца, с которым они якобы бежали наперегонки, а в сказке «Палочка-выручалочка», Ежик учил Зайца разным жизненным премудростям, объясняя, что для выживания нужно прежде всего думать головой.

В реальной жизни, Еж не отличается выдающимся умом, но и не глуп. При опасности, еж сворачивается в колючий клубок, что делает его недоступным для хищников, как и заявлено в сказках.

Предварительный просмотр:

Природа и люди в русских волшебных сказках

Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык… Сказки эти различаются не только тематически, а всем характером своих образов, особенностями композиции, художественными приемами… всем своим стилем».

Многие волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом

Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование

Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.

Среди наиболее известных русских волшебных сказок можно назвать следующие произведения: «Колобок», «Волшебное кольцо», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Конек Горбунок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Коза-Дереза», «Золотой петушок», сказки про Бабу-Ягу («Баба-Яга и заморышек», «Баба-Яга», «Баба-Яга и жихарь» и другие), «Морозко», «Финист – ясный сокол», «Сивка-Бурка», По щучьему веленью», «Маша и медведи», «Крошечка–Хаврошечка», «Сказка об Иване – царевиче, Жар-птице и сером волке» и другие.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича

На это обратил в свое время внимание А.М. Горький: «Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод»

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке «Три царства» герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами.

Природа в сказке обнаруживает органическую связь с героем – и это единство носит фантастический характер. Так, если герою плохо, то и в природе происходят изменения, указывающие на это; если герой справился со всеми невзгодами, то и природа торжествует с ним вместе: «Вот пока его не было в царстве, в саду все деревья стояли с сухими верхушками; а как он явился, тотчас ожили и начали цвести».

Медведь

«Медведь косолапый», «Михаил Потапыч» или просто Мишка по своей популярности, не отстает от Лисы. Этот персонаж часто представлен в сказке, как ленивый, толстый и неуклюжий. Большой и косолапый, он медлительный, глупый и опасный. Часто он угрожает слабому своей силой, но в конечном счете всегда проигрывает, потому что важна не сила, а быстрота, ловкость и ум — таков смысл сказок с участием Мишки. Самые популярные сказки — «Три медведя», «Маша и Медведь», «Вершки и Корешки». Однако, в реальной жизни, бурый медведь не настолько и медлителен, как это можно предположить. Он может очень быстро бегать и, кроме того, особой глупостью не отличается. В остальном же, его «сказочный» образ имеет с ним много общих черт: он действительно, большой, опасный и немного косолапый: при ходьбе его носки смотрят немного внутрь, а пятки — наружу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Like children
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: