Где и кто изобрел?
Деревянная куколка с привычной для нас росписью и краснощеким лицом появилась не так уж давно. Не стоит приписывать ей солидный возраст и искать истоки корней у древних славян. Известно, что первую матрешку сделали в 1890-х годах. Рождение игрушки связывают с популярностью русского стиля и интересом к народной культуре. Забавная куколка изначально должна была демонстрировать традиционные наряды жителей различных губерний, однако она многим полюбилась, что и привело к дальнейшему развитию промысла.
Родина прототипа матрешки – Япония. Многие бы никогда не подумали об этом, но именно в восточной стране очень давно было принято делать кукол-неваляшек и разъемные деревянные фигурки.
Одна из них изображала мудреца по имени Дарума. Считалось, что он помогает в исполнении желаний и приносит счастье. Японцы до сих пор используют такие фигурки, устанавливая их на домашнем алтаре.
Также есть мнение, что предшественника матрешки создал беглый русский монах, поселившийся на острове Хонсю. За основу он взял фигурку бога по имени Фукурокудзю, который обычно изображается в виде благообразного старца с посохом или веером. Игрушка имела грушевидную форму, а внутри содержала еще несколько куколок, олицетворяющих других божеств. Считается, что такую фигурку однажды привезли в усадьбу Мамонтова, и именно с этого момента начинается история матрешки в России.
В гостях у известного мецената оказался художник Малютин, который заинтересовался диковинкой и вдохновился на создание собственного эскиза. Деревянные формы поручили выточить мастеру Звездочкину. С появлением куколки само собой пришло имя – Матрена, оно было одним из наиболее распространенных и популярных на Руси. Некоторые исследователи считают, что художник никакого отношения к происхождению матрешки не имеет, а игрушку для детей придумал и сделал именно Звездочкин.
История возникновения
Семеновская матрешка и мериновская — это то же самое? Ученые, занимающиеся исследованиями в области истории искусства, до сих пор спорят и к единому решению не пришли. Но то, что это аналогичные промыслы, несомненно.
Матрена потрясла всех на Всемирной Парижской выставке 1900 года. Мастерам народных художественных промыслов стала сильно интересна эта игрушка. В России сформировался ряд центров для ее производства. Одним из них стал маленький городишко Семенов, располагающийся в 70 километрах от Н. Новгорода.
В глухом нижегородском лесном Заволжье располагалось поселение староверов, которое затем стало городом. Он славился росписью по дереву, которая называется «золотой хохломой».
Село Мериново располагается в 8 километрах от Семенова. Отпрыском токаря А. Валгина была привезена из Сергиева Посада деревянная кукла (мужик с усами и бородой), выкрашенная в салатовый цвет. Мастер сразу же принял решение выточить куклу, состоящую из 2 элементов, вставляющихся, как пасхальные яйчата, один в другой. Так началось рождение семеновской матрешки. Поначалу она была выкрашена в пурпурный цвет, потом токарь изготовил лысого, усатого и бородатого мужичка и солидного мужчину в шляпе и пальто.
Однако реально прославила семеновскую матрешку и определила ее образ семья мастера А. Майорова. История ее такая. Мастер, посетив Н. Новгород, привез с ярмарки нераскрашенную деревянную куклу-болванку. Его дочь Люба посредством пера гуся нанесла на нее все контуры, а после раскрасила кисточкой анилиновыми красителями. На голове она нарисовала русский кокошник, а в середине разместила ярко-алый цветок, схожий с ромашкой. Фактически дочь Арсения превратила обыкновенную пустотелую куклу с ярмарки в великий русский символ. Именно в такой манере и стали в дальнейшем расписывать семеновскую матрешку.
Процесс изготовления
Чтобы игрушка получилась красивой, нужно правильно подобрать основу. Чаще всего используют древесину липы: она хорошо поддается обработке и довольно пластична. Иногда также применяют ольху или березу. Дерево нужно как следует просушить, чтобы оно стало пригодным для работы.
Процесс создания заготовок включает несколько этапов:
- начинают с самой маленькой фигурки;
- затем делают следующую: сначала вытачивается цельная форма, после чего ее разрезают пополам и удаляют древесину, чтобы внутри могла поместиться первая куколка;
- этапы повторяются нужное число раз в зависимости от количества фигурок.
Игрушки просушивают и полируют, а затем приступают к росписи. Художник может использовать разные типы красок: акварель, масло, темперу, гуашь. Многие мастера отдают предпочтение именно последней, следуя традиции.
Матрешки стали неотъемлемой частью культуры, но история этой игрушки не застыла во времени, она продолжает развиваться. Появляются новые стили и сюжеты для росписи, новые формы: от миниатюрных до гигантских. Матрешка вошла и в цифровой мир – с 2020 года ее включили в число символов эмодзи – смайликов, используемых в интернете.
На фабрике в городе Семенове, находящемся в 70 километрах от Нижнего Новгорода, изготавливают известных во всем мире матрешек. Посредством популярного русского сувенира семеновская роспись сделалась национальным культурным достоянием. А местом рождения ее стало село Мериново, неподалеку от Семенова. О том, как возникла семеновская матрешка и роспись, о сегодняшнем положении ремесла, а кроме того, о специфичности техники росписи — мы рассказываем в нашей статье.
История создания матрешки
Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера. Эту игрушку по праву считают самым известным и популярным русским сувениром. История создания матрешки очень интересна и до сих пор вызывает вопросы. Существует версия, согласно которой русский мастер создал фигурку матрешки, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская куколка, в которую вкладывались еще несколько куколок, символизировала местных богов счастья.
Разъемные куколки существовали и в других культурах, например, в Индии и в Китае. Истинное происхождение матрешки до сих пор остается загадкой. Однако, наиболее вероятно, русский мастер создал знаменитую игрушку, вдохновившись славянскими образами. Мастер из Подмосковного Подольска Василий Звездочкин изобрел форму матрёшки в 1890-х годах, утверждая что он не видел ранее японские деревянные игрушки. Вопрос о происхождении знаменитой игрушки требует дальнейшего изучения.
Матрешка – развивающая игрушка! Польза любимой матрешки в развитии детей
Матрешка в развитии детей – неоценимое подспорье, несмотря на свою кажущуюся простоту. Чем же полезна матрешка для ребенка?
Матрешка знакомит малыша с русским народным творчеством, традиционной русской культурой.
Ребенок, играя с матрешкой, развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы рук и пальцев, что немаловажно для развития речи.
Данную игрушку можно рекомендовать как одну из первых для ребенка: она является не только привлекательной, но и экологичной, а также безопасной благодаря своей округлой форме.
Матрешка помогает познакомиться с цветами в игре, развивает тактильное и зрительное восприятие.
Необходимость собирания и разбирания игрушки, обусловленная ее конструкцией, тренирует внимание и мышление ребенка.
С помощью матрешки легко объяснить малышу понятия «большой-маленький», «больше-меньше», «перед-за-между», познакомить с основами счета.
Матрешка – отличная игрушка для ролевых игр. Сама идея матрешки подразумевает игру в семью, где есть матрешка-мама и ее дети разного возраста.
Чтобы матрешка была именно обучающей игрушкой, не делайте ее привычным предметом интерьера, который постоянно находится в поле зрения малыша
Доставайте матрешку только на время занятия, чтобы сохранить интерес ребенка к ней. Кроме того, не забывайте, что положительные эмоции являются залогом успеха развивающих занятий – проводите игры, когда кроха к ним расположен
Чтобы матрешка была именно обучающей игрушкой, не делайте ее привычным предметом интерьера, который постоянно находится в поле зрения малыша. Доставайте матрешку только на время занятия, чтобы сохранить интерес ребенка к ней. Кроме того, не забывайте, что положительные эмоции являются залогом успеха развивающих занятий – проводите игры, когда кроха к ним расположен.
История матрешки – русской народной игрушки для детей
История деревянной игрушки матрешки туманна, поскольку разные источники описывают ее по-разному. Большинство публикаций в СМИ и Интернете рассказывают о том, что первая матрешка была создана в конце XIX века, во время расцвета интереса общества к собственной национальной культуре. В московской мастерской «Детское воспитание», созданной специально для сохранения традиций русской народной игрушки, токарь Василий Звездочкин выточил первую разъемную куклу. Прообразом матрешки, как утверждают источники, является японская фигурка Фукурумы (варианты написания – Фукурими, Фукурама, Фукурокуджу, Фукурокудзю), одного из семи богов удачи, бога мудрости и учености.
Художник Сергей Малютин, пропагандист «русского стиля», считается автором эскиза, «отцом матрешки», кроме того, именно он и раскрасил получившуюся игрушку. Она являла собой круглолицую женщину-крестьянку, одетую в вышитую рубашку и сарафан. На ней был передник и цветастый платок, а в руках она держала черного петуха. Внутри куклы помещалось еще 7 фигурок: три сестренки, одна из которых с серпом, а другая с караваем, братик в расписной рубахе, еще две сестренки и спеленатый младенец – самая маленькая, неразделяемая кукла. В 1900 году матрешка получила признание на Всемирной выставке в Париже, что привело к росту спроса на эту игрушку.
На самом деле, авторство матрешки доподлинно не установлено. С одной стороны, исследователи единогласно приписывают его художнику Малютину. Однако токарь Звездочкин в своих воспоминаниях утверждает, что придумал и создал игрушку именно он. Кроме того, в наследии художника Сергея Малютина действительно отсутствует эскиз матрешки.
Также существует путаница с датой происхождения матрешки. Называют и 1893, и 1896, и 1898 годы. Сам Звездочкин вообще упоминает 1900 год – но в апреле уже состоялась Всемирная выставка, и, возможно, автор допускает неточность в датировке (мемуары были написаны 50 лет спустя). Кстати, Звездочкин говорит о создании трех- и шестиместной матрешек, хотя в Музее игрушки в Сергиевом посаде хранится матрешка из 8 элементов, и именно она считается первой.
Что касается японского происхождения матрешки, то и на этот счет вопрос остается открытым. Действительно, японцы были отличными мастерами токарного дела. Однако идея разъемных игрушек была традиционной в русском народном промысле – вспомните хотя бы о пасхальных яйцах. Всем известна и сказка о железном сундуке, внутри которого сидит заяц, а внутри него утка, в утке яйцо – и вот там-то и находится смерть Кощея… Возможно, именно таков глубинный смысл матрешки: чтобы дойти до истины, необходимо до нее буквально докопаться, сорвав все покровы-крышечки.
Первая русская матрешка не имела имени. Матрешка, по всеобщему мнению исследователей – это сокращенная форма популярного в России имени Матрёна, которое, в свою очередь, имеет латинские корни и переводится как «знатная женщина». Кроме того, имя матрешки перекликается с древнеиндийским словом «матри», что переводится как «мать». Индуистская мифология описывает матри как женские проявления божественных начал, число матри колебалось от 7 до 16. Похоже на нашу матрешку, не правда ли?
И все же…
Кстати, история возникновения разборных кукол уходит своими корнями именно в российское прошлое. Еще в Древней Руси были известны так называемые писанки — художественно раскрашенные пасхальные яйца из дерева. Иногда их делали полыми внутри и закладывали туда меньшее по размеру яйцо. Похоже, что именно эти писанки становились незаменимыми атрибутами в русских народных сказках, где смерть Кащея обязательно находилась в яйце, яйцо в утке и так далее.
Странно осознавать, что русская матрешка, картинки которой представлены в данной статье, окутана столькими легендами относительно своего происхождения. Однако это действительно так. Что лишний раз доказывает: кто бы ни сделал матрешку и чем бы он ни руководствовался при этом, этот человек (или смогли задеть людей за живое. Ведь только то, что очень нравится и постоянно на слуху, обрастает таким количеством сказочных предположений. Русская матрешка — сувенир, которому рад и стар, и млад. Это факт.
Виды
Элементы промысла
Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.
(Матрёшечная семья из 8 куколок)
Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.
Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.
Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.
(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков)
В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.
Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:
- загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
- мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
- семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
- полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
- вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.
(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины)
Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.
Полхолвский Майдан русские матрешки
Полховский Майдан расположен к юго-западу от Нижнего Новгорода в 240 км от него. Родина другого стиля матрешек и матрешек. Река Полховка в старину была широкой и большой, ее окружали леса – именно поэтому люди выбирают это место для заселения Нового Села. Теперь Полховка стала небольшим ручьем, а деревня превратилась в центр ремесел. Первая матрешка была сделана на Полховском Майдане в 1930-е годы, как и другие товары в то время кукла была сделана покерной работой.
Типичный Майдан столярные изделия
Деревянная работа была старой традицией Майдана. Любые игрушки делались на вспенивание: самовары, птицы, копилка, солонки и яблоки. . Мастера Польховского Майдана, как и мастера Семеновского, используют анилиновые краски. Матрешки были обклеены, ярко раскрашены и покрыты лаком. Цвета матрешек Полховского Майдана ярче и выразительнее цветов матрешек Семеновского, их орнаменты тоже больше.Зеленый, синий, желтый, фиолетовый и малиновый цвета используются для контраста друг с другом, для создания выразительного и яркого орнамента. Насыщенность цвета достигается наложением одного слоя красителя на другой.
Майдан стиль
Матрешки Полховского Майдана выполнены в крестьянском первобытном стиле, напоминающем детские рисунки. Это типичная деревенская красавица с нахмуренными бровями и лицом, обрамленным черными локонами. Локоны волос являются подлинным элементом местного женского головного убора.
Женщины постарше прикрывали волосы кокошниками, девушки-ленточками. Перья черного Дрейка застряли в их головных уборах. Особое внимание художники Полховского Майдана, как и художники Семеновского, уделяли растительному орнаменту фартуков матрешек. Другие детали костюма матрешки они проигнорировали. Шиповник с множеством лепестков является основным элементом окраски фартука. Этот цветок всегда считался символом женственности, любви и материнства.
Полхов Майдан матрешка
Полхов Майдан матрешка
Этот цветок является частью каждой композиции мастеров Польховского Майдана. Иногда эта тема развивается и художник добавляет к основной Розе свои бутоны на ветвях.
Городская матрешка
Из села кукла перебирается в город Семенов. Судовладелец и биржевик Д. В. Сироткин основывает школу художественной обработки древесины (ШХОД). Ее возглавляет профессиональный художник, мастер художественных промыслов Г. П. Матвеев. В 1925 г. начинает функционировать матрешечная артель, в которой трудятся выпускники ШХОД. Артель первое время объединяла не больше 20 человек, главным образом надомников. Потом на базе артели образовываются общественные мастерские. Возрастает производство матрешек. В 1929 г. артель мастеров-игрушечников становится независимой. В 1932 г. она стала называться художественной фабрикой «Семеновская роспись».
Немало матрен изготовлено с того времени, но есть единственная, которую никто еще не превзошел. В 1970 г. изготовили заволжскую красавицу метровой высоты, диаметром 0,5 метра и толщиной стенок 0.5-0.6 миллиметров, включающую в себя 72 куклы. Масса этой матрешки приблизительно 30 килограммов. Художницам по росписи пришлось очень непросто. Ее занесли в Книгу рекордов Гиннеса, и сегодня она пребывает в Германии. Это не высшая точка для наших мастеров. Из страны восходящего солнца пришла заявка на заволжскую красавицу высотой 180 сантиметров.
Соавторство
Красивый божок восхитил известного художника-модерниста Сергея Малютина. Любуясь диковинкой, Малютин неожиданно загорелся интересной идеей. Для ее реализации он привлек токаря Василия Петровича Звездочкина, потомственного игрушечника. Малютин попросил мастера изготовить небольшую деревянную болванку, которая и была сделана в считаные минуты. Передавая болванку в руки художника, токарь еще не понимал смысла затеи. Не теряя времени, Малютин, подобрав краски, собственноручно расписал деревянный брусочек.
Каково же было удивление Зведочкина, когда он увидел, что в результате получилась маленькая кругленькая девушка в простом крестьянском сарафане с петухом в руках. Она состояла из двух половинок, внутри которых была все та же барышня, но уже меньших размеров. Всего их было восемь штук, причем каждая из них держала в руках другой предмет. Тут были и серп для жатвы, и корзинка, и кувшин. Интересно, что последняя фигурка изображала самого обычного младенца.
Однако историки-биографы, которые изучали деятельность Малютина, довольно скептически относятся к этой красивой легенде. Русская матрешка, картинки которой (хотя бы эскизно) не найдены в наследии художника, не могла быть придумана за секунду. А для общения с токарем нужны были наброски и чертежи.
Матрешки русские матрешки в советское время
Историю матрешки можно разделить на три периода:
1) 1890-1930-е гг. 2) 1930-е гг.-начало 1990-х гг. 3) Начало 1990-х гг. до настоящего времени.
Первый период дал нам первую русскую матрешку и разработал много новых типов, которые были положены на основу современных матрешек. Расцвет типов матрешек был прерван строительством социализма в СССР. Почему? Советское правительство уделяло большое внимание строительству заводов, на которых производились изделия народных промыслов! Да, это верно. Главная проблема в этом. Изделия ручной работы нельзя производить на фабриках – они не являются предметами массового производства.Для фабричного производства было разработано несколько типов матрешек: Семеновского, Сергиево-Посадского, Кировского (Вятского) и некоторых других. В СССР было запрещено частное изготовление матрешек и производство других изделий ручной работы – ремесленникам приходилось работать на заводах, где не было возможности ни заработать достаточно денег на свой труд (ставки были довольно низкими, как на других государственных предприятиях), ни проявить свои художественные способности (товары должны были быть достаточно простыми для массового производства)
В СССР было запрещено частное изготовление матрешек и производство других изделий ручной работы – ремесленникам приходилось работать на заводах, где не было возможности ни заработать достаточно денег на свой труд (ставки были довольно низкими, как на других государственных предприятиях), ни проявить свои художественные способности (товары должны были быть достаточно простыми для массового производства).
Помню рассказ старого Крафтера с Полховского Майдана о работе в советское время. Тем, кто не работал на заводе, не разрешалось использовать домашние токарные станки для токарной обработки, “вырубалось”электричество. Милиция и представители власти контролировали автомобильные и железнодорожные вокзалы, чтобы предотвратить возможность возить в другие регионы страны готовые ремесленные изделия для продажи . Тем не менее люди производили свои товары и привозили их в разные регионы Советского Союза: Дальний Восток, северные области, Республики Южной и Центральной Азии.
Легче было работать на заводах Семеновского завода, где создавалось много новых видов деревянных игрушек. Эти игрушки (и матрешки среди них) экспортировались во многие страны мира. Несмотря на то, что все вещи слишком похожи, они похожи друг на друга, и им не хватает червя ручной работы.
То же самое произошло и с Сергиево-посадскими матрешками. В 1920-е годы матрешкины мастера артели “Ремесленная Артель” переименовали в “Рабоче-Крестьянскую Красноармейскую артель” , которая в 1928 году стала игрушечной фабрикой № 1. Период свободной работы закончен. На фабрике выпускалось несколько простых видов кукол. Надо сказать, что были люди, которые создавали и рисовали оригинальные матрешки, но это было не типично. Такие матрешки покупали частные коллекционеры и сейчас встречаются довольно редко.
В начале 1990-х годов, когда старая экономическая система уничтожала художников и талантливых ремесленников, появилась свобода для создания нового типа матрешек и других ремесел.
В советское время многие фабрики по всей стране изготавливали матрешки. Во время планирования экономики, когда некоторые мудрые ребята из Госплана (это означало бы Госплан) решил, что было бы неплохо сделать как можно больше матрешек, чтобы каждый человек на Земле мог получить свои матрешки, поэтому матрешки были сделаны в Молдавии (южная часть СССР), на Украине, в республиках Кавказа (???), В Башкирии, Карелии и многих других местах. Никого не интересовало, что нельзя было совместить с инструментами и деревом мастерство людей и их мастерство. Без родных традиций матрешка потеряла свое очарование и стала обычной деревянной игрушкой, очень примитивной и простой.
Единственным местом, где матрешка нашла свой новый дом, был Киров-Старый город с глубокими корнями и традициями деревянного дела. Сейчас Кировская матрешка имеет свой стиль и до сих пор производится на заводе.
Процесс изготовления
Изготовление игрушки отличается определенными особенностями.
Изготовление
Вначале требуется выбрать подходящую разновидность древесины. В силу мягкости преимущественно применяют липу. Иногда для этой цели используют березу или ольху. Деревья, как правило, рубят ранней весной, снимая кору. Однако это делают не полностью, что помогает избежать появления трещин.
После этого бревна складывают и несколько лет сушат. Заготовка древесины может осуществляться в регионе изготовления игрушек. Также часто применяется завозное дерево.
После завершения процесса изготовления рекомендуется приступать к созданию следующей фигурки, в которую должна войти первая. Заготовку требуемой высоты стоит обработать и разрезать на 2 части – верх и низ. Вначале делают нижнюю часть. После этого удаляют древесину, чтобы меньшая кукла хорошо вставлялась внутрь. Число куколок бывает разным.
В заключение каждое изделие требуется покрыть масляным лаком. После сушки и полировки изделия рекомендуется раскрашивать. Для этого допустимо применять гуашь или акварель. В более редких случаях используют масляные красители. Чаще всего мастера по сей день применяют гуашь.
Роспись
Контуры могут быть обведены черным или выжигаться. При изготовлении вятских матрешек применяли оформление орнаментами из соломки. Образы могут быть реализованы в виде растительных мотивов и сказочных персонажей. В качестве примера аналогичной росписи могут выступать деревянные пасхальные яйца.